Шуберт, Франц
- 1 year ago
- 0
- 0
Франц Пе́тер Шу́берт ( нем. Franz Peter Schubert ; 31 января 1797 — 19 ноября 1828 , Вена ) — австрийский композитор , один из основоположников романтизма в музыке, автор 602 вокальных композиций (на слова Шиллера , Гёте , Гейне и других), девяти симфоний (восьмая, самая знаменитая, известна как «Неоконченная»), а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.
Произведения Шуберта входят в число самых известных образцов музыки периода романтизма .
Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в семье Франца Теодора Шуберта (1763—1830) и Элизабет Шуберт (урождённой Фиц) (1756—1812). Франц Теодор Шуберт был учителем приходской школы Лихтенталя и музыкантом-любителем, он происходил из семьи моравских крестьян; Элизабет была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей девять умерли в раннем возрасте ; двое из выживших — Франц и Фердинанд — сделали музыку своей профессией .
Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали члены семьи: отец учил его играть на альте , а старший брат Игнац — на фортепиано . С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя, где работал его отец. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви и уроки пения у регента приходской церкви М. Хольцера .
Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом), где его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас , позже Шуберта взял к себе на бесплатное обучение Антонио Сальери , который преподавал ему контрапункт и композицию (до 1816 года ) . Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта , так как был второй скрипкой в оркестре Конвикта.
Вскоре он проявил свой талант композитора: с 1810 по 1813 годы написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни .
В учёбе ему тяжело давались математика и латынь , и в 1813 году , когда у него стал ломаться голос, он был отчислен из хора, после чего вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в следующем, 1814 году . Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец , и проработал в ней до 1818 года . В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка , Моцарта и Бетховена . Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году .
Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора, но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна ). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом , который устроил ему встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем . Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах . Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году . В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори) .
Среди друзей Шуберта были чиновник Йозеф фон Шпаун, музыкант-любитель Антон Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт , певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками его творчества и периодически оказывали ему материальную помощь .
В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе , в июле того же года переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце ) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази , где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену . Второй раз он побывал у Эстерхази в 1824 году .
В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов .
В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел , но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.
С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене , за исключением короткого пребывания в Граце . Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю . 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов . Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.
Композитор умер от брюшного тифа 19 ноября 1828 года в возрасте 31 года после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на , где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: « Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт » . 22 сентября 1888 года его прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены . Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.
Творческое наследие Шуберта охватывает разные жанры. Им создано 9 симфоний (среди которых восьмая неоконченная), свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 23 фортепианные сонаты, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора и для вокального ансамбля, и более 600 песен. При жизни и достаточно длительное время после смерти композитора его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи стали постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Его поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.
Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки. Его Фантазии до мажор и фа минор , экспромты , музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости. В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный») , «Большой симфонии» до мажор и «Неоконченной симфонии» си минор — Шуберт демонстрирует своё неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающееся от мышления жившего и господствовавшего в то время Бетховена.
Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и т. п.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается месса ми-бемоль мажор.
Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту более всего нравились « » Йозефа Вайгля , « » Луиджи Керубини , «Иоанн Парижский» , «Сандрильона» и особенно « Ифигения в Тавриде » Глюка . Итальянской оперой, которая во времена Шуберта была в большой моде, он интересовался мало, его восхищали лишь « Севильский цирюльник » и некоторые отрывки из « Отелло » Джоакино Россини .
Поскольку при жизни композитора было опубликовано относительно мало его работ, лишь немногие из них имеют свой номер опуса , но и в таких случаях номер не вполне точно отражает время создания произведения. В 1951 году музыковед Отто Эрих Дойч опубликовал каталог произведений Шуберта, где все сочинения композитора расположены в хронологическом порядке согласно времени их написания .
Время создания симфонии си минор DV 759 («Неоконченной») — осень 1822 года. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце , и Шуберт представил две её части в 1824 году .
Рукопись с нотами симфонии хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек , после чего в 1865 году она была впервые исполнена на концерте (прозвучали завершённые Шубертом первая и вторая части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор). В 1866 году первая и вторая части симфонии были опубликованы .
До сих пор неясны причины, почему Шуберт не завершил «Неоконченную» симфонию. По-видимому, он был намерен довести её до логического конца: первые две части были полностью закончены, а 3-я часть (в характере скерцо) осталась в набросках. Какие-либо эскизы к финалу отсутствуют (возможно, они существовали, но были утрачены).
Долгое время существовала точка зрения, что «Неоконченная» симфония — вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие вполне исчерпывают себя в пределах двух частей. В качестве сравнения говорили о сонатах Бетховена из двух частей и о том, что позднее у композиторов-романтиков произведения подобного рода стали обычным явлением . Против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом первые две части написаны в различных, далёких друг от друга тональностях (и это единственная в мире симфония, написанная подобным образом).
Существует также мнение, что по задумке композитора финалом должна была стать написанная в сонатной форме, в тональности си минор и имеющая драматический характер музыка, в итоге ставшая одним из антрактов к «Розамунде»; эта точка зрения не имеет никаких документальных подтверждений.
В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда ( англ. Brian Newbould ) и российского композитора Антона Сафронова ).
Доминирующее положение в наследии Шуберта занимает музыка, написанная для голоса (голосов) и фортепиано. Всего сохранилось более 600 таких произведений. Автор обозначал их преимущественно как «песни» (Lieder), реже как « романсы » (Romanzen) или « баллады » (Balladen). Большинство песен не превышает обычного для этого жанра объёма (1-5 минут), но встречаются артефакты, сравнимые по продолжительности с масштабными оперными сценами или кантатами , например, баллада «Ныряльщик» ( Der Taucher , D 111) в аудиозаписи длится 25 минут , а баллада «Адельвольд и Эмма» ( Adelwold und Emma , D 211) — 28 минут .
Шуберт непрестанно совершенствовал и модифицировал свои песни. Например, баллада ( Erlkönig , D 328) существует в четырёх редакциях , песня « Форель » ( Die Forelle , D 550) — в пяти редакциях, песня «Духовный привет» ( Geistes-Gruß , D 142) — в шести. Как правило, степень редактирования была незначительной (например, композитор приспосабливал своё сочинение к певческому голосу иной тесситуры, изменял инструментальное вступление или вовсе удалял его).
Шубертовские редакции одной и той же музыки следует отличать от разных по музыке песен, написанных на один и тот же текст. Хрестоматийным примером является песня Миньоны из «Вильгельма Мейстера» Гёте с инципитом Nur wer die Sehnsucht kennt , которая существует в шести разных по музыке версиях (D 310, D 359, D 481, D 656, D 877/1, D 877/4) . Песни с одинаковыми заголовками также могли быть написаны на разные тексты, например, «An den Mond» («К луне»), «Sehnsucht» («Томление»), «Sterne» («Звёзды»), «Wandrers Nachtlied» («Ночная песня странника») и др. — отличить их друг от друга помогает инципит .
Большинство песен Шуберта «концептуально» не связаны между собой, как, например, Третья песня Эллен , D 839 (широко известная как Ave Maria ), что позволяет певцам изымать такие песни из сборников и исполнять их по отдельности. Среди немногочисленных вокальных циклов — « Прекрасная мельничиха » и « Зимний путь » (оба на стихи Вильгельма Мюллера ), которые отличает сквозной сюжетный и музыкально-драматургический замысел. Певцы, стремящиеся адекватно передать замысел композитора, исполняют его вокальные циклы целиком. Некоторые исследователи также трактуют как неоконченный вокальный цикл поздний сборник « Лебединая песня ».
В список роялей, на которых играл Шуберт, входит инструмент от Бенигнуса Зайднера (в настоящее время представлен в родном доме Шуберта в Вене) и рояль от фирмы « Антон Вальтер & сын » (в Музее истории Искусств в Вене ) . Композитору были также известны инструменты венского мастера Конрада Графа .
После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта . Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни . В 1838 году Роберт Шуман , посещая Вену , нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг , где произведение исполнил Феликс Мендельсон . Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан , которые посетили Вену осенью 1867 года . Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер , кое-что из камерной музыки , большое количество разнообразных фрагментов и песен . Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта .
Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете» . Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта; Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали, что на их творчество большое влияние оказала «Большая симфония» .
В 1897 году в издательстве «Брейткопф и Хертель» вышло издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были либо пропагандистами творчества Шуберта, либо делали аллюзии на его сочинения в собственной музыке. Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты .
В честь музыкальной пьесы Шуберта «Розамунда», написанной к одноимённому произведению Гельмины фон Шези, получил название открытый в 1904 году астероид (540) Розамунда [ источник не указан 3003 дня ] .