Дон Кихот (опера)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дон Кихот» — балет по роману Мигеля Сервантеса « Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский » (исп: El ingenioso hidalgo don Quijote de la Mancha) . Наиболее известна постановка балетмейстера Александра Горского на музыку композитора Людвига Минкуса . В дальнейшем свои редакции этого балета, значительно отличающиеся от первоначальной версии, создавали другие хореографы, в частности Владимир Васильев , Алексей Ратманский и Борис Эйфман .
Кроме того, в период с 1740 по 1965 год балеты с названием «Дон Кихот», или схожим, создавались и другими композиторами и балетмейстерами.
Музыка Людвига Минкуса была написана для постановки балета «Дон Кихот» в московском Большом театре балетмейстером Мариусом Петипа , первое представление состоялось 14 декабря 1869 года .
В романе Сервантеса образ печального рыцаря Дон Кихота , готового на любые подвиги и благородные поступки, является основой сюжета. В балете Дон Кихот является второстепенным персонажем, а сюжет сосредотачивается на любовной истории Китри и Базиля , исполняющих свои вариации на городской площади. Опытный капельмейстер Людвиг Минкус был отличным знатоком балетного ремесла, его признавали балетным композитором . Его искрящаяся, как шампанское, музыка радовала слух и заставляла пускаться в пляс. Петипа подхватил такое настроение, материализовав эту жизнерадостность во множестве испанских и цыганских (La gitane,Gitano) танцев, подлинные названия которых — шика, морена и зингара . В классическом балете это была их стилизация , танцы болеро и танец Эспады — это «испанистые», а не испанские танцы.
Московская постановка Петипа представляла собой комедию с большим простором для мимической игры и со значительным преобладанием характерных танцев над классическими. Балет выдержал не более тридцати представлений и в следующем сезоне сошёл с театральной сцены .
В 1871 году Петипа переработал балет для постановки на сцене Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге. В 1887 году новую редакцию по спектаклю Петипа для московского Большого театра ставит . Однако решающим в судьбе балета оказывается постановка московского Большого театра 1900 года — спектакль в своей редакции ставит балетмейстер Александр Горский , который уже в 1902 году переносит его в Мариинский театр . К имеющейся музыке Минкуса Горский добавляет отдельные номера на музыку Э. Направника и А. Симона . В дальнейшем «Дон Кихот» ещё не раз «обогатится» новыми танцами и новой музыкой ( B. В. Желобинского , В. П. Соловьёва-Седого ), но музыка Минкуса, как и схема спектакля Петипа, останется прежней.
Трактирщик Лоренцо хочет выдать свою дочь Китри замуж за богатого дворянина Гамаша . Но Китри влюблена в цирюльника Базиля . Дон Кихот , начитавшись рыцарских романов, видит в своем воображении образ Дульсинеи , которой и представляется ему Китри (в третьей картине второго акта). Во время праздничного гулянья в кабачке Базиль разыгрывает сцену самоубийства, и Китри умоляет отца благословить их любовь. Лоренцо колеблется. Возмущённый Дон Кихот приказывает выполнить просьбу. Нехотя Лоренцо благословляет Китри и Базиля. Базиль быстро поднимается цел и невредим — его самоубийство было всего лишь шуткой. Друзья выталкивают Гамаша из кабачка. Всеобщее веселье и танцы продолжаются. На площади Барселоны все готово к празднику в честь Китри и Базиля. В торжественном марше собираются гости. Среди них благородный рыцарь Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Начинается праздник. Дон Кихот и Санчо прощаются со всеми и отправляются на поиски новых приключений.
Во все времена существования спектакля сцена розыгрыша «самоубийства» Базиля (сцена «в Кабачке» четвёртой картины второго акта) вызывала одну и ту же реакцию зрителя — смешки. Здесь проявлялось актёрское мастерство исполнителя и его чувство юмора. «Базиль быстро поднимается цел и невредим — его самоубийство было всего лишь шуткой».
Четвёртый акт балета — праздничное действо. Самые яркие танцы в балете. Апофеозом акта и финалом спектакля стало Pas de deux и, конечно, обязательным его элементом — 32 фуэте . Pas de deux исполняется как отдельный концертный номер на балетных Гала и конкурсах. Сочетание музыки и хореографии, а также эволюция технических элементов в балете сделали его очень выигрышным для артистов. Как говорил историк и критик балета Б. А. Львов-Анохин :
«Художественная выразительность в балете не может быть достигнута без чистоты формы, никакой спортивный азарт её не заменит… Любое виртуозное движение перестаёт быть дешёвым трюком, если не теряет строгой классической формы… в этом путь к подлинной артистичности, когда танец перестаёт быть гимнастикой и превращается в интеллектуальное искусство».
Владимир Васильев выступив впервые в балете в 1962 году, представил новую редакцию главной мужской партии балета, ставшую впоследствии классической. Эта премьера стала революционной в истории этого балета и в развитии мужского танца двадцатого века. В частности, в первом акте в первой вариации Базиля Васильев впервые после renverse добавил soutenu, перед вторым выходом Китри он исполнил двойные пируэты en dedans с выходом в арабеск. В вариации третьего акта он впервые исполнил новые элементы: двойной saut de basque en dedans, пируэт с постепенным опусканием ноги с высокого passe через cou-de-pied в пятую позицию на высоких полупальцах(штопор), двойной тур в воздухе c фуэте на полу; в коде впервые исполнил: двойные rond de jambes в воздухе с правой и левой ноги, поворот в воздухе en dedans с a la second в attitude по кругу после каждого jete, усложнённые комбинации вращений — двойные Grand pirouettes в a la second и attitude в en dehors.
Балет в 3 актах 7 картинах. Новая редакция балетмейстера (по петербургской редакции М. И. Петипа ). Дирижёр С. Я. Рябов
Дирижёр — А. Ф. Арендс , Художники: Александр Головин , Н. А. Клодт (декорации), К. А. Коровин (костюмы)
Редакция Балетмейстера Александра Горского . Дирижёр — Рикардо Дриго , художники: Константин Коровин , Александр Головин , Н. А. Клодт
Балет в 4 актах 7 картинах с прологом, балетмейстер Фёдор Лопухов (по А. А. Горскому ).Дирижёр — А. В. Гаук. Художники: Константин Коровин , Александр Головин
14 декабря 1869 года | Дон Кихот | Людвиг Минкус | Мариус Петипа | Мариус Петипа | Большой театр |
6 декабря 1900 года |
Испанский
Фанданго |
А. Ю. Симон
Э. Ф. Направник |
Александр Горский | Мариус Петипа | Большой театр |
10 февраля 1940 года | Цыганский танец | Bалерий Желобинский | К асьян Голейзовский | Александр Горский | Большой театр |
1942 год | Цыганский танец (вставной номер) | Bалерий Желобинский | Касьян Голейзовский | Филиал Большого театра | |
1942 год |
Танцы:
Номер Эспады (I картина 1 акта), "Таверна"(II к.1 а.), Болеро - IV акт Танец подруг Китри - IV акт Финальный, общий танец - IV акт |
Людвиг Минкус | Касьян Голейзовский | Филиал Большого театра |
Балет в 4 актах 7 картинах с прологом, балетмейстер Фёдор Лопухов (по А. А. Горскому )
на сцене Филиала Большого театра.
Новые танцы в постановке Н. А. Анисимовой
На Западе постановка балета «Дон Кихот» была осуществлена антрепризой Анны Павловой в 1924 году в сокращённом варианте, в редакции от 1902 года Горского. В начале 1940-х годов балет был поставлен полностью вместе с Pas de Deux и вставными вариациями Русским балетом Монте-Карло (Ballet Russe de Monte Carlo). В 1966 году Рудольф Нуриев поставил свою версию спектакля для Венского государственного оперного театра . В 1973 году Нуриев экранизировал свою версию спектакля в Австралийском балете ( англ. Australian Ballet ). В 1978 году в American Ballet Theatre Михаил Барышников поставил свой вариант спектакля, который идёт в его версии во многих театрах мира, в том числе в Парижской опере. В 1991 году в American Ballet Theater свою версию поставил Владимир Васильев. Впоследствии балет в его постановке шел в Кремлёвском и Литовском балетах (1994 г), Токио-балете (2001), Сербском Национальном балете (2007), Национальном балете Греции (2011) и Школе Большого театра в Бразилии (2007).
Балет «Дон Кихот» считается одним из самых ярких и великих творений из классических балетов.
Спектакль поставлен многими театрами, по всему миру, в различных вариантах.
Балет в 3-х действиях, пяти картинах с прологом. Либретто Мариуса Петипа в редакции Алексея Чичинадзе . Балетмейстер-постановщик Алексей Чичинадзе (с использованием хореографии Александра Горского), художник-постановщик Марина Соколова, дирижёр-постановщик Георгий Жемчужин
Алексей Чичинадзе:
«Мне было интересно, сохранив самое ценное из хореографии выдающегося русского балетмейстера Александра Горского, переосмыслить и переработать ряд сцен балета. Мы искали более точную логику развития событий, отказываясь от длинных пантомимных сцен, заменяя их действенным танцем. В спектакле много новой хореографии, прежде всего в народных танцах».
— Алексей Чичинадзе
Премьера 15.02.1991 года труппа American Ballet Theatre на сцене Чикагской оперы. Балет в двух актах, пяти картинах с прологом.
Художник — Santo Loquasto, Музыка: Людвиг МИнкус, Либретто: Мариус Петипа в редакции Владимира Васильева по роману Мигеля Сервантеса де Сааведры.
Хореография: М.Петипа, А.Горский, В. Васильев.
Китри — Синтия Харвей (Сильви Гиллем), Базиль — Хулио Бокка (Риккардо Бустаманте).
«Классический балет „Дон Кихот“ был впервые поставлен Мариусом Петипа в 1869 году, дошёл до нас в постановке Александра Горского и других более поздних интерпретаторов. Интересно, что этот блестящий балет отнюдь не инсценировка знаменитого романа Сервантеса, а самостоятельное хореографическое произведение по мотивам „Дон Кихота“».
— Михайловский театр
Балетмейстер Алексей Ратманский . Художник — Жером Каплан. Китри — Анна Цыганкова. Базиль — Мэтью Голдинг
«Погрузившись в историю, хореограф Ратманский выяснил, что записи оригинала Петипа не сохранились даже в главном хранилище русского балетного наследия — библиотеке Гарвардского университета. Уцелели лишь оригинальное либретто, музыкальная партитура с режиссёрскими комментариями, старинные программки и лихие статьи рецензентов. В результате Алексей Ратманский сочинил собственную версию, но „с огромным уважением к балетным традициям“, как он признается в буклете к спектаклю. Первое, что уважил хореограф — это пролог: Хореограф вернул ему статус полноценной части спектакля, в которой завязывается история странствий Дон Кихота. Начитавшись романов, безумный рыцарь видит Дульсинею, молящую о спасении. Это видение будет преследовать его весь спектакль, появляясь даже на небе в виде луны».
— Мария Сидельникова
Самобытность Алексея Ратманского и неординарность его мышления всегда оправдывали ожидания публики, как балетоманов с билетом на галёрку, так и любителей театрализованного балета, занимающих места в ложах театра. Определение «реставрация спектакля» никогда не было спутником талантливого хореографа с чувством вкуса.
«Заканчивается балет на лирической ноте: Хореограф отправляет влюблённого рыцаря в путь — в бесконечное путешествие за прекрасной дамой.
Из всех находок Алексея Ратманского, пожалуй, самым эффектным моментом спектакля оказался фантасмагорический кошмар Дон Кихота. Прежде чем попасть в дивный мир дриад и амуров, бедный рыцарь подвергается нападению танцующих кактусов, отважно расправляется с ними под раскаты грома и сверкание молний и оказывается в лесной пещере дивной красоты, залитой волшебным зелёно-желтым светом».
— «Коммерсантъ»
«Конечно, спектакль и сегодня не утратил общественного звучания: в современном мире только чистый сердцем безумец может, не задумываясь о последствиях, вступаться за обиженных и за справедливость, как и во времена Сервантеса. Но, как я уже писала, есть и другой смысл балета Эйфмана, возможно, главный, который заключён в сцене с обручем (а затем и в аналогичной сцене с мячом). Перешагнув через обруч (опустив на пол мяч, который дала ему держать надзирательница), человек посмел перешагнуть черту, обозначенную для него неважно кем: правительством, общественными предрассудками, им самим, наконец. Оказалось, что перешагнуть черту просто, очень просто опустить мяч на пол, и человек получает в дар не только светлый мир, но СВОБОДУ МЫСЛИТЬ и ТВОРИТЬ. А что такое творчество, как не момент безумия нормального человека? По Эйфману, только безумцу открываются иные миры и иной смысл жизни. Поэтому-то среди обитателей больницы один Дон Кихот не сумасшедший, а Безумец, потому что он способен творить».
«Дон Кихот — это трагикомедия, построенная на контрастах Сцены в сумасшедшем доме дали мощный толчок неистощимой эйфмановской фантазии. Хореографический рисунок массовых сцен основан на клинически-точном воспроизведении нескоординированных движений психически больных людей. Эйфман балансирует на лезвии ножа: одно движение — и он может быть обвинен (а в Америке — запросто) в отсутствии политической корректности… В сценах в сумасшедшем доме нет издевки, но много юмора и — грусти».
Балеты по роману Мигеля Сервантеса « Дон Кихот Ламанчский » ставились и другими балетмейстерами и на другую музыку под разными названиями: «Don Quichotte», «Don Quixotte», «Свадьбы Гамаша», «Дон Кихот и Санчо Панса», «Дон Кихот», «Портрет Дон Кихота».