Interested Article - Теопасхизм

Августин в книге «De Haeresibus ad Quodvultdeum Liber Unus» («Ереси, попущением Бога, в одной книге») о феопасхитах: «Существует ещё одна ересь, которая говорит, что во Христе, Божество страдало, когда плоть была прикреплена к Кресту» ( лат. «Alia est hæresis, quæ dicit in Christo divinitatem doluisse, cum figeretur caroejus in cruce» . ). « Smaragdus ». рукопись IX века .

Теопасхи́зм , или феопасхи́зм ( от др.-греч. θεός — « Бог , Божество » + др.-греч. πάσχω — « претерпевать, страдать »; буквально: «богостражничество», или «богострадание» ) — учение монофизитов , согласно которому Христос страдал на Кресте божественной природой . Другое название этой ереси , употреблённое безымянным автором трактата «Предестинат» ( лат. Praedestinatus — «предопределённые») — феопонита́рум ( лат. theoponitarum от др.-греч. θεός — « Бог, Божество » + др.-греч. πονέω «страдать, мучиться, болеть» ). Соответственно те, кто являются приверженцами данного учения, называются: теопасхи́ты ( феопасхи́ты ) ( др.-греч. θεοπασχίται ) или феопони́ты ( лат. theoponitæ ).

История

В своём окружном соборном послании одним из первых осудил теопасхизм в IV веке папа Римский Дамас , провозгласив на всех его последователей анафему :

Кто говорит, что в крестных страданиях Сын Божий болезновал Божеством, а не плотью и разумною душой, которую, как говорит святое Писание, восприял Он в образе раба, анафема да будет. Кто не допускает, что Бог-Слово пострадал плотски, распят был плотски, вкусил смерть плотски и соделался перворожденным из мёртвых, поколику Он, как Бог, есть жив и Слово животворящее, — анафема будет .

«Богостражники» описаны Филастрием в книге «Liber de Haeresibus» и Августином в книге «De Haeresibus ad Quodvultdeum Liber Unus»; у первого автора это 92 ересь, у второго автора это 73 ересь. У обоих авторов данные еретики без названия.

Одним из главных распространителей теопасхизма считается Пётр II Кнафей (Фуллон) — патриарх Антиохийский (490-е годы). Пётр сделал добавление к Трисвятому — «распятый за нас» ( греч. ὁ σταυρωθεὶς δι’ἡμᾶς ), которым хотел выразить, что в страданиях Христовых страдала вся Святая Троица . Множество последователей теопасхизма было в Александрии в патриаршество Иоанна V Милостивого (609—620) .

С обличением взглядов теопасхитов выступили Анастасий Синаит («Путеводитель», гл. 12) , патриарх Константинопольский Никифор I («Обличение и опровержение»), Никита Стифат («Никиты, монаха и пресвитера Студийского монастыря , рассуждение против франков , то есть латинян ») , Исидор Пелусиот («24 Письмо к Феофилу») ; Тимофей пресвитер Константинопольский («О способе принятия еретиков», сочинение вошло в Славянскую Кормчую книгу ) ; особенно ревностно обличал теопасхитов патриарх Константинопольский Фотий (284 письмо: «Против содержащих ересь феопасхитов», 285 письмо, сочинение Мириобиблион , Евфимий Зигабен («Догматическое всеоружие Православной веры») , Никифор Каллист Ксанфопул («Церковная история») , Никодим Святогорец («Пидалион», «Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников») , Максим Грек («Слово на арменское зловѣріе») .

Иоанн Дамаскин в своём сочинении «Книга о правой вере» писал о том, что 4 Вселенский собор осудил ересь теопасхитов, которую исповедовали Евтихий и Диоскор :

«Четвёртый собор, что в Халкидоне 630 (святых отцов) на Евтихия и Диоскора феопасхитов» .

На пятом заседании Второго Никейского собора Патриарх Константинопольский Тарасий в своей речи против иконоборцев , перечисляя еретиков , упоминает среди них и теопасхитов:

Они (то есть иконоборцы), подражая евреям и сарацинам , язычникам и самарянам, а также манихеям и фантазиастам , то есть теопасхитам, захотели уничтожить существование честных икон .

Феофан Исповедник в своей книге «Хронография» сообщает, что в 536 году в Константинополе был церковный собор во главе с Римским папой Агапитом против теопасхитов:

«и переведён был в Константинополь Анфим еретик, епископ Трапезундский; в это же время Агапит, епископ Римский, прибыв в Константинополь, составил собор против нечестивого Севера , Юлиана Галикарносского и других теопасхитов, в числе которых и Анфим, епископ Константинопольский, как единомышленник их, был низвержен и прогнан после десятимесячного епископства.»

В 862—863 годах в Ширакаване был церковный собор, где решался вопрос о соединении греческой и армянских церквей . Патриарх Фотий прислал к католикосу армянскому Захарию послание с анафематизмами , которые предлагал подписать. Пятнадцатый анафематизм был против теопасхизма: «Если кто не исповедует, что Бог — Слово страдал Своей нераздельной Плотью, что бесстрастное, неотчуждаемое Его Божество не страдало, будучи во Плоти и страданиях, таковой да будет проклят» .

В православный греческий и славянский Чин отречения от ересей армянской и яковитской вошла анафема против теопасхизма: «Пропове́дующим нам Го́спода Иису́са Христа́ стра́стного по божеству́ да бу́дут про́кляти (παθητὸν κατὰ τήν θεότητα ανάθεμα)

Теопасхизм был осуждён на Римском соборе в 862 году, который определил: лат. «passionem crucis tantummodo secundum carnem sustinuisse» («[Христос] только плотью страдал на Кресте») .

Примечания

  1. Дата обращения: 12 января 2016. 4 марта 2016 года.
  2. . Дата обращения: 12 января 2016. 4 марта 2016 года.
  3. . Дата обращения: 18 июня 2017. 4 сентября 2018 года.
  4. Феопасхиты // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н . — 1910.
  5. . Дата обращения: 3 октября 2017. 7 декабря 2017 года.
  6. Лупандин И. Теопасхизм // Католическая энциклопедия / Глав. ред. В. Л. Задворный. — М.: Издательство францисканцев, 2011. — Т. 4. Р—Ф. — Стб. 1298—1299.
  7. Дата обращения: 7 ноября 2013. 24 сентября 2013 года.
  8. Дата обращения: 22 ноября 2022. 22 ноября 2022 года.
  9. . Дата обращения: 29 июня 2013. Архивировано из 11 августа 2013 года.
  10. . Дата обращения: 3 октября 2017. 8 декабря 2017 года.
  11. Дата обращения: 6 августа 2013. 3 ноября 2013 года.
  12. Дата обращения: 30 июня 2013. 15 ноября 2013 года.
  13. . Дата обращения: 29 июня 2013. 3 ноября 2013 года.
  14. 5 ноября 2013 года.
  15. . Дата обращения: 9 июля 2013. 26 марта 2013 года.
  16. . Дата обращения: 3 октября 2017. 8 декабря 2017 года.
  17. . Дата обращения: 3 октября 2017. 8 декабря 2017 года.
  18. (недоступная ссылка)
  19. . Дата обращения: 3 октября 2017. 8 декабря 2017 года.
  20. Дата обращения: 18 августа 2013. 3 ноября 2013 года.
  21. . Дата обращения: 3 октября 2017. 8 декабря 2017 года.
  22. . Дата обращения: 23 марта 2016. 4 марта 2016 года.
  23. Дата обращения: 17 декабря 2015. 22 декабря 2015 года.
  24. Дата обращения: 17 июля 2013. 27 мая 2014 года.
  25. . Дата обращения: 28 июля 2013. 12 октября 2013 года.
  26. . Дата обращения: 28 июля 2013. 7 июля 2012 года.
  27. . Дата обращения: 25 июля 2013. 24 сентября 2015 года.
  28. Джон Генри Блант . . от 25 марта 2017 на Wayback Machine

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Теопасхизм