Interested Article - Карнавал животных

«Карнава́л живо́тных» ( фр. Le carnaval des animaux ) — сюита (авторское обозначение: «зоологическая фантазия») для инструментального ансамбля Камиля Сен-Санса , одно из самых популярных его сочинений.

История создания

«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник « Жирного вторника ». Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года, в нём принимали участие флейтист Поль Таффанель , кларнетист Шарль Тюрбан , контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер .

Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 года (время смерти композитора), проходили в частных домах и салонах. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, сочинение было исполнено в доме Полины Виардо в присутствии Ференца Листа . В таких исполнениях в разное время принимали участие Габриэль Пьерне , Альфред Корто , Альфредо Казелла (фортепиано), Мартен Марсик (скрипка), Анатолий Брандуков (виолончель), Филипп Гобер (флейта), Проспер Мимар (кларнет).

Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса « Лебедь » для виолончели и фортепиано: ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.

В завещании композитор запретил публикацию всех своих неизданных сочинений за исключением «Карнавала» . После смерти композитора партитура «Карнавала» была издана целиком. После премьеры для широкой публики, состоявшейся 25 февраля 1922 года , эта музыка получила известность и вошла в концертный репертуар. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей. В концертах и аудиозаписях для детской аудитории инструментальная музыка перемежается небольшими текстами-вставками просветительской направленности.

«Карнавал животных» наполнен юмором , иногда переходящим в сатиру : в нём пародируются известные музыкальные произведения (в виде стилизаций и даже точных цитат), высмеиваются человеческие пороки. Велико также значение звукоизобразительности (имитируются голоса животных, течение воды и т.п.) .

Инструментальный состав

В оригинале «Карнавал» инструментован для 11 исполнителей:

«Зоологическую фантазию» нередко играют в оркестровой версии, не меняя оригинальной инструментовки Сен-Санса (увеличивается лишь количество струнных инструментов). Существуют также многочисленные переложения отдельных её частей (чаще других, части «Лебедь» и «Аквариум») для различных инструментов.

Музыка

«Карнавал животных» состоит из четырнадцати частей:

  1. Вступление и Королевский марш льва ( фр. Introduction et Marche Royale du lion ) — в короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва.
  2. Куры и петухи ( фр. Poules et Coqs ) — кларнет, скрипки, альт, фортепиано: назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья; «куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Жан-Филиппа Рамо .
  3. Антилопы (быстрые животные) ( фр. Hémiones (animaux véloces) ) — два фортепиано исполняют быстрые пассажи.
  4. Черепахи ( фр. Tortues ) — струнные и два фортепиано: цитируется канкан из оперетты Оффенбаха « Орфей в аду », но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект.
  5. Слон ( фр. Eléphant ) — контрабас и два фортепиано: вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза « Осуждение Фауста » и скерцо Мендельсона к комедии « Сон в летнюю ночь »; комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона.
  6. Кенгуру ( фр. Kangourous ) — два фортепиано: острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру.
  7. Аквариум ( фр. Aquarium ) — флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано: звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума.
  8. Персонажи с длинными ушами ( фр. Personnages à longes oreilles ) — скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик.
  9. Кукушка в глубине леса ( фр. Le coucou au fond des bois ) — кларнет и два фортепиано: на фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука.
  10. Птичник ( фр. Volière ) — флейта, струнные и два фортепиано: на фоне «шелестящего» тремоло струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение.
  11. Пианисты ( фр. Pianistes ) — два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни . Эта часть заканчивается на доминанте , которая (через паузу) разрешается в тонику в начале следующей пьесы.
  12. Ископаемые ( фр. Fossiles ) — кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные: Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму « Пляска смерти », французские народные песни « » и « Au clair de la lune », а также каватину Розины из оперы Россини « Севильский цирюльник ».
  13. Лебедь ( фр. Le Cygne ) — виолончель и два фортепиано: певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней; на музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер « Умирающий лебедь » для Анны Павловой : Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё.
  14. Финал ( фр. Finale ) — исполняет весь ансамбль: весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.

Дискография (выборка)

Примечание. Год в скобках — дата первого релиза, без скобок — дата записи

Ансамблевая версия

  • 1977 М. Бероф, Ж.-Ф. Коллар, А. Молья etc. (EMI)
  • 1978 Ф. Антремон, Габи Казадезюс etc. (Sony)
  • 1985 М. Аргерих, Г. Кремер, М. Майский etc. (Philips)

Оркестровая версия

  • 1951 Э. Гилельс , Я. Зак, Д. Шафран, ГСО СССР / К. Элиасберг (Мелодия)
  • (1962) Нью-Йоркский филармонический оркестр / Л. Бернстайн (CBS)
  • (1966) Л. Брук, М. Тайманов, Ленинградский камерный оркестр / Л. Гозман (Мелодия)
  • 1975 Альфонс Контарский, Алоис Контарский, Венский филармонический оркестр / К. Бём (DG)
  • 1980 П. Роже, К. Ортис, Лондонская симфониетта / Ш. Дютуа (Decca)

В театре

В кино

Отдельные пьесы из сюиты особенно любимы кинематографистами.

«Лебедь» звучал в фильмах « И корабль плывет » Федерико Феллини , « Идиоты » и « Нимфоманки » Ларса фон Триера и многих других. Пьеса «Аквариум» использовалась в мультсериалах « Симпсоны » и « Шоу Рена и Стимпи », на вступительных титрах « Дней жатвы » Терренса Малика . После этого фильма с 1987 года «Аквариум» используется в заставке предваряющей показ фильмов на Каннском кинофестивале , в том числе и как дань памяти Сен-Сансу, который считается одним из первых кинокомпозиторов (речь о фильме 1908 года « Убийство герцога Гиза ») . Финал сюиты обыгрывается в «диснеевской» Фантазии-2000 .

Примечания

  1. Кремлёв Ю. А. Камиль Сен-Санс. — М. : Советский композитор, 1970. — С. 284. — 345 с.
  2. «Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кроме лебедя , в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют» А. Майкапар о «Карнавале животных». . Дата обращения: 19 апреля 2011. Архивировано из 29 октября 2007 года. . Дата обращения: 19 апреля 2011. Архивировано 29 октября 2007 года. .
  3. Правильный перевод слова hémione кулан ; «антилопы» ― закрепившийся русский вариант названия этой части.
  4. Camille Périssé. (англ.) . Festival de Cannes 2019 (22 мая 2017). Дата обращения: 25 февраля 2019. (недоступная ссылка)

Библиография

  • Кремлёв Ю. А. Камиль Сен-Санс. — М.: Советский композитор, 1970
  • Sabina Teller Ratner. Camille Saint-Saëns, 1835-1921: a thematic catalogue of his complete works, Volume 2 (англ.) . — Oxford University Press, 2002. — P. 185―192.

Ссылки

Источник —

Same as Карнавал животных