Interested Article - Базилика

Руины базилики Максенция-Константина на Римском форуме (начало IV века)
План базилики Максенция-Константина
Интерьер однонефной базилики Константина в Трире, Германия (начало IV века)
Трёхнефная базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (VI век)
Главный неф пятинефной Латеранской базилики в Риме
Романская базилика в Пизе (X век)

Бази́ли́ка ( греч. βασιλική — «дом базилевса , царский дом») — тип строения прямоугольного плана . В развитой форме христианская базилика обычно состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов . В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика , являющемуся разновидностью зального храма . Среди других типов базиликальных построек выделяется купольная базилика с куполом (обычно на барабане), возведённым над средокрестием , образующимся от пересечения нефа и трансепта .

Со временем термин «базилика» приобрёл широкое значение, выходящее за границы обозначения собственно планировочного типа здания. Базиликами стали называть наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения. О религиозном значении термина см. базилика (титул) . «Базиликальным разрезом» в теории архитектуры именуется чертёж поперечного разреза здания, раскрывающий соотношение разновысоких нефов, устройство опор, перекрытия и окон. «Базиликальным типом освещения» — расположение окон в верхней части центрального нефа, над кровлями боковых нефов .

Древнеримские базилики

В Древней Греции местом, где заседал архонт-басилевс (выборная должность «главного правителя»), мог быть любой дом и даже городская площадь ( агора ) либо крытая галерея — стоа , в этом случае она называлась Царская стоа ( греч. Στοα βασιλική ). В Афинах царская стоа (или галерея правителя), в которой заседал архонт , была разделена рядами колонн на три части, средняя из которых заканчивалась полукругом ( греч. άψίς ). Такая планировка стала прототипом римских базилик. После завоевания Греции Римом и падения Коринфа в 146 г. до н. э. римляне стали строить в греческих городах специальные, удлинённые в плане здания с возвышением в апсиде , где стоял трон архонта-басилевса.

Наиболее ранние римские базилики, обычно располагаемые на форумах, прямоугольные в плане, не имели нефов и даже апсиды. Некоторые были надстроены вторым этажом или окружены колоннадой наподобие перистиля . Самые ранние примеры: базилика Порция (184 г. до н. э.) и базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54—46 гг. до н. э.), завершённое при Августе. Функции базилики, где устраивали трибуналы (возвышения для консулов и преторов, вершивших гражданский суд), выполняла Курия Юлия (ныне на Римском форуме находится реконструкция 1932—1937 годов). Перед трибуналом находился алтарь для жертвоприношений. В Курии Юлия заседали авгуры и сенаторы . В подобных общественных зданиях проводили судебные процессы, решали финансовые вопросы, торговали. В базиликах укрывались от непогоды.

Строительство по типу базилики велось и в других городах Италии и в римских провинциях. Так, в 120 г. до н. э. была воздвигнута монументальная базилика в Помпеях . Она сильно пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Это самая старая базилика, руины которой сохранились до наших дней.

В IV веке базилика, до этого занимавшая в античном зодчестве довольно скромное место, становится излюбленным типом . Ранние базилики были перекрыты плоской кровлей с открытым или «подшивным» деревянным потолком. Отлично сохранившийся пример — Aula Palatina в Трире (310). Первой базиликой, перекрытой каменным сводом , считается колоссальная базилика Максенция на Римском форуме (306—312 гг.) .

Раннехристианские базилики

Наиболее ранние церковные здания историкам архитектуры не удаётся связать с каким-либо определённым типом постройки. Первые христиане собирались в римских домах, в перистилях и атриумах. Поэтому устойчивым является предположение о происхождении здания христианской церкви ( лат. domus ecclesiae ) не от римских базилик, а от молитвенных дворов, окружённых стенами или колоннадой, как это было принято в эллинистической Сирии и Палестине, и лишь позднее перекрываемых кровлями. Другим источником происхождения церковных зданий являются кубикулы — молитвенные помещения в христианских катакомбах и в жилых домах. Ещё один источник — зал для аудиенций в римских императорских дворцах .

Позднее, здания, специально построенные для христианских богослужений, соответствовали типу римской базилики, ибо тот не имел стойких ассоциаций с язычеством . Тип базилики — наиболее распространённый тип христианского храма IV—VI веков и основной тип пространственной композиции продольных христианских храмов в последующие века .

Само название базилики , по наблюдению Евсевия Кесарийского , созвучно с именем Веселеила — искусного библейско-ветхозаветного строителя Скинии — первого израильского переносного храма , а также Ковчега Завета и священной утвари ( Исх. ; ), резчика по металлу, камню и дереву, мастера лепки различных фигур, отделки и оправки драгоценных камней, пошива особых тканей и священных одежд священников .

После издания Миланского эдикта в 313 году, ознаменовавшего прекращение гонений на христиан, началось массовое возведение церквей в Риме и за его пределами. При этом базиликальный тип постройки продолжал противопоставляться традиционному типу языческого храма. Прямоугольный план ориентировали по сторонам света: ранние базилики были обращены по античной традиции алтарём на запад, главный вход открывался на восток, навстречу восходящему солнцу. Только позднее, после Крестовых походов, алтарную апсиду стали ориентировать на восток, в сторону Иерусалима , а ранее построенные здания «поворачивали». С функциональной точки зрения базиликальная постройка отличалась большой вместительностью, с символической — напоминала своей протяжённостью ноев ковчег (см. неф ).

В отличие от своих языческих предшественников, акцентировали удлинённый план базилики от апсиды на востоке до входа ( нартекса ) на западе. Осевую композицию подчёркивали параллельные ряды колонн между нефами, над которыми надстраивали арки. Потолки со временем стали делать не подшивными, а с открытыми кессонами деревянных балок, украшая их резьбой и росписью.

В Восточной Римской империи до VII века господствовал тип базилики в три или пять нефов с расположенными на одной оси нартексом, экзонартексом и атрием . Такие храмы были не так сильно вытянуты, как в Риме, и часто обстраивались с трёх сторон галереями. Примером может служить пятинефная базилика Святого Димитрия в Салониках (V век).

Дальнейшая эволюция

Со времени Юстиниана в византийской архитектуре начинает преобладать идея купола и купольной базилики, проявившаяся уже в константинопольской базилике Святой Ирины (ок. 530 г.). В качестве основного типа византийского храма утвердилась компактная постройка с центрическим планом: крестово-купольный храм , или храм типа вписанного креста, храм «на четырёх колоннах» средокрестия, а также зальные церкви. Именно такие композиционные схемы получили дальнейшее развитие в архитектуре итальянского Возрождения и барокко . Однако отдельные постройки базиликального типа продолжали строить в Византии вплоть до падения империи в середине XV века.

На Западе Европы базилика продолжала оставаться базовым типом храма и в Средние века. В на смену колоннам пришли столбы (пилоны) прямоугольного сечения, были выделены трансепт и , а над средокрестием стали возводить световые башни — тибуриумы . По мере того, как над базиликами всё чаще надстраивали башни, как над стредокрестием, так и на восточной и западной ( вестверк ) оконечностях храма, вместо былой протяжённости зодчие стали ценить вертикальную устремлённость храмов.

Это переосмысление эстетических установок получило дальнейшее развитие в романских и готических соборах . Для базилик XI—XII веков характерно членение протяжённого внутреннего пространства на ряд компартиментов. В районе Рейна распространился тип романской базилики с двумя хорами, на востоке и западе, причём вход располагался с южной стороны через боковой неф .

Как пример базиликального храма в России можно рассмотреть храм преподобного Сергия Радонежского по проекту архитектора Фридриха Августа Штюлера , 1873, являющийся бывшей лютеранской кирхой

Возвращение к идее древней базилики проповедовали некоторые зодчие-эклектики XIX века; примером может служить базилика Святого Мартина в Туре. В США наиболее точным приближением к римской базилике считается в пенсильванском городке , освящённая в 1888 году. На территории России нет ни одного базиликального храма классического типа.

Примечания

  1. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 72
  2. Власов В. Г. . Базилика // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 17—21
  3. Rome. Paris: Michelin et Cie, 1997, p. 116
  4. Doc. Ing. arch. Dr. Bohuslav Syrový, CSc. Architektura. — Praha: SNTL - Nakladatelství technické literatury, 1972. — С. 328.
  5. Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика. — М.-СПб.: Алетейя, 2000. — С. 12—19
  6. . Дата обращения: 8 марта 2012. 14 января 2012 года.
  7. . Дата обращения: 19 марта 2019. 24 апреля 2018 года.
  8. Комеч А. И. Храм на четырёх колоннах и его значение в истории византийской архитектуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. — М.: Наука, 1973. — С. 64—77

Литература

  • Krautheimer, Richard . Early Christian and Byzantine architecture (англ.) . — New Haven: The Yale University Press, 1992. — ISBN 0-300-05294-4 .
  • , well illustrated.
  • Syndicus, Eduard, Early Christian Art , Burns & Oates, London, 1962
  • from Samuel Ball Platner (as completed and revised by Thomas Ashby), 1929. A Topographical Dictionary of Ancient Rome (London: Oxford University Press )
  • Paul Veyne, ed. A History of Private Life I: From Pagan Rome to Byzantium, 1987

Ссылки

Источник —

Same as Базилика