Беллини, Винченцо
- 1 year ago
- 0
- 0
Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Белли́ни ( итал. Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini ; 3 ноября 1801, Катания , Сицилия — 23 сентября 1835, Пюто , близ Парижа ) — итальянский композитор, автор 11 опер .
Учился в Неаполитанской консерватории у Николо Дзингарелли , писал сначала произведения инструментальной и церковной музыки. Первая опера Беллини, «Адельсон и Сальвини», была исполнена на сцене консерватории в 1825 году. В 1826 театр Сан-Карло поставил его оперу «Бьянка и Фернандо» с таким успехом, что в 1827 он получил уже заказ от театра Ла-Скала в Милане. Беллини написал для последнего оперу « Пират », имевшую громадный успех; еще больший успех имела в следующем году «Чужестранка». За ними последовали «Заира», провалившаяся в Парме, «Капулети и Монтекки» (Венеция) и « Сомнамбула » (Милан) .
В 1833 Беллини окончательно переселился в Париж, где пользовался хотя кратковременным, но ошеломляющим успехом; ему суждено было написать еще лишь одну оперу, « Пуритане », которая была поставлена в 1835 в Théâtre italien .
За свою недолгую жизнь он написал 11 опер, из которых только одна («Заира») не имела успеха, — остальные обошли большинство европейских сцен. Лучшие из его опер: « Капулети и Монтекки » ( итал. I Capuleti e i Montecchi , 1830), « Сомнамбула » (1831), « Норма » (1831), « Пуритане » (1835) .
Сила дарования Беллини — в его мелодиях, близких народным, и в искренности выражения, нередко возвышающегося до глубокого драматического пафоса. Общий характер его музыки — мягкий, с оттенком грусти. В простоте оперного письма Беллини можно видеть реакцию против перегруженного всякими вокальными украшениями стиля его предшественников и современников .
Следы беллиниевских влияний можно усмотреть не только в области оперы, но и в фортепианной музыке Шопена .
Критика порицала Беллини за чрезмерную простоту инструментовки и отсутствие широко развитых по форме вокальных номеров в его операх; под влиянием этих упреков композитор стал тщательнее работать над своими произведениями и выступил в 1831 с «Нормой» . Опера эта произвела фурор, в особенности с Малибран в заглавной роли. Меньший успех имела « Беатриче ди Тенда ». Написанная в 1832 опера Былое и будущее не исполнялась публично .
23 сентября 1835 года в предместье Парижа Беллини скончался от острого воспаления кишечника, осложнённого абсцессом печени. Скоропостижный характер его смерти даже вызвал толки об отравлении композитора .
Всеобщее сожаление и скорбь о преждевременной кончине Винченцо Беллини выразилось в многочисленных посвящённых ему статьях и некрологах . Поклонник его творчества композитор Джоаккино Россини в одном из писем таким образом описывал его похороны:
С печальным удовлетворением сообщаю вам, что похороны нашего покойного друга сопровождались выражением всеобщей любви, проявлением чрезвычайно большой заботы со стороны всех артистов и с пышностью, достойной короля; хор в двести голосов исполнил заупокойную мессу, к хору присоединились ведущие солисты; после мессы они отправились на кладбище (где тело бедного Беллини будет покоиться до тех пор, пока не будут предприняты все необходимые меры); кортеж сопровождал военный оркестр в составе ста двадцати музыкантов; каждые десять минут раздавался удар тамтама, и уверяю вас, такая масса народа, печаль, отражавшаяся на всех лицах, производила неописуемое впечатление; я не в силах выразить, какой огромной любовью пользовался наш бедный друг .
Первоначально похоронен на кладбище Пер-Лашез , однако в 1876 году прах композитора был перенесён на Сицилию , в Святой Агаты города Катании .