Interested Article - Пассакалья
- 2021-03-02
- 2
Пассака́лия , также пассакалья ( итал. passacaglia , исп. pasacalle , от pasar ― проходить и calle ― улица) ― провожальная песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда и название) . Впоследствии жанр инструментальной музыки и связанная с ним разновидность вариационной формы . Характерные черты пассакалии: торжественно-трагический характер, медленный темп , трёхдольный метр , минорный лад , форма вариаций на бассо остинато с первоначальным изложением одноголосной темы в басу. В качестве музыкальной темы пассакалья, наряду с сарабандой , чаконой и фолией , повлияла на общеевропейскую композиторскую практику .
История
Термин возник в начале XVII века в Испании и применялся для обозначения небольших импровизационных оборотов, исполнявшихся на гитаре между куплетами песни. К концу века с распространением гитарной музыки пассакалия проникла во Францию и Италию , где так стали называть медленный торжественный танец трёхдольного размера с неизменной повторяющейся фигурой в басу. По этим признакам пассакалия близка чаконе , распространившейся в это же время в тех же регионах, и часто оба эти слова взаимозаменяли друг друга, так, Ф. Куперен определил одно из своих сочинений как «Чакона или пассакалия». От чаконы пассакалия отличается началом с сильной доли и более монументальным, торжественным характером.
Пример из эпохи барокко ― от 1 ноября 2020 на Wayback Machine Капсбергера для китаррона .
На рубеже XVII― XVIII веков пассакалия стала применяться в опере , где исполнялась обычно в танцевальных сценах в качестве вступления или заключения, либо между танцами. Также пассакалия начинает использоваться как самостоятельное произведение, как правило, написанное для клавесина или органа . Именно в этом качестве этот жанр достигает своего расцвета на рубеже XVII―XVIII веков в творчестве И. С. Баха , Д. Букстехуде , Г. Ф. Генделя , после чего почти исчезает из музыкальной практики.
Эпизодически пассакалию применяли в своих сочинениях композиторы-романтики ( Брамс ― финал Четвёртой симфонии, финальный эпизод Вариаций на тему Гайдна; Мендельсон ― Пассакалия c-moll для органа), но лишь в XX веке, в связи с общим подъёмом интереса к старинной музыке и полифонии в частности, произошло возрождение этой формы и переосмысление её трактовки. Композиторы XX века обычно включали пассакалью в состав более крупных форм: симфоний , опер и др., значительно реже стали встречаться самостоятельные произведения в этом жанре. Пассакальи встречаются в сочинениях Макса Регера (Интродукция, Пассакалия и фуга h-moll для двух фортепиано), Антона Веберна (Пассакалия, ор. 1), Арнольда Шёнберга (монодрама «Лунный Пьеро»), Альбана Берга (опера «Воццек»), Мориса Равеля (фортепианное трио), Пауля Хиндемита («Гармония мира»). Важнейшую роль пассакалия играет в творчестве Дмитрия Шостаковича (в опере « Леди Макбет Мценского уезда », в Восьмой симфонии, в первом скрипичном концерте), трактующего её как драматический, переломный эпизод сонатно-симфонического цикла.
См.также
Ссылки
- Фрескобальди, Джироламо от 1 июня 2020 на Wayback Machine
Примечания
- Орфография, принятая в от 21 августа 2017 на Wayback Machine .
- ↑ . historicaldance.spb.ru. Дата обращения: 2 сентября 2017. 2 сентября 2017 года.
Литература
- Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш . М.: Советская энциклопедия, 1973―1982
- История французской органной музыки. Е.Кривицкая
- Richard Hudson ,The Folia, the saraband, the passacaglia, and the chaconne : the historical evolution of four forms that originated in music for the five-course Spanish guitar (compiled by Richard Hudson).Neuhausen-Stuttgart : American Institute of Musicology : Hanssler-Verlag, 1982. Description: 1 score (4 v.) : facsims. ; 30 cm. Series: Musicological studies & documents ; 35 Publisher No.: 68.735/10 Hanssler-Verlag 68.735/20 Hanssler-Verlag 68.735/30 Hanssler-Verlag 68.735/40 Hanssler-Verlag Contents: v. 1. The folia—v. 2. The saraband—v. 3. The passacaglia—v. 4. The chaconne. Subjects: Music—16th century. Music—17th century. Music—18th century. Folias (Music) Sarabands. Passacaglias. Chaconnes.
- 2021-03-02
- 2