Склероз
- 1 year ago
- 0
- 0
Боково́й (латера́льный) амиотрофи́ческий склеро́з ( БАС ; также известен как боле́знь мото́рных нейро́нов , мотонейро́нная боле́знь , боле́знь Шарко́ , в англоязычных странах — болезнь Лу Ге́рига ( англ. Lou Gehrig’s disease ) — прогрессирующее, неизлечимое дегенеративное заболевание центральной нервной системы , при котором происходит поражение как верхних (моторная кора головного мозга ), так и нижних (передние рога спинного мозга и ядра черепных нервов) двигательных нейронов , что приводит к параличам и последующей атрофии мышц.
Характеризуется прогрессирующим поражением двигательных нейронов , сопровождаемым параличом ( парезом ) конечностей и атрофией мышц . Смерть наступает от инфекций дыхательных путей или отказа дыхательной мускулатуры. Боковой амиотрофический склероз следует отличать от , который может сопровождать такие заболевания, как клещевой энцефалит .
Болезнь впервые описана в 1869 году Жан-Мартеном Шарко .
На международном уровне показатели заболеваемости боковым амиотрофическим склерозом (amyotrophic lateral sclerosis, ALS) или заболеванием двигательных нейронов (motor neurone disease, MND) по всему миру оцениваются в диапазоне от 0,86 до 2,5 на 100 тысяч человек в год , то есть БАС является редким заболеванием .
Точная этиология бокового амиотрофического склероза неизвестна. Примерно в 5 % случаев встречаются семейные (наследственные) формы заболевания. 20 % семейных случаев БАС связаны с мутациями гена супероксиддисмутазы-1, расположенного в 21-й хромосоме . Как полагают, этот дефект наследуется аутосомно-доминантно.
В патогенезе заболевания ключевую роль играет повышенная активность глутаматергической системы , при этом избыток глутаминовой кислоты вызывает перевозбуждение и гибель нейронов (т. н. эксайтотоксичность ). Сохранившиеся мотонейроны могут спонтанно деполяризироваться, что клинически выявляется фасцикуляциями .
Учёные из Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе установили молекулярно-генетический механизм, лежащий в основе возникновения данного заболевания. Он связан с появлением в клетках большого количества четырёхспиральной ДНК и РНК в гене C9orf72, что приводит к нарушению процесса транскрипции , а, следовательно, и синтеза белка . Однако вопрос о том, как именно эти изменения ведут к деградации мотонейронов, остаётся открытым .
Также важное значение в патофизиологии имеет TDP-43, который был определён как основной компонент убиквитинированных цитоплазматических белковых агрегатов у всех пациентов со спорадическим БАС, но расположенный вне ядра (в нормальных нейронах он находится в ядре). Несмотря на то, что вопрос того, являются ли данные агрегаты причиной нейродеградации при БАС, остаётся открытым, мутации в TARDBP были обнаружены всего лишь в 3 % случаях наследственной формы склероза и у 1,5 % пациентов со спорадическим БАС, позволяя предположить, что агрегаты TDP-43 играют ключевую роль в инициации БАС. Помимо мутаций в гене TARDBP ионы цинка также могут вызывать агрегацию TDP-43 .
Обнаружение мутаций гена FUS (Fusion in Sarcoma — ген «слияния в саркоме») в 16-й хромосоме, которые связаны с наследственными формами БАС, поддерживает данную теорию. Агрегаты FUS не были явно определены у пациентов с патологическими изменениями в TDP-43 или SOD1 , что указывает на новый путь возникновения болезни.
В интернете существуют публикации на сайтах, в которых возникновение БАС связывается с хронической болезнью Лайма (хроническим боррелиозом). Такие сведения чаще всего распространяют сайты, поддерживаемые продавцами специфических лекарств или клиниками, специализирующимися на таком лечении. Клинические исследования достоверно показали отсутствие этиологической связи между боррелиозом и БАС .
На БАС приходится примерно 3 % всех органических поражений нервной системы. Болезнь обычно развивается начиная с возраста 30—50 лет .
Суммарный риск получить БАС в течение жизни составляет 1:400 для женщин и 1:350 для мужчин.
5—10 % заболевших — носители наследственной формы БАС; на тихоокеанском острове Гуам выявлена особая, эндемичная форма заболевания. Абсолютное большинство случаев (90—95 %) не связаны с наследственностью и не могут быть положительно объяснены какими-либо внешними факторами (перенесёнными заболеваниями, травмами, экологической ситуацией и т. п.) .
Несколько научных исследований нашли статистические корреляции между БАС и некоторыми сельскохозяйственными пестицидами.
Ранние симптомы болезни: подёргивания, судороги, онемение мышц, слабость в конечностях, затруднение речи — также свойственны многим более распространённым заболеваниям, поэтому диагностика БАС затруднена — до тех пор, пока болезнь не развивается до стадии мышечной атрофии.
В редких случаях возможно наличие продромальной фазы, до 1 года, во время которой будут наблюдаться изолированные фасцикуляции и/или судороги.
В зависимости от того, какие части тела поражены в первую очередь, различают:
Во всех случаях мышечная слабость постепенно охватывает всё больше частей тела (больные бульбарной формой БАС могут не доживать до полного пареза конечностей). Симптомы БАС включают признаки поражения как нижних, так и верхних двигательных нервов:
Рано или поздно больной теряет способность самостоятельно передвигаться. Болезнь не влияет на умственные способности, но приводит к тяжёлому состоянию в ожидании неминуемой смерти. На поздних этапах болезни поражается дыхательная мускулатура, больные испытывают перебои в дыхании, в конечном итоге их жизнь может поддерживаться только искусственной вентиляцией лёгких и искусственным питанием. Обычно от выявления первых признаков БАС до смерти проходит от трёх до пяти лет. Однако широко известный физик-теоретик Стивен Хокинг (1942—2018) и гитарист Джейсон Беккер (род. 1969) — единственные известные больные с однозначно диагностированным БАС, у которых состояние со временем стабилизировалось.
Существует множество заболеваний, вызывающих те же симптомы, что и ранние стадии БАС. Диагностика заболевания возможна только методом исключения более распространённых заболеваний. Оба ключевых признака БАС (поражения и верхних, и нижних двигательных нейронов) проявляются на достаточно развитых стадиях болезни.
Международной федерацией неврологии (англ. World Federation of Neurology ) разработаны Эль-Эскориальские критерии для постановки диагноза БАС . Для этого необходимо наличие:
При этом должны быть исключены другие причины данных симптомов.
Для электрофизиологического обследования используется электромиография, которая полезна в исследовании проводимости нервов и определении наличия признаков поражения периферического мотонейрона (потенциалы фибрилляций, потенциалы фасцикуляций, положительные острые волны и др).
Также важно дифференцировать фасцикуляции при БАС от фасцикуляций при синдроме доброкачественных фасцикуляций (англ. BFS), который зачастую диагностируется при наличии фасцикуляций и одновременном отсутствии объективной слабости и изменений на ЭМГ, и имеет чаще всего психологическую причину.
Второстепенными методами диагностики являются:
Возможные изменения при обследовании второстепенными методами диагностики:
Больным БАС требуется поддерживающая терапия для облегчения симптомов .
Постепенно у больных начинает ослабляться , развивается дыхательная недостаточность и появляется необходимость в применении оборудования для облегчения дыхания во время сна (IPPV или BIPAP). Затем, после полного отказа дыхательной мускулатуры, требуется круглосуточное использование аппарата искусственной вентиляции лёгких .
Ведутся исследования по методу лечения, использующего блокировку генов, вызывающих это заболевание .
Рилузол (рилутек) — единственный препарат, достоверно замедляющий прогрессирование БАС . Доступен с 1995 года. Он ингибирует высвобождение глутамата, тем самым уменьшая повреждение двигательных нейронов. Продлевает жизнь больных в среднем на месяц, немного отдаляет момент, когда больному потребуется искусственная вентиляция легких .
HAL-терапия , новый метод роботизированного лечения, официально допущен к применению в реабилитации БАС в Европе и Японии .
В 2017 году для лечения БАС впервые за 22 года был одобрен новый препарат «Радикава» (Radicava, эдаравон ), разработанный японской «Мицубиси Танабэ фарма» (Mitsubishi Tanabe Pharma) . Эдаравон (edaravone), акцептор свободных радикалов , действует как мощный антиоксидант , защищая нейроны от окислительного стресса и апоптоза .
В июне 2022 года Канада одобрила новый препарат «Албриоза» (Albrioza, натрия фенилбутират + урсодоксиколтаурин), разработанный «Амиликс фармасьютикалс» (Amylyx Pharmaceuticals). Сочетание из натрия фенилбутирата (sodium phenylbutyrate) и урсодоксиколтаурина (ursodoxicoltaurine) подавляет токсичные ответы на стресс эндоплазматического ретикулума , сдерживает гибель нейронов, повышает апоптотический порог клеток .
Осуществлены клинические исследования по применению препарата мазитиниб (masitinib), тирозинкиназного ингибитора, который подавляет пролиферацию глиальных клеток и сдерживает высвобождение провоспалительных и вазоактивных медиаторов .
В 2023 г. был одобрен .
Другие препараты: .
В Москве действуют:
В то же время в России многим больным БАС не оказывается надлежащая медицинская помощь . Например, до 2011 года БАС даже не был включен в список редких заболеваний , а единственный препарат, замедляющий течение болезни, Рилузол , не зарегистрирован .
Летом 2014 года проходила популярная по повышению осведомлённости о заболевании и сбор средств, получившая название Ice Bucket Challenge или ALS Ice Bucket Challenge . Летом 2018 года акция прошла повторно для сбора средств на построение клиники по борьбе с заболеванием в Южной Корее .