Буддийская космология
- 1 year ago
- 0
- 0
Буддийская космология — представление о мироздании, перерождениях и местопребываниях, развитии вселенной согласно классическим буддийским сочинениям — в частности канону Трипитака и энциклопедии Абхидхармакоша , а также по многочисленным комментариям.
Буддийскую космологию можно условно разделить на следующие части:
Следует отметить, что буддийская космология рассматривает в первую очередь духовные миры, которые не всегда имеют материальный эквивалент.
Миры, в которые попадают после смерти в результате перерождений, во время медитации , или миры, характеризующие состояния сознания, определяют вертикальную систему местопребываний.
В первую очередь выделяются три сферы , тридхату ( санскр. त्रिधातु , IAST : Tridhātu ):
Вертикально выделяют также шесть миров (иногда пять миров). Высшим сферам форм и отсутствия форм соответствуют высшие области мира богов , остальные миры, включая большое количество небес мира богов, относятся к сфере чувственного .
Каждый уровень или местопребывание соответствует определённому состоянию сознания. Местопребывание зависит от предыдущих деяний ( карма ) и от состояния сознания существа в данный момент. Миры существуют, пока в наличии есть существа, их заполняющие. Миры исчезают, если не остаётся никого, кто этому миру принадлежит. И снова возникают, если возникнет хотя бы одно существо с сознанием этого мира. При этом существа могут физически находиться в одном и том же месте, но принадлежать разным мирам (например, люди и животные).
Понятие « брахма » используется по отношению к высшим существам из мира богов (дэва), находящимся в сфере форм или в сфере отсутствия форм . В более узком смысле мир Брахмы — три нижних местопребывания в сфере форм .
Совершенно не обязательно более высокий уровень «лучше» или ценнее более низкого. Многие местопребывания считаются бесполезными или тупиковыми, нередко наивысшие местопребывания в группе являются препятствием для достижения определённых целей. Оценка местопребываний различается в различных буддийских школах. Особо ценится человеческое местопребывание по причине возможности принимать решение и выбирать правильный путь.
Хотя «формально» местопребывания связаны с «перерождением души после смерти», речь всё-таки идёт о мгновенных состояниях сознания, которые могут меняться и в течение жизни, потому что буддизм не признаёт понятия души (см. анатман ).
Описание мироздания содержит много элементов мифологии. Буддизм никогда не воспринимал эти описания буквально, уровни и местопребывания имели скорее метафорический смысл. При этом в систему буддийской космологии были вписаны индийские ведийские представления и нередко — местные шаманские культы. Своё место нашёл Великий Брахма (творец мира согласно ведийскому миропредставлению). Таким образом, буддизм в полемике с другими школами не отрицает их учение, а чётко указывает место их представлений в буддийской иерархии миров.
Подчёркивая метафорический смысл буддийской космологии, Далай-лама XIV говорил, что если «быть буддистом » означает верить в мировую гору Сумеру , континенты вокруг неё, небеса и подземный ад, то он — не буддист.
Сфера арупьядхату или арупалока ( IAST : Arūpaloka ), тиб. gzugs.med.pa'i khams ) не находится нигде в физическом мире, и ни одно из существ не имеет конкретного места, поэтому говорят только об уровнях сферы отсутствия форм, подчёркивая, что в этой сфере нет местопребываний . Эти четыре типа медитационного погружения (дхьяны) дэвов (богов) высшего уровня в нематериальную реальность (Arupajhana, arūpadhyāna) может возникнуть в виде награды за очень хорошую карму. Хотя эти состояния — верх достижения в медитации, и их иногда путают с нирваной, это всё же не нирвана и рано или поздно последует утрата стабильности и перерождение в низких уровнях сансары . Поэтому отношение махаяны к этим четырём состояниям сознания может быть неоднозначным и скорее отрицательным, потому что пребывание в этих состояниях очень длительно и бессмысленно с точки зрения спасения всех живых существ от сансары. Нахождение на этих уровнях, когда пропускаются многие кальпы возникновения и разрушения вселенной, а потом возврат обратно в низшие миры ничего не приносит существу, кроме большой потери времени. Анализ этих состояний показывает, что буддизм не считает медитацию самоцелью и предпочитает более низкие медитационные уровни наивысшим. Поэтому бодхисаттвы никогда не рождаются в этой сфере, даже если они входят в соответствующие дхьяны (медитационные погружения).
Существа нематериальной сферы не имеют опоры ни в одном материальном объекте и не имеют опоры в теле, и их состояния самодостаточны — они получают наслаждение от своих состояний как таковых и стремятся их максимально продлить, поэтому сроки пребывания в этих состояниях огромные. Однако эти медитационные погружения тоже заканчиваются. У них две опоры — принадлежность к роду (то есть самодостаточность самого состояния) и жизненная сила, когда опоры иссякают, состояния прекращаются.
Обычные живые существа не могут переродиться в этой сфере, только йоги, занимающиеся специальной медитацией.
Существуют четыре типа богов (дэвов) сферы отсутствия форм, соответствующих четырём дхьянам (от высших к низшим):
Сфера форм (Rūpadhātu, Pāli: Rūpaloka; тиб. gzugs.kyi khams ) соприкасается с физической, материальной реальностью; её обитатели имеют тела, но эти тела сделаны из особой, тонкой субстанции, которая не видима обитателям Сферы чувственного. Как гласит Джанавасабха-сутта (Janavasabha Sutta), когда брахма (существо мира Брахмы или сферы форм) собирается посетить дэву с неба Трайястримша (Trāyastriṃśa) в сфере чувственного, он принимает нарочито грубую форму, чтобы стать видимым.
Существа Сферы форм не погружаются в беспредельные удовольствия и не страдают от боли, их не мучают стремления к наслаждениям для своих органов чувств, что свойственно существам Сферы чувственного. А тела существ сферы форм не имеют ни пола, ни половых признаков.
Подобно существам Сферы отсутствия форм, обитатели Сферы форм пребывают в медитационном сосредоточении (дхьяне). Всего Сфере форм соответствует четыре низших дхьяны и одна высшая (см. Рупадхьяна ). Каждая из этих дхьян подразделена на несколько местопребываний, соответствующих уровням, по три для четырёх низших дхьян, и пять местопребываний для высшей дхьяны Шуддхаваса, всего в сфере форм семнадцать местопребываний (в тхераваде шестнадцать, высшая дхьяна имеет на одно местопребывание меньше).
Физически Сфера форм состоит из ярусов, каждый следующий из которых вдвое больше того, который под ним, и вдвое меньше того, который над ним. При этом сами размеры тел высших существ больше, чем низших. Размеры этих ярусов вычисляются в йоджанах, одна йоджана в 4000 раз больше человеческого роста, примерно 7,32 километра.
Шуддхаваса (Pāli: Suddhāvāsa; тиб. gnas gtsang.ma ) означает « Чистые обители », это высшие местопребывания сферы форм. Они отличаются от других миров Сферы форм тем, что их обитатели — не те, кто просто накопил заслуги или технику медитации, а такие не-возвращающиеся (анагамины), которые уже встали на путь архата , те кто получат просветление непосредственно из Шуддхаваса и не будут перерождаться в низших мирах. Каждый Шуддхаваса-дэва является, таким образом, защитником (протектором) буддизма. Но так как Шуддхаваса-дэва никогда не рождается за пределами мира Шуддхаваса, он не может родиться человеком, поэтому Бодхисаттва никогда не родится в этом мире — Бодхисаттва должен появиться в мире людей.
Так как единственным способом родиться в мирах Шуддхаваса является следование учению Будды, эти миры могут оставаться пустыми долгие времена, если не появляется Будда. Однако, в отличие от других миров, миры Шуддхаваса никогда не уничтожаются из-за природных катастроф. Шуддхаваса-дэвы могут предсказать приход Будды и могут объяснить людям, принимая форму брахманов, по каким признакам следует распознать Будду. Они же объяснят, что Бодхисаттва в своей последней жизни увидит те четыре признака, которые приведут к его отречению.
Пять местопребываний Шуддхаваса сверху вниз:
Местопребывания Брихатпхала соответствуют четвёртой дхьяне — йогической концентрации невозмутимости (Upeksa). Эти местопребывания находятся на границе той Вселенной, которая подвержена разрушению ветром в конце великой кальпы, и существа, находящиеся здесь, спасаются от этого разрушения.
Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Шубхакритсна IAST : Śubhakṛtsna соответствует третьей дхьяне, это состояние характеризуется спокойной радостью (сукха (sukha)). У этих существ есть тела и они излучают постоянный свет. Местопребывания Шубхакритсна IAST : Śubhakṛtsna находятся на границе той части Вселенной, которая подвержена разрушению водой по завершении Махакальпы, потоки воды не поднимутся так высоко, чтобы достичь этой сферы.
Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Абхасвара IAST : Ābhāsvara соответствует второй дхьяне, это состояние характеризуется восхищением (prīti) и радостью (сукха (sukha)). Эти существа громко восклицают от радости aho sukham! («О радость!»). У этих существ есть тела и они излучают свет вспышками как молнии. У них одинаковые тела, но разные восприятия.
Местопребывания Абхасвара находятся на границе той части Вселенной, которая не подвержена разрушению огнём по завершении Махакальпы, пламя огня не поднимется так высоко, чтобы достичь этой сферы. После того, как мир был разрушен огнём с началом новой вивартакальпы миры снова начинают заселяться существами из миров Абхасвара .
Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Брахмы IAST : Brahmā соответствует первой дхьяне, это состояние характеризуется наблюдением (vitarka), отражением (vicāra), восхищением (prīti) и радостью (сукха (sukha)). Этот мир, также как и все существа Сферы чувственного, уничтожим огнём в конце махакальпы.
Существа, рождённые в Сфере чувственного (Kāmadhātu, Pāli: Kāmaloka; тиб. dod.pa'i khams ) отличаются по степени счастья или несчастья, но все они, в отличие от архатов и Будд, подвержены влиянию демона Мары — они находятся во власти страстей, и поэтому погружены в страдания. Сферу чувственного также населяют дэвапутты. Эти особые божества известны тем, что имеют физические воплощения. Они целенаправленно перерождаются в материальном мире, для совершения геройских поступков, защиты буддийской Дхармы, а также в виде Солнца или Луны .
К небесам богов (дэвов) относятся четыре мира в виде квадратов со стороной 80 000 йоджан, которые плывут по воздуху над горой Сумеру . На небесах имеется следующие четыре местопребывания:
Гора Сумеру — пик необычной формы в самом центре мира , вокруг этой горы вращаются Солнце и Луна . Основание горы погружено в глубокий океан , гора окружена несколькими кругами меньших гор и океанов. Три мира находятся на горе или вокруг неё. Мир тридцати трёх богов находится на вершине, мир четырёх Небесных Царей на её склонах, мир асуров у её основания. Сумеру, горы и океаны вокруг неё — место не только где живут эти божества, но и обитель огромного количества сказочных созданий, которые редко встречаются в мире людей.
В мире адских существ обитатели подвержены тяжёлым мучениям вследствие своих кармических деяний (то есть деяний прошлой жизни). В отличие от христианского или мусульманского ада, мучения не вечные: после довольно длительного срока искупления негативная карма очищается, и существа могут переродиться в высших мирах.
Обычно считается, что адские подземелья в этом мире расположены под континентом Джамбудвипа . При этом отмечается, что в неисчислимом количестве миров существует также неисчислимое количество адов.
Пребывание в каждом следующем из этих адов в 20 раз больше, чем в предыдущем.
В центре Земли находится гора Сумеру высотой 80 000 йоджан, такова же глубина океана . Внизу находится «золотая земля», достаточно крепкая субстанция, которая может выдержать вес горы Сумеру. Её глубина 320 000 йоджан. Золотая Земля находится на воде глубиной в 8 000 000 йоджан. Под слоем воды находятся «круг ветра» глубиной 16 000 000 йоджан и также значительно более широкий. Этот круг является основой более 1000 различных миров.
Сахасра — космология, описывающая расположение миров по горизонтали. Четыре неба Сферы чувственного Камадхату занимают ограниченное пространство на вершине горы Сумеру. Три мира Брахмы простираются до горной стены Чакравады, заполняя всё небо. Вся система миров, начиная от мира Великого Брахмы до самого дна воды составляет законченную систему мироздания (вселенную). Эта вселенная существует одну Великую Кальпу (махакальпу) и завершает своё существование, сгорая в огне.
Над миром Великого Брахмы находятся миры Абхасвара. Они простираются вширь и содержат в себе тысячи отдельных вселенных, каждая со своей горой Сумеру, стеной Чакравада, Солнцем и Луной и четырьмя континентами. Вся такая полная система миров с 1000 вселенными называется малым килокосмом ( IAST : sāhasra-cūḍika-lokadhātu ). Вселенная малого килокосма существует 8 махакальп и завершает своё существование, погружаясь в воду.
Над миром Абхасвара находятся мир Шубхакритсна ( IAST : Śubhakṛtsna ), объединяющий 1000 малых килокосмов, а всего миллион обычных вселенных. Эта большая вселенная называется dvisāhasra-madhyama-lokadhātu или средним мегакосмом. Эта вселенная существует 64 Великие Кальпы и завершает своё существование от ветра.
Точно также над миром Шубхакритсна существуют миры Шудхаваса и Брихатпала, они охватывают тысячу таких мегакосмов или миллиард вселенных, такой мир называется trisāhasra-mahāsāhasra-lokadhātu — «великим гигакосмом».
Космология времени поясняет, каким образом возникает и разрушается вселенная. Как и все индийские космологии, предполагается что время бесконечно и циклично. Это не значит повторения тех же самых событий, но говорит о некоторой структуре или ритме, типа смены дня-ночи или сезонов и общего характера событий.
Основная единица измерений — махакальпа (Великая Кальпа) или великий эон. Точная длина этого периода в годах не была определена точно, но это очень большой период, и измеряется в миллиардах лет если не ещё больше.
Великая Кальпа делится на четыре обычных кальпы или эона, эти эоны отличаются друг от друга по стадии эволюции вселенной. Вот последовательность этих четырёх кальп:
Каждая из этих кальп состоит из двадцати антаракальп (Pāli antarakappa , «внутренние эоны») примерно одинаковой длительности. Для Самвартастхаикальпы это деление скорее номинально, так как ничего не меняется, но для других трёх кальп эти периоды обозначают внутренние циклы в кальпе.
Вивартакальпа начинается с подъёма первозданного ветра, который начинает придавать вселенной, разрушенной в предыдущей махакальпе, структуру. Степень разрушения и тип эволюции могут различаться, но во всех случаях речь идёт о спуске существ из высших миров в низкие, где они перерождаются. Великий Брахма находит своё рождение из мира богов Ахасвара, это первое существо, а потом появляются следующие существа, постепенно заполняя все миры от мира Брахмы до адов. Во время Вивартакальпы появляются первые люди; они не похожи на современных людей, они светятся собственным светом, могут летать по воздуху без механических приспособлений, и живут долго, не требуя питания; то есть они больше похожи на низкого уровня божества чем на теперешних людей.
Им не требуется питание, но земля в то время похожа на сладкий пирог, и они пробуют её, чувствуя к ней влечение и интерес. Постепенно их тела становятся тяжелее и больше похожи на тела современных людей; они теряют способность излучать свет, начинают отличаться по внешнему виду и их продолжительность жизни уменьшается. Они разделяются по полу и начинают сексуальную активность. Постепенно в их среде возникает жадность, воровство, злоба, у них образуются разные социальные группы, правительства, они выбирают себе царя, которого называют Махасаммата. Некоторые начинают охотиться и есть мясо животных, которые только появляются на земле. Этот процесс описан в Агганья-Сутте (DN.27).
Вивартастхаикальпа начинается тогда, когда первое существо рождается в аду, и таким образом вся вселенная становится заполненной. За первый эон продолжительность жизни людей уменьшается с нескольких десятков тысяч лет до периода менее ста лет, как у современных людей. В начале первой антаракальпы люди в целом счастливы. Ими управляет чакравартин (носитель колеса) — единый монарх. Махасудассана-сутта (DN.17) рассказывает о чакравартине, который живёт 336 000 лет. Саккавати-сихананда-сутта (DN.26) рассказывает о поздней династии чакравартинов, Дальханеми (Daḷhanemi, санскрит: Dṛḍhanemi) и пяти его потомках, живших более 80 000 лет. Седьмой из этой линии нарушил традицию, отказавшись от власти и передав её сыну, завершив свою жизнь как шраман . В результате возникла бедность, началось воровство, были введены наказания, появились преступления и убийства.
Теперь продолжительность жизни людей быстро уменьшилась с 80 000 до 100 лет, наполовину с каждым поколением, по мере увеличения злодеяний: лжи, прелюбодеяния, злословия, жадности, ненависти, невежества, разврата, неуважения к родителям и старикам. В это время (согласно Махападана-сутте (DN.14) появилось три из четырёх будд: Будда Кракуччханда (Krakucchanda, Pāli: Kakusandha), когда продолжительность жизни составляла 40 000 лет; Канакамуни (Kanakamuni, Pāli: Konāgamana), когда продолжительность жизни составляла 30 000 лет; и Кашьяпа (Kāśyapa, Pāli: Kassapa), когда продолжительность жизни составляла 20 000 лет.
В наше время продолжительность жизни стала меньше 100 лет (Будда Шакьямуни жил 80 лет).
Остаток антаракальпы должен быть печальным — продолжительность жизни будет уменьшаться, мораль — падать, все несчастья — происходить и иметь деструктивные последствия. Люди будут жить 10 лет и жениться в пять лет, еды будет категорически не хватать, еда будет бедной и безвкусной, от морали ничего не останется. Правителями будут наиболее злобные и властные. Люди озвереют, будут нападать даже на членов семьи и охотиться друг на друга. Возникнет большая война, наиболее агрессивные убьют друг друга. Менее агрессивные разбегутся и будут прятаться в лесах и пещерах. Война ознаменует конец первой антаракальпы.
По окончании войны те, кто выжил, будут выходить из своих укрытий и становиться менее агрессивными, привыкая к добрым делам. По мере привыкания к добродетельной жизни и отказу от пороков будет увеличиваться продолжительность жизни, улучшаться здоровье и благосостояние, и возрастать количество людей. За долгое время продолжительность жизни постепенно повысится с десяти до 80 000 лет, и тогда появится снова царь-чакравартин Санкха IAST : Saṅkha . Во время его правления Бодхисаттва того времени спустится с неба Тушита и родится под именем Аджита, станет шраманом и достигнет полного просветления как Будда, это будет Будда Майтрея (Pāli: Metteyya).
После ухода Майтреи мир опять станет хуже и события начнут повторяться, продолжительность жизни опять уменьшится и дойдёт до 10 лет.
Каждая антаракальпа завершается разрушительной войной, падением морали и одичанием людей, новая начинается с появлением морали, и расцвет цивилизации происходит в середине антаракальпы. После 19-й антаракальпы продолжительность жизни повысится до 80 000 лет и не упадёт, потому что закончится вся Вивартастхаикальпа.
Самвартакальпа наступает, когда мораль достаточно высока и постепенно существа перестают рождаться в адах. Потом пустеют ады, а далее пустеют миры претов, животных, а потом и людей, а за ними — асуров и богов.
Потом прекращаются рождения в мирах Брахмы, и под самый конец остаётся один Великий Брахма. В конце концов, приходит Великий Огонь и сжигает всё, включая трон Великого Брахмы, опустошая все миры ниже Абхасвары. Когда это произойдёт, наступает Самвартастхаикальпа.
Смысл Самвартакальпы в том, что человеческие существа в период расцвета уже не выбирают пути деградации и поднимаются в высшие миры, поднимаясь всё выше и выше до сферы форм и Абхасвары. В конечном итоге там спасаются все существа.
По некоторым буддийским текстам не исчезают полностью самые глубокие ады, и к моменту конца вселенной существа из этих адов переселяются отбывать наказание в другие миры.
Об этой кальпе ничего нельзя сказать, так как ниже миров Абхасвары ничего не происходит. Когда кальпа кончается, снова начинают дуть космические ветры и восстанавливать изначальную структуру вселенной.
Обычная процедура разрушения мира огнём возникает в конце Самвартастхаикальпы. Но каждые восемь Великих Кальп после семи разрушений мира огнём наступает следующее разрушение мира водой. Это разрушение более опустошительно, так как захватывает не только миры Брахмы, но и миры Абхасвары.
А каждые шестьдесят четыре махакальпы после 56 разрушений огнём и семи разрушений водой наступает разрушение мира ветром. Это самая разрушительная катастрофа, которая смывает также миры Шубхакритсны. Более высокие миры не уничтожаются никогда.
Буддийская космология представлена в разделе абхидхармы как в тхераваде , так и в махаяне . Взгляд махаяны основан на традициях несохранившихся школ хинаяны : сарвастивады и саутрантики . Детальный анализ космологии имеется как в разделе сутры , так и в разделе винаи . Полную структуру Вселенной не описывает ни одна конкретная сутра: в одних сутрах описаны другие миры и уровни существования, в других — происхождение и развитие Вселенной . На языке пали полный синтез космогонических взглядов имеется в традиции вибхаджьявада , которая вошла в современную тхераваду; эти взгляды схожи, но не идентичны представлениям сарвастивады .
Вопреки расхожему мнению, палийский канон буддизма школы тхеравада тоже описывает окружающий людей мир очень подробно .