Interested Article - Сарвастивада

Ранний буддизм
Письменные источники
Соборы
Махасангхика
Стхавиравада
* Ватсипутрия

Вайбхашика (также сарвастивада , санскр. सर्वास्तिवादि ; кит. трад. 說一切有郶 , упр. 说一切有部 , шоицею бу — «утверждающие всего и вся бытие») — философская школа буддизма , причисляемая махаянистами к хинаяне , в настоящее время не имеет прямых последователей, хотя её труды активно используются во многих школах махаяны .

Название «Вайбхашика» произошло от трактата « Махавибхаша » (санскр. — «Великий комментарий»), написанного мыслителем Паршвой [ источник не указан 152 дня ] (сохранился только в китайском переводе). Другое название — сарвастивада (от санскритских слов сарва — «всё» и асти — «есть»), связано с тем, что её представители учили, что всё (то есть все дхармы , сарва дхарма ) реально; все дхармы (прошлые, настоящие и будущие) реальны, и ничего более реального, чем дхармы, нет. Эта школа также утверждала, что дхармы обладают действительным онтологическим статусом (санскр. — дравья сат ), будучи одновременно и условными единицами языка описания психофизического опыта, то есть опять-таки дхарм (санскр. — праджняпти сат ).

Представители этой школы прежде всего занимались классификацией и описанием дхарм в контексте религиозной доктрины буддизма. Они также были и эпистемологическими реалистами, то есть не только признавали реальное существование внешнего мира вне воспринимающего сознания, но и утверждали его полную адекватность миру, воспринятому живыми существами и включенным в их сознание в качестве объектной стороны их опыта.

Важнейшим памятником этой школы является «Энциклопедия Абхидхармы» — « Абхидхармакоша » ( V век ), написанный великим буддийским мыслителем Васубандху (впоследствии — одним из основателей виджнянавады ).

Среди критиков сарвастивады был также Нагарджуна , который категорически не принимал идею подобных атомов элементов в основе наблюдаемых явлений и теорию причинности вайбхашики.

На Дальнем Востоке философия сарвастивады представлена в китайской школе -цзун и соответствующей японской школой Куся -сю, сосредоточенных на изучении « Абхидхармакоши » , переведённой с санскрита на китайский Сюаньцзаном .

См. также

Литература

  • Андросов В. П. // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц ; Ин-т философии РАН . — М. : Вост. лит. ; Академический проект ; Гаудеамус, 2009.
  • // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов . — М. : Советская энциклопедия , 1983. — С. 73. — 840 с. — 150 000 экз.
  • // Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб. : , 2000. — С. 77—91 . — ISBN 5-93597-019-8 .
Источник —

Same as Сарвастивада