Тихая Сосна
- 1 year ago
- 0
- 0
Тихая революция ( фр. Révolution tranquille , англ. Quiet Revolution ) — цепь политических и социально-экономических событий в Канаде 1960—1970-х гг., заставившая канадцев и мировую общественность по-новому взглянуть на этническую картину канадского государства и в первую очередь пересмотреть отношения между главными его составляющими: англоканадцами и франкоканадской общиной . Важные трансформации затронули все стороны жизни и быта преимущественно франкоязычной канадской провинции Квебек , вставшей на путь модернизации и сознательного поиска чёткой национальной самоидентификации.
Как и в случае получивших известность в Восточной Европе бархатной революции и бархатного развода (в Чехословакии ), главной целью Тихой революции был «мирный развод» или по крайней мере чёткое разграничение жизненного пространства между двумя народами, чьи попытки равноправно существовать на общее благо в едином государстве сопровождались конфликтами. Другим важным аспектом была модернизация и секуляризация франкоканадской общины и подъём её уровня жизни до североамериканского (аналогично Словакии, в 1990-х прошедшей период модернизации и подтягивающей уровень жизни внутри страны до уровня Чехии и Евросоюза ).
Революция началась со «Ста дней Поля Сове» — реформ, начатых при кратковременном правлении консервативного премьера Поля Сове в 1959 году, и вылившихся после поражения консерваторов в широкомасштабные преобразования, осуществлённые провинциальным правительством Жана Лесажа (1960—1966), лидера Либеральной партии Квебека . Реформы положили конец эпохе авторитарного правления премьера Мориса Дюплесси , известной как «Великая тьма». Принято считать, что революция завершилась до Октябрьского кризиса 1970 года , но Квебек резко изменился с тех пор, в частности, наметился рост движения за суверенитет, о чем свидетельствуют результаты на выборах сепаратистской Квебекской партии (впервые в 1976 году) , образование сепаратистской политической партии, представляющей Квебек на федеральном уровне, Квебекского блока (создан в 1991 году) , а также референдумов о суверенитете 1980 года и 1995 года . Некоторые учёные утверждают, что рост движения за суверенитет Квебека в 1970-е годы также является частью этого инновационного периода .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Среди канадских историков нет единого мнения насчет даты начала революции. Предпосылки к «революции» существовали на протяжении всего периода британского правления этой части Северной Америки после того, как Новая Франция стала частью Британской империи в 1763 г. Уже тогда стали очевидны различия в менталитете обоих народов, а ярко выраженная англофобия во Франции вызвала развитие франкофобии в Британии и особенно в её американских владениях: США и Канаде . Так или иначе, конфронтация между англо- и франкоканадцами имела место на протяжении всего периода.
Окончательно терпение франкоканадцев было исчерпано к 1960 г., когда Жан Лесаж , победивший на выборах в Квебеке, инициировал серию либеральных реформ. Дата окончания «революции» также с трудом поддаётся точной констатации, однако чаще всего называется канун Октябрьского кризиса 1970 .
Предвестниками революции служили также многие события 1940-х и 1950-х гг. К примеру, забастовка шахтёров асбестовых карьеров в 1949, волнения в Монреале (так называемый «бунт Мориса Ришара ») в 1955 г. Важной вехой в подготовке к реформам стали также выступления левой и либеральной интеллигенции, в частности подписание «Глобального протеста» ( фр. Le Refus Global ), изданного творческой группой так называемых « Автоматистов » ( Les Automatistes ), и публикация «Les insolences du Frere Untel» ( Невежества некоего братца ), в которой жёсткой критике подверглась почти всемогущая на тот момент Католическая церковь Квебека. Политический журнал «Свободный город» ( Cité libre ) стал своего рода интеллектуальным форумом для критиков режима Дюплесси.
Консервативный Дюплесси, являвшийся в то время лидером Национального союза , установил, пусть и не абсолютный, но всё же достаточно крепкий контроль над экономической и социальной сферой жизни квебекцев-франкофонов, во все новые времена составлявшие свыше 80 % населения тогда самой крупной и самой населённой провинции Канады, производившей самую крупную долю национального ВВП . Эта группа поистине оказалась заложницей не только собственного стремления к физическому выживанию («survivance») в условиях англоязычной ассимиляции как со стороны англоязычной Канады , так и США . В условиях подобной угрозы Римско-католическая церковь полагалась также на Коллегию Большой Сотни, поддерживавшей политику поддержания аграрного устоя франкоканадцев и их изоляционизма . С другой стороны, англофоны взяли под контроль бразды финансового управления экономики Квебека . В силу тогдашней малонаселённости провинции, англофоны делали всё возможное, чтобы привлечь новые инвестиции, иностранный (в первую очередь британский) капитал , и новые волны англоязычных иммигрантов, чтобы не допустить отставания канадской экономики от американской. В целом, за исключением англоязычной верхушки, квебекское общество жило в условиях выборных махинаций и коррупции. Тем не менее, католическая церковь всячески поддерживала консервативный Национальный союз, провозгласив: «Голубые небеса лучше горящей преисподней» (с намёком на голубой цвет Национального союза и красный цвет либералов). Католическая церковь также выполняла роль цензуры, составляя перечень запрещённой литературы ( Indех Librorum Prohibitorum ). Католической церкви также были подконтрольны образовательные (франкоязычные) учреждения Квебека и большая часть сектора здравоохранения (включая больницы, детские дома и пр.)
Как и в большинстве латиноамериканских регионов, Квебек оказался во власти англо-американского капитала. Система , а затем и католическая церковь делали всё возможное, чтобы оградить франкоканадцев от индустриализации, которая всячески стимулировалась англоязычным большинством Канады для ускорения урбанизации , и соответственно поощрения ассимиляции в крупных городах наподобие Монреаля .
Смерть Мориса Дюплесси в 1959 г., и последовавшая за этим кончина Поля Сове послужили сигналом к началу эволюционных перемен в квебекском обществе. Спустя год после смерти Дюплесси большинство мест в Национальном собрании Квебека получили либералы, чьи лозунги «Станьте хозяевами своего дома» ( Maîtres chez nous ) и «Переменам быть!» ( Il faut que ça change ) захватили умы и сердца квебекцев.