Василий Анкирский
- 1 year ago
- 0
- 0
Васи́лий епископ Анки́рский ( греч. ̓Βασίλειος ὁ Ἀγκύρας ; лат. Basilius Ancyranus ; IV век ) — христианский богослов IV века , преемник Маркелла Анкирского в качестве епископа Анкиры , писатель. В период арианского спора выступал в качестве сторонника Никейского Символа веры , придерживаясь умеренно взглядов. В то же время Василий являлся основателем и сторонником духоборчества .
Василий происходил из малоазийской провинции Галатия и был первоначально врачом. В 336 году, после осуждения епископа Маркелла, стал епископом Анкиры, после чего следующие годы прошли в борьбе за эту кафедру с арианами . По мнению В. В. Болотова , Василий был «одним из достойнейших лиц своего времени, серьёзный богослов». Его расхождения во взглядах с Афанасием Великим, лидером «никейской» партии, если и были, носили не принципиальный характер . На Сардикийском соборе в 341 году он, вместе с другими православными епископами, был признан епископами Западной Римской империи невиновным в догматических и канонических нарушениях, в которых их обвиняли ариане . После того, как теологические взгляды сторон в арианском споре стали более чётко выраженными, Василий принял точку зрения о подобии Иисуса Христа Богу Отцу по существу, др.-греч. όμοιούσιον . По имени Василия эта партия называется «василиане» .
На в 351 году состоялся диспут Василия с учеником Маркелла, Фотином , после которого последний был осуждён . После того, как в Антиохии были осуждены как «единосущие», так и «подобосущие», в 358 году Василий созвал в Анкире , на котором были приняты 18 анафематизмов против Маркелла Анкирского и более радикальных ариан, аномеев . Принятая этим собором вероисповедальная формула была отправлена императору Констанцию II , что привело к отстранению антиохийского епископа Евдоксия и кратковременному торжеству «василиан» . 22 мая 359 года Василий Анкирский поставил свою подпись под « », особо указав, в каком смысле он понимает слова «во всём» во фразе «Сын подобен Отцу во всём» .
Иероним Стридонский сообщает о том, что во время правления императора Констанция II Василий был в единомыслии с македонианином архиепископом Евстафием Севастийским . Сократ Схоластик пишет о том, что македониане : Василий Анкирский, Сильван Тарсийский, Софроний Помпеопольский, Пасиник Зильский, Леонтий Химанский, Калликрат Клавдиопольский и Феофил Катавальский подали коллективное прошение императору Констанцию II , в котором просили правителя изгнать с кафедр епископов, исповедующих неподобие Отца и Сына ( аномеев ) и места изгнанных отдать им. Но император не внял прошению, ответив только следующее: «Я ненавижу вражду, а сохраняющих единомыслие люблю и уважаю». Суда сообщает о том, что именно Евстафий Севастийский и Василий Анкирский являются основателями и создателями духоборчества .
Иероним Стридонский в своей книге «О знаменитых мужах» посвящает Василию 89 главу. Он сообщает, что Василий написал книгу против Маркелла , книгу о девственности и ряд других работ. Сочинения Василия не сохранились.
Епископа Василия Анкирского не путать со священномучеником Василием, пресвитером Анкирским († 362-363), память которого отмечается Православной церковью 22 марта (4 апреля по новому стилю).