Великое (Полтавская область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Великое — село в Гаврилов-Ямском районе Ярославской области ; центр Великосельского поселения . Расположено в 7 км от Гаврилов-Яма и в 41 км от Ярославля , с которыми связано асфальтированной дорогой. Население на 1 января 2010 г. — 1713 чел..
С 1 февраля 1949 года Великое — рабочий посёлок (по указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1949 года). В 1997 году лишилось этого статуса.
Климат умеренно континентальный с умеренно тёплым летом и умеренно холодной зимой с ясно выраженными сезонами осени и весны. Продолжительность вегетационного периода 165—170 дней. Период со среднесуточной температурой воздуха выше +15 составляет 70-75 дней. Средняя продолжительность безморозного периода 135 дней.
Рельеф холмистый с преобладанием равнинных территорий.
Почвенный покров . По составу растительности территория относится к подзоне смешанных лесов с хвойными и широколиственными породами. Основной тип естественной растительности — леса.
Леса очень разнообразны, ельницы-зеленомошники, сосновый бор , берёзовые рощи, смешанные леса, перелески. Это очень красивые места. Здесь встречаются ель обыкновенная , сосна , берёза , осина , рябина , ольха , ива . Представители широколиственных лесов: дуб , клён , липа , вяз . Разнообразен видовой состав кустарников и трав.
В лесах можно встретить белку, землероек, зайца-беляка, лису, горностая, ласку, енотовидную собаку, лося, кабана . Мир птиц представляют глухарь , белая куропатка , сова , дятел , клёст , хохлатая синица , малиновка , дрозд , ворона , сорока .
Климат благоприятствует выращиванию вишни, урожаями которой гордятся жители села.
Село Великое Гаврилов-Ямского района — одно из старейших в Ярославской области. Исследователь истории села Л. В. Яковлев относит время возникновения села к началу XIII века. В не сохранившейся до нашего времени церковной летописи упоминалось, что вблизи села в 1392 году состоялась сражение русских воинов с отрядами монголо-татар. Село впервые упоминается в русских летописях в связи с тем, что 6 января 1435 года между сёлами Великим и Козьмодемьянским, на берегах Которосли происходило сражение полков великого князя Московского Василия Тёмного с Галицким князем Василием Косым .
В XVI в. при Иване Грозном и его сыне Фёдоре Иоанновиче с. Великое упоминается в числе дворцовых сёл. В начале XVII в. село было центром крупной дворцовой вотчины , здесь располагалась съезжая изба , местная таможня и конский завод. Находясь на перекрёстке торговых путей, село было важным торговым центром; на Великосельскую ярмарку собирались не только окрестные крестьяне, но и купцы из Ростова Великого , Ярославля и Нижнего Новгорода . В это же время село и его окрестности стали крупным центром льноводства и ткачества
В начале XVIII века Пётр I пожаловал Великосельскую вотчину своему сподвижнику князю Аниките Репнину . Существует легенда, что Репнин получил село Великое за участие в Полтавской битве . Эта легенда не подтверждается документами. Жалованная грамота князю Репнину на село Великое была составлена 30 июня 1708 года, за год до Полтавского сражения . Легенда, вероятно, связана с тем, что князь Репнин в разгар Северной войны не отлучался из армии и о смене владельца в селе узнали только после Полтавы, когда по указанию Репнина началось строительство церкви Рождества Богородицы, которая по праву считается памятником Полтавской победе.
После смерти Репнина село перешло к его старшему сыну , затем к внуку Петру . При Петре Репнине была построена тёплая церковь в честь Покрова Богородицы и бумажная фабрика на реке Которосли. Фабрика впоследствии перешла к князю Гагарину, на ней в 1826 году произошли крупные волнения крестьян, получившие название «Плещеевского бунта» .
Незадолго до смерти, в 1776 году Пётр Репнин продал Великосельскую вотчину, в которую входили сёла Великое и Плещеево и 25 деревень, асессору Берг-коллегии . Матвеев владел вотчиной четыре года и в 1780 году перепродал её за 250 000 рублей Савве Яковлеву , одному из крупнейших промышленников России того времени, владельцу Ярославской большой мануфактуры и многочисленных уральских заводов. Купчая была оформлена на сыновей Саввы Яковлева — Петра и Гаврилу .
После смерти Саввы Яковлева в 1784 году вотчина была разделена, село Великое отошло к Сергею Яковлеву. Наследники последнего владели селом до отмены крепостного права в 1861 году .
В 1818 году в селе Великом начала работать школа для обучения крестьянских детей грамоте, открытая с разрешения владельцев села. Поначалу школа не имела официального статуса. 26 февраля 1828 года школа была торжественно открыта как приходское училище .
В Великом селе процветали торговля и ремёсла. В середине XIX века, кроме кузнечного и сапожного промысла, крестьяне занимались шитьём рукавиц, изготовлением кирпича и иконописным промыслом. В каждом доме имелся ткацкий стан ; крестьянки в свободное от домашнего хозяйства время занимались ткачеством. До 25 % крестьян занимались торговлей. Великосельские торговцы в больших объёмах поставляли лён к Архангельскому порту, для вывоза за границу .
С 1844 года в селе Великом регулярно проводились выставки изделий из льна, сельскохозяйственных орудий и продуктов огородничества и садоводства. Инициатором проведения выставок был помещик Ефим Карнович , живший в имении Пятницкая гора рядом с селом .
В XIX веке частые пожары привели к исчезновению деревянной застройки в центральной части села. На месте сгоревших деревянных домов были возведены кирпичные дома, сформировался облик села, дошедший до нашего времени. В 1853 году в селе было 219 каменных домов и 364 деревянных .
После отмены крепостного права великосельские крестьяне начали строить вокруг села ткацкие производства. К 1889 году в окрестностях села, на реке Которосли, работали восемь ткацких и отбельных заведений. Самыми крупными были фабрика Иродовых — Моругина с 282 рабочими и фабрика Локалова с 2398 рабочими .
В 1899 году Ленин упоминал село Великое в числе 100 крупнейших промышленных центров России .
В селе Великом были развиты традиции благотворительности, в конце XIX века частная благотворительность начала перерастать в систему социального обеспечения в масштабах сельской общины. Село содержало богадельню для 16 престарелых, ежегодно раздавали пособия для малоимущих семей. В 1892 году по инициативе Локалова на частные пожертвования было создано благотворительное общество «Христианская помощь». Работой общества руководил протоиерей Владимир Соколов. По уставу, основной целью общества являлось «прекращение нищенства в селе Великом». При обществе был построен приют для детей-сирот и школа с ремесленным обучением. Работали шесть учебных мастерских: иконописная, чулочная, швейная, портняжная, столярная и сапожная. Детей обучали грамоте и одновременно ремеслу для будущего заработка .
1859 | 1897 | 1914 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 |
---|---|---|---|---|---|---|
3849 | ↗ 4534 | ↗ 6111 | ↘ 3748 | ↘ 3396 | ↘ 2969 | ↘ 2852 |
2007 | 2010 | |||||
↘ 1868 | ↘ 1713 |
В селе Великом есть два крупных естественных водоёма, называемые Чёрным и Белым прудами.
В 1985 году Чёрный пруд был признан памятником природы . Существует несколько версий его названия. Одна из них: раньше на берегу пруда располагались кузницы. Вся копоть от работы шла в пруд, поэтому вода в нём была тёмная, по цвету воды его назвали Чёрным. Около 100 лет назад [ уточнить ] по инициативе сельского врача И. Д. Писарева пруд чистили. После очистки площадь пруда уменьшилась до 9 га. Вода в пруду пополняется за счёт талых и подземных вод.
В 1895 году по инициативе И. Д. Писарева был заложен парк. На деньги, вырученные от платных концертов, были куплены 500 липовых саженцев. Школьники и учителя, жители села высадили их на пустыре за школой. Парк стал любимым местом отдыха великосёлов. Здесь сначала установили газовые фонари , позже провели электричество, были сделаны скамейки, построена танцплощадка, для детей были установлены качели.
[ неавторитетный источник ] В настоящее время парк является памятником природы.
Село издавна имеет радиально-кольцевую планировку вокруг Чёрного пруда. По мере приближения к пруду престижность места сильно возрастала, что приводило к некоторому роду сословного разделения (вплоть до того, что браки с представителем более отдалённого от пруда района не приветствовались). Как один из результатов — скученность застройки центральных районов села, часто каменные дома стоят вплотную друг к другу.
В селе находится крупный историко-архитектурный ансамбль XVIII—XIX веков: особняк конца XVIII века, усадьба купца 1-й гильдии Александра Локалова (1888, архитектор Фёдор Шехтель ), дом Иродова (1888, архитектор Шехтель) и ансамбль церкви Рождества Богородицы, часто называемый « Великосельским кремлём ». Эти памятники имеют федеральное значение.
Центральный ансамбль XVIII века включает в себя церковь Рождества Богородицы с высокой семиярусной колокольней , церковь Покрова Богородицы, а также некрополь с могилой Александра Локалова.
была построена в 1712 году в память о победе в Полтавской битве одним из героев этого сражения, сподвижником Петра I фельдмаршалом Аникитой Репниным , которому Пётр пожаловал это село в награду. Внутренние стены церкви покрыты фресками . Весь ансамбль, включая церковь Покрова Богородицы, был достроен к 1758 году . Особенно красивый вид на него открывается с Чёрного пруда.
На соборной площади перед кремлём установлена копия известного мозаичного полотна «Полтавская баталия» Михаила Ломоносова . Фрагменты копии были изготовлены школьниками в разных городах России, затем собраны воедино и установлены в селе Великом в 2011 году, в ознаменование 300-летия со дня рождения Ломоносова. Судьба самого Ломоносова не связана с селом, хотя он мог проходить здесь вместе с рыбным обозом из Холмогор в Москву, поскольку село располагалось на этом торговом пути.
В бывшей усадьбе Локалова ныне находится детский дом «семейного» типа, то есть он разделён на «семьи» из детей разных возрастов. Тем не менее, внутрь пускают экскурсии. В доме сохранились интерьеры XIX века. Уникальна комната- грот в виде соляной пещеры, стены которой сделаны из льняного волокна.
В селе действуют краеведческий музей .
В 2014 году в селе открылся Музей картофельного бунта .