Уортон, Эдит
- 1 year ago
- 0
- 0
Эди́т Пиа́ф ( фр. Édith Piaf [edit pjaf] ), настоящее имя Эди́т Джова́нна Гассьо́н ( фр. Édith Giovanna Gassion ; 19 декабря 1915 , Париж , Третья французская республика — 10 октября 1963 , Грас , Франция ) — французская певица, шансонье и киноактриса, исполнительница таких песен, как « Non, je ne regrette rien », « La Vie en rose », «Hymne à l’amour», «Mon légionnaire», «La Foule», «Milord», «Tu es partout», «Mon Dieu» и « ».
Родилась в семье несостоявшейся актрисы Аниты Майяр, на сцене выступавшей под псевдонимом Лина Марса, и акробата Луи Гассьона. В начале Первой мировой войны он отправился добровольцем на фронт. Специально получил двухдневный отпуск в конце 1915 года, чтобы увидеть свою новорождённую дочь Эдит. По одной из версий, своё имя будущая певица получила в честь британской медсестры Эдит Кэвелл , расстрелянной немцами 12 октября 1915 года.
Через два года Луи Гассьон узнал, что жена его бросила, а дочь отдала на воспитание своим родителям. Условия, в которых жила маленькая Эдит, были ужасающими. Бабушке некогда было заниматься ребёнком, и она часто наливала внучке в бутылочку вместо молока разбавленное вино, чтобы та её не беспокоила. Тогда Луи отвёз дочь в Нормандию к своей матери, содержавшей публичный дом.
Потом выяснилось, что трёхлетняя Эдит совершенно слепа. К тому же оказалось, что в первые же месяцы жизни у Эдит начал развиваться кератит , но бабушка по материнской линии, видимо, этого просто не замечала. Когда никаких других надежд не оставалось, бабушка Гассьон и её девицы повезли Эдит в Лизье к святой Терезе , куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции. Поездку назначили на 19 августа 1921 года, а 25 августа 1921 года Эдит прозрела. Ей было шесть лет. Первое, что она увидела, — это клавиши пианино.
Вскоре Эдит пошла в школу, окружённая заботами любящей бабушки, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими детьми ребёнка, живущего в публичном доме, и учёба для девочки очень быстро закончилась. Тогда отец забрал Эдит в Париж, где они стали вместе работать на площадях: отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела. Эдит зарабатывала пением на улице до тех пор, пока её не взяли в кабаре «Жуан-ле-Пен». Когда Эдит исполнилось пятнадцать лет, она познакомилась со своей младшей единокровной сестрой Симоной. Мать Симоны настаивала на том, чтобы одиннадцатилетняя дочь начала приносить в дом деньги. Отношения в семье, где кроме Симоны росли ещё семеро детей, складывались тяжёлые, и Эдит забрала младшую сестру к себе петь на улице. До этого она уже жила самостоятельно [ неавторитетный источник ] .
В 1932 году Эдит познакомилась с владельцем магазина Луи Дюпоном ( фр. Louis Dupont ), через год у 17-летней Эдит 11 февраля 1933 года родилась дочь Марсель ( фр. Marcelle ). Однако Луи не устраивало, что Эдит слишком много времени уделяет своей работе, и он потребовал оставить её. Эдит отказалась, и они расстались. Вначале дочь оставалась с матерью, но однажды, придя домой, Эдит не обнаружила её. Луи Дюпон забрал дочь к себе, рассчитывая, что любимая женщина вернётся к нему. Дочь Эдит заболела туберкулёзным менингитом и попала в больницу. В результате Марсель скончалась (7 июля 1935). Также в 1938 году у Эдит раньше срока родился мертворожденный ребёнок, после чего она не могла больше иметь детей. В 1935 году, когда Эдит исполнилось двадцать лет, её заметил на улице Луи Лепле ( фр. Louis Leplée ), владелец кабаре «Жернис» ( фр. le Gerny’s ) на Елисейских Полях , и пригласил выступать в своей программе. Он научил её репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Именно Лепле нашёл для Эдит имя — Пиаф (на парижском арго значит «воробушек»). В рваных туфлях она пела на улице: «Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей». В «Жернисе» на афишах её имя было напечатано как «Малышка Пиаф», и успех первых же выступлений был огромным. 17 февраля 1936 года Эдит Пиаф выступила в большом концерте в цирке «Медрано» вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье , Мистенгетт , Мари Дюба . Короткое выступление на Радио-Сити позволило ей сделать первый шаг к настоящей славе — слушатели звонили на радио, в прямой эфир, и требовали, чтобы Малышка Пиаф выступала ещё .
Однако успешный взлёт был прерван трагедией: вскоре выстрелом в голову был убит Луи Лепле, и Эдит Пиаф оказалась в числе подозреваемых, так как он в завещании оставил ей небольшую сумму. Газеты раздули эту историю, и посетители кабаре, в котором выступала Эдит Пиаф, вели себя враждебно, считая, что они вправе «наказать преступницу».
Вскоре Эдит познакомилась с поэтом Раймоном Ассо , который окончательно определил дальнейший жизненный путь певицы. Именно ему во многом принадлежит заслуга появления на свет «Великой Эдит Пиаф». Он научил Эдит не только тому, что непосредственно относилось к её профессии, но и всему тому, что ей было необходимо в жизни: правилам этикета, умению выбирать одежду и многому другому.
Раймон Ассо создал «стиль Пиаф», исходя из индивидуальности Эдит, он написал песни, подходящие только ей, «сделанные на заказ»: «Париж — Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона». Музыка к песне «Мой легионер» написана Маргерит Монно, которая тоже впоследствии стала не только «своим» композитором, но и близкой подругой певицы. Позже Пиаф создала с Монно ещё несколько песен, и среди них — «Маленькую Мари», «Дьявол рядом со мной» и «Гимн любви» .
Именно Раймон Ассо добился того, чтобы Эдит выступила в мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах — самом знаменитом мюзик-холле Парижа. Выступление в «АВС» считалось выходом в «большую воду», посвящением в профессию. Он также убедил её сменить сценический псевдоним «Малышка Пиаф» на «Эдит Пиаф». После успеха выступления в «АВС» пресса написала об Эдит: «Вчера на сцене „АВС“ во Франции родилась великая певица» . Необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки в достижении цели быстро привели Эдит к вершинам успеха.
С началом Второй мировой войны певица рассталась с Раймоном Ассо. В это время она встретилась со знаменитым французским режиссёром Жаном Кокто , который предложил Эдит сыграть в небольшой пьесе собственного сочинения «Равнодушный красавец». Репетиции прошли удачно, и пьеса имела большой успех. Впервые она была показана в сезоне 1940 года. Кинорежиссёр Жорж Лакомб решил снять по пьесе фильм. И в 1941 году был снят фильм «Монмартр на Сене», в котором Эдит получила главную роль.
Во время Второй мировой войны скончались родители Эдит. Земляки ценили и личное мужество Пиаф, выступавшей во время войны в Германии перед французскими военнопленными, чтобы после концерта вместе с автографами передать им всё необходимое для побега, и её милосердие — она устраивала концерты в пользу семей погибших. В период оккупации Эдит Пиаф выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными «на память», а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали поддельные документы для солдат, бежавших из лагеря.
Эдит помогла найти себя и начать свой путь к успеху многим начинающим исполнителям — Иву Монтану , ансамблю «Компаньон де ла Шансон», Эдди Константену .
Послевоенное время стало для неё периодом небывалого успеха. В это время Эдит близко сошлась с знаменитым боксёром, французом алжирского происхождения, чемпионом мира в среднем весе, 33-летним Марселем Серданом . В октябре 1949 года Сердан вылетел в Нью-Йорк к Пиаф, которая снова выступала там с гастролями . Самолёт разбился над Атлантическим океаном в районе Азорских островов , и Сердан погиб, что стало шоком для Пиаф. В глубокой депрессии она спасалась морфием.
В январе 1950 года накануне сольного концерта в зале «Плейель» пресса писала про «песни улиц в храме классической музыки» — это был очередной триумф певицы.
Несмотря на любовь слушателей, жизнь, полностью посвящённая песне, делала её одинокой. Эдит сама это хорошо понимала: «Публика втягивает тебя в свои объятия, открывает своё сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься её любовью, а она — твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они ещё твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо. А потом улицы, мрак, сердцу становится холодно, ты одна» .
В 37 лет Пиаф снова влюбилась и даже вышла замуж за поэта и певца Жака Пилса , но брак вскоре распался.
В 1952 году Эдит попала подряд в две автокатастрофы, обе с Шарлем Азнавуром ; чтобы облегчить страдания, вызванные переломами руки и рёбер, врачи делали ей уколы морфия, и Эдит вновь попала в наркотическую зависимость, от которой излечилась лишь через 4 года.
В 1954 году Эдит Пиаф снялась в историческом фильме «Тайны Версаля» вместе с Жаном Маре .
В 1955 году Эдит начала выступления в концертном зале « Олимпия ». Успех был ошеломляющий. После этого она отправилась в 11-месячное турне по Америке, после — очередные выступления в «Олимпии», турне по Франции. Такие физические, а главное, эмоциональные нагрузки сильно подорвали её здоровье. Функции печени были серьёзно нарушены (склероз сочетался с циррозом), а весь организм — слишком ослаблен. В течение 1960—1963 гг. она неоднократно попадала в больницы, иногда — на несколько месяцев.
Но в 47 лет Пиаф опять влюбилась, на этот раз в 27-летнего грека, парикмахера Тео (Теофанис Ламбукас), которого она, как и Ива Монтана, вывела на сцену. Эдит придумала ему псевдоним Сарапо (от греч. σ 'αγαπώ , «я тебя люблю», если вторую согласную произносить с французским акцентом, как «р»). С ним она была до своей смерти. Сарапо пережил её на семь лет, он погиб в автокатастрофе.
25 сентября 1962 года Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма « Самый длинный день » песни «Нет, я ни о чём не жалею», «Толпа», «Милорд», «Ты не слышишь», «Право любить». Её слушал весь Париж.
Последнее её выступление на сцене состоялось 31 марта 1963 года в оперном театре г. Лилля.
Годы злоупотребления алкоголем наряду с обильным количеством лекарств, первоначально — от болей при артрите , а затем — от бессонницы, сказались на здоровье Пиаф. Серия автомобильных аварий только усугубила её пристрастия, и в конце концов она перенесла серию операций по поводу язвы желудка в 1959 году. В сочетании с ухудшением состояния печени и необходимостью переливания крови к 1962 году она значительно похудела, достигнув минимума в 30 кг. Приходя в сознание и теряя его в течение нескольких месяцев, она умерла от разрыва аневризмы из-за печеночной недостаточности в возрасте 47 лет на своей вилле в Пласкассье (Грасс), на Французской Ривьере, 10 октября 1963 года .
Её последними словами были:
За каждый чёртов поступок, который ты совершаешь в этой жизни, нужно платить .
Тело певицы было перевезено из города Грасса , где она скончалась, в Париж в обстановке секретности, и официально о её кончине было объявлено в Париже только 11 октября (с чем связаны ошибки в некоторых источниках). В тот же день ушёл из жизни друг Пиаф Жан Кокто . Существует мнение, что он скончался, узнав о её смерти.
Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез . На них собралось более сорока тысяч человек, многие не скрывали своих слёз, цветов было столько, что люди были вынуждены идти прямо по ним.
|
|
|
|
Название | Год | Режиссёр | В роли Эдит Пиаф | Примечания |
---|---|---|---|---|
« Пиаф » | 1974 | Основан на биографии Эдит Пиаф | ||
« Эдит и Марсель » | 1983 | Клод Лелуш | Эвелин Буи | О любви Эдит Пиаф и известного боксера Марселя Сердана |
« Жизнь в розовом цвете » | 2007 | Оливье Даан | Марион Котийяр | Основан на биографии Эдит Пиаф |
|
В этом разделе
не должны перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения
в произведениях культуры
.
|
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
На русском языке:
Спектакль "Эдит и её демоны". Приморский краевой академический драматический театр им. М. Горького, г. Владивосток. Автор - Елена Исаева. Режиссёр - Вадим Данцигер. В главной роли актриса Наталья Овчинникова, которая исполнила песни Пиаф вживую.
|
Стиль этой статьи
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|