Interested Article - Праджня
- 2020-12-19
- 1
Праджня ( санскр. प्रज्ञा или пали paññā ) — буддийское понятие, обозначающее высшую трансцендентальную интуитивную просветлённую мудрость , в которой отсутствуют какие-либо признаки или качества . В буддизме считается, что праджню можно постигнуть лишь с помощью интуитивного прозрения и осознания, а не путём анализа . Праджня вместе с каруной являются главными «опорами» махаянской традиции .
В хинаянских школах праджня определялась как способность «распознавать дхармы », в махаянских — это «особая способность непосредственно воспринимать реальность, как она есть», называемая таковостью .
В буддизме раннего периода мудростью считалось интуитивное прозрение четырёх благородных истин и теории взаимозависимого возникновения . Также традиционно праджня включает в себя первые два этапа восьмеричного пути : правильное видение реальности и правильное намерение следовать дхарме .
В махаянских школах совершенная, пробуждённая или запредельная праджня носит название праджня-парамиты и является одной из шести парамит , доступных бодхисаттвам и буддам .
Символом праджни является колокольчик . В буддийской тантре праджня также выражается через женское божество , символизирующее «реальность как она есть» через пассивное состояние сознания .
Праджня, характеризующаяся как «исчерпывающее познание» , является одним из двух видов знаний в буддизме. Вторым видом является виджняна — относительное и несовершенное дифференцированное знание, в котором есть понятия субъекта и объекта. Виджняна, согласно учению, не может дать человеку исчерпывающего удовлетворения .
Последователь может реализовать праджню с помощью осознавания ( смрити ), терпения (кшанти) и медитации ( дхьяны ) . Шестой дзэнский патриарх Хуэйнэн в своей знаменитой Сутре помоста , являющейся важным текстом махаяны и одним из основополагающих текстов чань-буддизма , давал следующие рекомендации по нахождению праджни: «В каком бы месте, в какое бы время вы ни находились, ни одна мысль не должна замутнить вас, вот тогда вы и будете постоянно следовать праджне. Если хотя бы одна мысль замутила [ваш разум], то вся праджня разрушилась. Но если хотя бы одна мысль обрела мудрость, то тотчас родилась и [всеобщая] праджня» .
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- , с. 32.
- , с. 530—531.
- , с. 212.
- Жуковская Н. Л. , Корнев В. И. Истоки и основные концепции // / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Под общ. ред. Н. Л. Жуковской , А. Н. Игнатовича , В. И. Корнева . — М. : Республика , 1992. — С. . — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X .
- ↑ , с. 118.
- , с. 120.
- , с. 21.
- , с. 40.
- , с. 39.
- , с. 40—41.
- .
- , с. 217.
- , с. 82.
- , с. 209.
Литература
- Баяртуева Е. Ж. Концепция праджни в сочинении Сэн Чжао «Праджня не имеет знания» // Становление письменной традиции Праджняпарамиты в Китае (IV—VI вв. н. э.) / Отв. ред. . — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ , 2007. — С. 53—61. — 120 с.
- Джинджолия Б. И. Концепция праджни в учении Д. Т. Судзуки // / Отв. редактор . — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та , 2008. — С. 12—29. — 234 с. от 13 января 2015 на Wayback Machine
- Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. — М. : Центрполиграф , 2003. — 317 с. — ISBN 5-9524-0208-9 .
- // / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Под общ. ред. Н. Л. Жуковской , А. Н. Игнатовича , В. И. Корнева . — М. : Республика , 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X .
- Корнев В. И. // / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Под общ. ред. Н. Л. Жуковской , А. Н. Игнатовича , В. И. Корнева . — М. : Республика , 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X .
- Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Лысенко В. Г. . — М. : ИФ РАН , 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9 .
- Судзуки Д. Т. , Кацуки С. Дзэн-буддизм: основы дзэн-буддизма. Практика дзэн. — Бишкек: МП «Одиссей», 1993. — 672 с. — (Библиотека Восточной религиозно-мистической философии). — ISBN 5-89750-046-0 .
- Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб. : Амфора , 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5 .
- Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц ;. — М. : Вост. лит. , ИФ РАН , 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9 .
- ISBN 5-8183-0505-8 . Дзэн-буддизм. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 320 с. —
- 2020-12-19
- 1