Сезон 2015—2016 в фигурном катании
- 1 year ago
- 0
- 0
Шестибалльная система оценок в фигурном катании существовала до 2005 года , когда была официально заменена Новой судейской системой (до этого в сезоне 2002—2003 годов новая система тестировалась на различных соревнованиях ) . Данная система использовалась для оценки мастерства фигуристов в исполнении программ: 0,0 — «не выполнено», 6,0 — «безукоризненно» , причём техническая составляющая и артистичность оценивались отдельно.
В современном фигурном катании существует два применения шестибалльной системы:
В других видах спорта ( профессиональном фигурном катании , фигурном катании на роликах , прыжках в воду ) система оценивания десятибалльная. Выбор именно шестибалльной оценки диктовался тем, что каждая из обязательных фигур состояла из шести линий, по три на каждой ноге.
Каждый из судей делает две оценки: в короткой программе за обязательные элементы ( required elements ) и артистизм ( presentation ), в произвольной — за техническое исполнение ( technical merit ) и артистизм по такой шкале :
Оценка 6,0 в отрыве от контекста ничего не значит, но судьи такими оценками не «разбрасываются», а дают лишь за выдающиеся достижения своего времени. 6,0 за техническое исполнение бывало крайне редко . Танцевальная пара Торвилл — Дин на Олимпиаде-84 сумела получить все девять оценок 6,0 за артистизм. Выдающиеся советские фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков в своей карьере получили 29 оценок 6,0 на пяти чемпионатах мира, а Ирина Роднина и Александр Зайцев на чемпионате Европы 1973 года получили 12 оценок 6,0 из 18 возможных. Особую трудность замечает Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках», представляла оценка первого участника, которая предварительно обсуждалась судьями и выставлялась в соответствии с уровнем и масштабом соревнований .
Каждый судья расставляет фигуристов по местам (ordinals). Более высокое место получает фигурист с более высокой суммой двух оценок судьи. Если у участников одинаковая сумма двух оценок судьи, то более высокое место у судьи получает тот, у кого выше оценка за технику ( 5,9+5,7 > 5,8+5,8 ), с 1988/89 в произвольной — оценка за артистизм ( 5,9+5,7 < 5,8+5,8 ). В итоге участники распределяются по местам в соответствии с принципом относительного большинства. В наиболее простом случае фигурист А, имеющий 5 первых судейских мест и 4 вторых, занимает первое итоговое место, а фигурист имеющий 4 первых места и 5 вторых - второе. В случае расхождений выявляют наиболее высокое определяющее место, за которое есть минимальное большинство (хотя бы из пяти) судей. В случае наличия нескольких одинаковых определяющих мест, фигурист, у которого таких определяющих мест больше, занимает более высокое место. Если же количество таких мест одинаково, то вычисляют их сумму, а при их равенстве определяют общую сумму судейских мест, и лишь при равенстве всех этих показателей, фигуристы занимают одно место, что случалось в единичных случаях за всю историю.
Количество судей всегда нечётно (не менее пяти, обычно девять).
Шестибалльная система оценок была введена в 1901 году Международным союзом конькобежцев (ИСУ). Был утвержден принцип «большинства» при подсчёте окончательных результатов: только в случае, если не было «абсолютного большинства», следовало подсчитывать сумму баллов (как и в случае деления мест) .
После скандала на Олимпийских играх 2002 года конгресс ИСУ принял решение заменить эту систему оценок .