Interested Article - Джетавана
- 2021-10-24
- 1
Джетавана (букв. «Роща Джеты») — один из самых известных буддийских монастырей или вихар в Индии (ныне штат Уттар-Прадеш ). Это была вторая вихара, подаренная Гаутаме Будде после в Раджгире . Монастырь был подарен главным учеником-мирянином, Анатхапиндикой . Джетавана находилась недалеко от старого города Саваттхи . На Шри-Ланке была также вихара под названием Джетавана.
Именно в Джетаване Будда дал большинство своих наставлений, проведя там 19 из 45 своих васс , больше, чем в любом другом монастыре . В комментариях к Сутта-нипате говорится, что второй вихарой была Мигараматусампада, возведённая в Пуббараме недалеко от Саваттхи главной мирской последовательницей Будды Висакхой . Будда жил попеременно в Джетаване и Мигараматупасаде, часто проводя день в одном, а ночь в другом месте .
Пожертвование Джетаваны
После первой встречи Анатхапиндика пригласил Будду в свой дом на трапезу, а после еды спросил, может ли он построить храм для него и его монахов в своем родном городе Саваттхи, на что Будда согласился .
Вскоре после этого Анатхапиндика вернулся в Саваттхи. В поисках места, которое было бы доступным для последователей и при этом достаточно уединённым, он наткнулся на парк, принадлежащий принцу Джете, сыну царя Пасенади из Косалы . Анатхапиндика предложил принцу купить у него парк, но тот отказался. Анатхапиндика упорствовал, тогда принц в шутку сказал, что продаст ему парк, если тот покроет его золотыми монетами, на что Анатхапиндика согласился .
Позже Анатхапиндика вернулся с телегами, нагруженными золотыми монетами. Когда принц Джета заявил, что он просто пошутил и всё ещё не хочет продавать парк, Анатхапиндика обратился к судьям, которые пришли к выводу, что принц Джета должен продать парк по указанной цене .
Привезённых денег оказалось недостаточно для покрытия одного небольшого места возле ворот. Тогда Анатхапиндика отправил своих слуг за монетами, но Джета, вдохновлённый искренностью Анатхапиндики, попросил уступить это место ему. Анатхапиндика согласился и Джета возвёл там ворота, над которыми была устроена комната. Анатхапиндика построил на участке жильё для монахов, комнаты для отдыха, кладовые и служебные залы, залы с очагами, кладовки, крытые галереи, залы для медитации, колодцы, ванные комнаты, пруды, открытые и крытые закутки .
В комментариях к Палийскому канону говорится (Папанча судани MA.i.50; комментарии к Удане UdA.56f), что Анатхапиндика заплатил за участок восемнадцать крор , которые Джета потратил на строительство подаренных ему ворот (очевидно, это было внушительное сооружение). Кроме того, Джета пожертвовал также много ценных деревьев для постройки зданий. Сам Анатхапиндика потратил на покупку парка и строительство 54 крора .
Церемония посвящения была очень пышной. В ней принял участие не только сам Анатхапиндика, но и вся его семья: его сын с пятью сотнями других молодых людей, его жена с пятью сотнями других благородных женщин, его дочери Маха Субхадда и Кула Субхадда с пятью сотнями других девушек. Кроме того, на празднике присутствовало пятьсот банкиров. Празднества в связи с посвящением длились девять месяцев .
В суттах Палийского канона вихару почти всегда называют Джетаване Анатхапиндикасса арама ( пали Jetavane Anāthapindikassa ārāma что означает «в роще Джета, в монастыре Анатхапиндики»). В комментариях говорится, что это было сделано намеренно (по предложению самого Будды), чтобы сохранить имя как раннего, так и позднего владельца и напомнить о двух очень щедрых людях, чтобы другие могли последовать их примеру. Вихару иногда называют Джетарамой (например, в Ападане Ap.i.400) .
Описание древней Джетаваны
Внутри Джетаваны
Некоторые постройки Джетаваны упоминаются в книгах под особыми названиями, а именно: Махагандхакути, Каверимандаламала, Косамбакути, Чанданамала Амбалакоттхака-асанасала. Согласно тибетским источникам, вихара была построена по плану, присланному дэвами Тушиты , и состояла из шестидесяти больших и шестидесяти маленьких залов. Дулва (тибетская Виная-питака) также подробно описывает декоративную схему вихары .
Всё это было построено по указанию Анатхапиндики; Пасенади построил ещё одно большое здание, которое называлось Салалагхара. В комментариях к Самъютта-никае говорится, что над воротами обитало божество-хранитель, призванное не допустить проникновения на территорию монастыря злодеев (SA.i.239). Сразу за монастырем росло дерево раджаятана, где, согласно Махавамсе обитало божество Самиддхисумана. В комментариях к Дхаммападе DhA.i.41 говорится, что страж ворот звался Сумана .
Вероятно, здесь был большой пруд Джетаванапокхарани, где Будда часто купался. Считается, что именно возле этого пруда Девадатта был поглощён адом Авичи .
На территории монастыря было множество деревьев, что делало его похожим на лес ( пали arañña ). На окраине монастыря была манговая роща. Перед воротами росло дерево Бодхи , посаженное Анатхапиндикой, которое позже стало называться Анандабодхи. Недалеко от ворот находилась пещера, получившая известность как Капаллапувапаббхара из-за происшествия, связанного с Макчариякосией .
Согласно Дивьявадане Dvy.395f, вплоть до времён императора Ашоки на территории Джетаваны находились ступы Шарипутры и Маудгальяяны . Фасянь и монах Хуан Цанг дают описания других происшествий, связанных с Буддой, которые случились в окрестностях Джетаваны, например, убийство Сундарики, клевета на Чинчи, попытка Девадатты отравить Будду и т. д. .
Гандхакути: жилище Будды в Джетаване
Пространство между четырьмя столбами ложа в гандхакути Будды в Джетаване является одним из четырёх неизменных мест ( пали avijahitatthānāni ), которыми обладают все будды. Для купец Пунаббасумитта построил монастырь длиной в одну лигу, а для купец Сириваддха воздвиг обитель, покрывающую три лиги. Монастырь Анатхапиндики занимал пространство площадью восемнадцать карис .
Согласно описанию Фасяня , вихара изначально состояла из семи частей, вероятно, этажей, и была заполнена всевозможными подношениями, вышитыми знамёнами, балдахинами и т. д., а светильники в ней горели от заката до рассвета .
Однажды крыса, держа во рту фитиль для лампы, подожгла знамёна и балдахины и все семь секций были полностью уничтожены. Позже вихара была перестроена в двух секциях. У неё было два главных входа: один с востока , другой с запада , и Фасянь обнаружил, что во всех местах, связанных с Буддой, воздвигнуты ступы, на каждой из которых было написано его имя .
Рядом с Джетаваной
Рядом с Джетаваной, очевидно, находился монастырь еретиков, где Чинчаманавика вынашивал заговор против Будды.. За Джетаваной было место, где практиковали свои аскезы адживики . Однажды еретики подкупили Пасенади, чтобы тот позволил им создать поселение за Джетаваной, но Будда сорвал их планы .
Вероятно, недалеко от Джетаваны была площадка, на которой играли соседские дети, приходившие в Джетавану, чтобы попить воды. По краю территории монастыря пролегала большая дорога в Саваттхи и путешественники заходили в парк, чтобы отдохнуть и освежиться .
Обнаружение развалин и текущее состояние
Развалины Джетаваны и Саваттхи в местных общинах назывались Сахет-Махет. Александр Каннингем использовал древние (VI век н. э.) рассказы китайских монахов-паломников, чтобы определить, действительно ли Сахет-Махет относится к Джетаване и Саваттхи .
В настоящее время Джетавана является историческим парком с остатками многих древних зданий, таких как монастыри, хижины (например, Гандхакути и Косамбакути) и ступы . В Джетаване также находится второе по святости дерево буддизма: дерево Анандабодхи. Посещение Саваттхи и Джетаваны входит в буддийский паломнический маршрут в Северной Индии . Самым почитаемым местом в Джетаване является Гандхакути, где когда-то жил Будда. Джетавана расположена на 27°30′34″ с. ш. 82°02′24″ в. д. .
Фотогалерея
-
Дерево Анандабодхи в монастыре Джетавана.
-
(хижина Будды) в Джетаване.
-
Остатки зданий.
-
Остатки нескольких маленьких ступ.
-
Буддийские монахи медитируют под деревом Анандабодхи.
См. также
Примечания
- ↑ (англ.) . www.accesstoinsight.org . Дата обращения: 7 октября 2017. 8 октября 2017 года.
- ↑ Dhammika, Shravasti. (англ.) . — Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publication Society, 2005. — viii, 104 p. — ISBN 955-24-0280-8 .
- ↑ Malalasekera, G. P. // Buddhist dictionary of Pāli proper names (англ.) . — 2-nd. — Delhi, 1937. — ISBN 81-208-3022-9 .
- . www.sacred-texts.com . Дата обращения: 15 октября 2017. 9 сентября 2017 года.
- ↑ Faxian. (англ.) / H. A. Giles. — Cambridge: Cambridge University Press, 2011. — P. 31, 33. — 96 p. — ISBN 978-1-107-68532-1 .
- Samuel Beal. Si-Yu-Ki--Buddhist Records of the Western World: Translated From the Chinese of Hiuen Tsiang (a.d. 629). — Kegan Paul , Trench & Co, 1906.
- (англ.) . — 1911. — P. 81—131.
- 2021-10-24
- 1