Бион Борисфенит
- 1 year ago
- 0
- 0
Био́н Борисфени́т ( др.-греч. Βίων ὁ Βορυσθενίτης ; ок. 350 — 330 до н. э.), античный философ - киник и писатель.
Точные даты рождения и смерти Биона Борисфенита неизвестны, но приблизительно они определяются по его современникам, время жизни которых известно лучше. Ю. Т. Лейбенсон указывает, что он хорошо знал царя Антигона Гоната согласно Диогену Лаэртскому и Стобею , а тот же Диоген и Деметрий Лакон называли учителей Биона: Феодор Безбожник , Кратет Фиванский и Феофраст . Также известно, что Борисфенит общался с философами, среди которых были Аркесилай , Ксенократ , Менедем , Персей и Эратосфен , сохранились данные о таких учениках Биона, как Телес Мегарский и Аристон Хиосский . В итоге приблизительная оценка времени жизни писателя «гуляет» в районе десятилетия по обоим датам у разных авторов, но можно точно сказать, что время жизни Биона — первая четверть IV — 60-е гг. III в. до н. э.
Некоторые исследователи называли даты точнее, но их выводы расходятся. Так, период 335—245 гг. до н. э. называли А. Бёрнс и В. Десмонд , между тем как С. И. Радциг и М. А. Столопова указывали 325—255 гг. до н. э.
Наиболее подробно вопрос исследовал Я. Ф. Кинстранд, указавший время жизни Биона между 335 и 245 гг. до н. э. («он дожил до 90 лет, что много, но не является исключением»). По его мнению, Бион прибыл в Афины уже взрослым, успев познакомиться с академиком Ксенократом (умер в 314 г. до н. э.), а также с Феодором Безбожником, которого изгнали из Афин в 307 г. до н. э.
Поскольку Антигон Гоната помогал Биону во время его тяжёлой болезни, приведшей к смерти, то Бион умер раньше, чем Антигон, то есть до 240/39 г. до н. э.
Родился на северном побережье Чёрного моря , в Ольвии , около устья Борисфена (совр. Днепр ). Сын вольноотпущенника и лаконской проститутки Олимпии (Athen. IV. 162) . Из-за воровства отца вся семья была продана в рабство; хозяином Биона стал некий ритор , по завещанию которого Бион получил свободу и денежное наследство. Эти деньги дали ему возможность получить образование в Афинах , где он посещал почти все известные философские школы.
Эта версия считается общепринятой долгое время. Предполагалось, что её изначально записали при дворе Антигона стоики Персей и Филонид , которые недолюбливали Биона . Доверял пересказу Диогена и Я. Ф. Кинстранд, который считал, что отец Биона был торговцем рыбой и «сборщиком податей очень низкого уровня» и «даже его профессия была презираема и ненавидима» . В. Тарн считал отца Биона контрабандистом .
Столь низкое происхождение не могло не оставить последствий для психики Биона. Кинстранд считал, что именно этим обусловлен литературный стиль Биона и его манеры в целом: «это выражалось в его неутонченном поведении, которое шокировало многих и раздражало ещё большее количество людей» . Э. Доддс считал, что Бион отвергал идею наследственной вины, распространённоё в народе, именно вследствие своего происхождения .
Однако есть и несколько отличающиеся сведения. Стобей в «Антологии» пишет про ровно тот же вопрос Антигона, что и в пересказе Диогена Лаэртского, однако ответ Биона совсем другой. Отца и мать он не упоминает, а рассказывает хрию (притчу): «…когда ты набираешь лучников, ты, верно, не спрашиваешь, какого они рода, а… выбираешь самых метких. Так и о друзьях. Не спрашивай, откуда они, а выясняй, что собой представляют» . При этом вывод совпадает, как и вопрос, с написанным у Диогена: «а ты суди обо мне по моим собственным словам» (Diog. Laert.IV. 7. 47) . Возможно, Бион ответил притчей, а затем уже рассказал о собственном происхождении в качестве примера .
Сведения о матери Биона также расходятся. Диоген Лаэртский сообщает, что она была «взята из блудилища», то есть была πόρναι — относилась к низам общества, возможно, даже не была свободной. Однако Афиней пишет, что она была гетерой, что означает гораздо более высокий общественный статус .
Косвенно правдивость рассказа подтверждается другим эпизодом, который приводит Диоген Лаэртский вне контекста происхождения Биона. Согласно историографу, Бион переиначил строку Еврипида так: «И храбреца ему под силу одолеть». Далее строфа звучала так: «Ведь самый дерзкий клонит, точно раб / Кземле чело, когда при нём напомнят / Клеймо отца иль матери позор…» (Euripid.Ippolit.424-427). Вероятно, тем самым Бион намекал о своем происхождении: «и было у него не лицо, а роспись по лицу — знак хозяйской жестокости» (Diog. Laert. IV. 7. 46). Врочем, это не обязательно означает правдивости истории: все сведения — от самого Биона, которые вполне мог всё придумать с целью привлечения внимания и кинической насмешки над общепринятой моралью .
Сначала Бион принадлежал к Платоновской Академии , где учился у Ксенократа ; затем обратился к киническому образу жизни, надев плащ и взяв посох , слушая в это время Кратета ; затем обучался у киренаика Теодора Безбожника . Бион — единственный его ученик. Однако, в отличие от учителя, он не был последовательным киренаиком, а эклектически сочетал в философии и жизни также элементы учений киников и софистов . Затем он также учился у перипатетика Теофраста .
Хотя Бион и посещал руководимую Ксенократом Академию, его учеником он не был, сохранились свидетельства их неприязненных отношений: «В ответ на насмешки Биона он сказал, что не возразит ни единым словом: недостойно трагедии отвечать насмешкам комедии» (Diog. Laert. IV 10) . H.В. Брагинская указывает, что упоминаемый Диогеном неуч, который настойчиво хочет стать учеником Ксенократа и им отвергается, возможно, и есть Борисфенит .
С Кратетом также не всё однозначно. Диоген Лаэртский указывает на Кратета Тарсийского (Diog. Laert. IV 23), схоларха Новой академии в 131—127 гг. до н. э. Однако он же пишет: «принадлежал к Академии, хотя в это же время был слушателем Кратета» (Diog. Laert. IV 52) — если бы речь шла об академике Кратете, не было бы противопоставления. Кроме того, очевидно несовпадение по годам. Возможно, что произошла путаница с киником Кратетом Фиванским (IV век до н. э. — III век до н. э.) , который в 335 г. до н. э. переехал в Афины .
Как выглядел Бион, в точности неизвестно, но, возможно, имеется его скульптурный портрет. В начале XX века был обнаружен затонувший античный корабль, на котором частично сохранилась статуя (голова, руки, ноги и фрагмент плаща). С. Карузу предположил, что статуя изображает именно Биона Борисфенита . Подтверждения имеются лишь косвенные: возможно, корабль затонул во время рейса с Родоса в Афины, а скульптуру должны были создать скульпторы именно в Родосе — стиль соответствует .
Скульптура изображает типичного киника: нестриженные и неухоженные волосы, ветхий гиматий, дорожный посох. Правая рука изображена в жесте оратора — как известно, Бион много путешествовал и выступал с лекциями. Лицо принадлежит пожилому человеку, но с очень живыми чертами лица и лёгкой усмешкой.
Версия не имеет более существенных подтверждений, но и не опровергнута, однако считается достаточно общепринятой: так, на сайте Афинского национального археологического музея «Антикитерский философ» указывается именно как Бион Борисфен .
Бион был более известен как публицист; как философ он был эклектичен, не основал своей школы и не примыкал к чьей-либо. Однако его знали, упоминали и цитировали, поэтому сохранился ряд свидетельств о его жизни.
Самые ранние тексты с фрагментами речей Биона принадлежат Телету Мегарскому (III в. до н. э.), которые цитирует Иоанн Стобей в своей «Антологии». Это диатрибы «Об автаркии» и «О богатстве и бедности» . Возможно, цитирование Биона основано на записях Телета, который мог даже слушать Борисфенита вживую.
Полистрат , схоларх эпикурейской школы (III в. до н. э.), упоминает Биона в труде «О философии» . Однако смысл сохранившегося фрагмента не ясен. Я. Ф. Кинстранд, считает, что речь идёт о слушателях Биона, которые сравниваются с собаками, что, вероятно, указывает на связь философии Борисфенита с киниками .
Страбон (I в. до н. э. — I в. н. э.) в «Географии» (кн. I) пишет, что Эратосфен знал Биона лично и считал, что. хотя его философия отличалась эклектичностью («пестротой») и несерьёзным подходом, многие «обнаруживали в нём силу Одиссея» . Однако Страбон не согласен с такой оценкой и возражает Эратосфену .
Больше всех цитат Биона сохранил Плутарх (I—II вв. н. э.). Он считает Биона хорошим философом, который, хотя и не всегда полностью прав, но всегда остроумен и к его мнению следует прислушиваться. Однако дважды он его порицает за бестактность . Тем не менее, в тексте «Как отличить льстеца от друга» Плутарх пишет про Биона как «наивного и прямодушного» и спорит с его мнением в тексте. Также Плутарх не согласен с Борисфенитом по религиозным вопросам. В частности, Бион высмеивал концепцию воздаяния за грехи отцов, Плутарх же её защищал, считая полезной (Quomod. adul. ab amic. intern. 16. 59а) . Также он упоминает Биона в трактате «О суеверии», но, к сожалению, не пишет о взглядах философа подробно, а лишь приводит его характеристику суеверного человека (De superstit. 7. 168d) : «старухи, по выражению Биона, отовсюду „тащат и, словно на гвоздь, вешают ему на шею все, что им подвернется под руку“».
Афиней (III в.) в «Пире мудрецов» упоминает Биона (Athen. Deipn. IV. 162d; VIII. 344а; X. 421) , причём разговор о нём идёт со ссылками на «Преемства философов» Никия Никейского и работы Гегесандра — все эти тексты до нас не дошли. Однако их упоминание свидетельствует о достаточно широкой известности Биона в эллинистический период. Однако изложения его взглядов нет, философ упоминается мимоходом.
Самый значительный по объёму фрагмент о Бионе сохранился у Диогена Лаэрсткого в IV книге труда «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (Diog. Laert. IV. 7. 54-57) . Хотя Диоген упоминает, что Бион изучал философию у представителей разных направлений, он почему-то поместил его в раздел, повествующий о философах Академии в послеплатоновский период. Доксограф упоминает о пребывании Биона у царя Антигона II Гоната , о путешествиях философа и отношениях с другими мыслителями, а в конце пишет саркастическую эпитафию на философа, предавшего свои взгляды перед смертью.
Кратко о Бионе упоминают писатели периода II до н. э. — I в. н. э.: Филодем Гадарский (Phil. De ira. Pap. Herc. 182 col. 1. 12-20), Цицерон (Tusc. Disp. III. 26), Гораций (Epist. II, 2, 60). Есть вероятность, что именно Биона упоминают Сенека (De tranquil. anim. 15. 4) и Теон Ритор (De gymnast. 5) . Последним из античных писателей-язычников о Бионе упоминал неоплатоник Олимпиадор в «Комментариях к „Федону“» (Olymp. In Plat. Phaed. Comm.) .
Кроме языческих авторов, философа упоминали раннехристианские писатели. Следует учитывать специфику подачи материала: как правило, в таких трудах высоко оценивается философское наследие, но при этом делается акцент на критику суеверий и т. д. — подавалось это как критика языческих заблуждений в контексте «мы же, христиане, веруем истинно» .
Климент Александрийский (I—II вв.) дважды упоминает Биона именно в этом смысле. В «Строматах», в разделе «О языческих кумирах и начале всех суеверий», среди других подобных цитат приводит и ехидное замечание Биона: если мышь погрызла корзину, то это не божественный знак (Clem. Alex. Strom. VII 4.24) . В разделе «О почитании материи» «Протрептики» он также приводит слова Биона с критикой религии (Clem. Alex. Protr. 4. 56. 1) .
Максим Исповедник (VI—VII вв.) в разделе «О богатстве, бедности и жадности» трактата «Общие места» цитирует Биона, который осуждает страсть к богатству, вместе с другими античными авторами и ветхо- и новозаветными текстами. В главе «О зависти» той же работы Бион цитируется ещё раз .
Евсевий Кесарийский (III—IV вв.) писал о спорах философа с академиками (Euseb. Praep. Evang. XIV. 6. 6). «Апофтегмы» и «Хрии» Биона, то есть остроумные высказывания философа, содержатся в средневековых сборниках «Ватиканский гномологий» (Gnomol. Vatic. 156—159, 161—163) и «Парижский гномологий» (Gnomol. Paris. 242, 320).
Проблема источниковедения в том, что, по-видимому, многие авторы заимствовали остроумные реплики Биона, и одни и те же мысли обнаруживаются у разных писателей. Ю. Т. Лейбенсон приводит несколько наглядных примеров :
Первое научное издание с подборкой источников о Бионе составил И. К. Орелли в 1819—1821 гг. Оно было недостаточно полным, причём автор относил философа к софистам, но почему-то поместил его высказывания в раздел киников . Затем разные составители дополняли коллекцию источников, но полное собрание было сформировано и издано Я. Ф. Кинстрандом лишь в 1976 году . На русский язык переведена лишь часть фрагментов, которые были опубликованы в «Антологии кинизма» .
У современников вопрос происхождения Биона не возникал: жил в Греции, говорил на греческом языке, имя греческого происхождения (от βία — «жизненная сила») . Диоген Лаэрсткий назвал Биона уроженцем скифской земли в своей эпитафии (Diog. Laert. IV. 7. 55) , но это имеет отношение не к этническому происхождению, а к месту рождения.
Однако в XIX веке историки предположили скифское происхождение Борисфенита. Так, в «Универсальном биографическом словаре, содержащем жизнеописания наиболее выдающихся личностей всех врёмен и народов…» (1828) он описан как Scythianphilosopher (скифский философ) . «Словарь греческой и римской биографии и мифологии» (1867) также считает Биона скифским философом . Однако обновлённое издание словаря (1884), уже не указывает скифского происхождения — вероятно, сочли ошибкой приписывание происхождения упоминанием о «скифской земле» Диогена Лаэртского .
Немецкие словари и справочники XIX века не разделяют этой гипотезы. В «Энциклопедии Брокгауза» Бион описан как «греческий философ из Борисфена» , что повторено и в русском издании «Энциклопедического словаря» . Аналогично в «Meyers Großes Konversations-Lexikon» и «Pierer’s Universal-Lexikon» Бион — именно выходец из Скифии. Так же считали Т. Гомперц и Э. Целлер .
В XX веке были отдельные возвраты к этой теме. Так, Д. С. Спиридонов объяснял неудачи начала философской карьеры Биона именно происхождением: «…некрупный философ и, как варвар, владевший небезукоризненным произношением, он едва ли пользовался учительским успехом» . Однако статья не содержит аргументации варварского происхождения Борисфена. Кинстранд пишет, что в 1960-х Биона называл скифом Л. Соро, но без аргументации, ранее неизвестной, поэтому другие историки его не поддержали .
Новые и достаточно обстоятельные аргументы в пользу негреческого происхождения Биона были приведены лишь в самом конце XX века. В. П. Яйленко предположил, что родители Борисфенита принадлежали к социальным низам Ольвийского полиса и происходили из домашних рабов сельскохозяйственной округи города, этнически же они имели туземное, то есть скифское происхождение, или смешанное, эллино-скифское . Историк указал на распространённый эпитет «борисфенит» по отношению к жителям Березани, Ольвии и соседних территорий. Он считал, что эпитет применялся и к скифам, которые жили на левом берегу Борисфена в нижнем и среднем течении реки. Таким образом, «примерно половина Ольвии была негреческого или смешанного происхождения». Однако впоследствии мнение Яйленко оспорили: имеются исторические свидетельства об отпуске борисфенитами рабов на волю во время осады Ольвии Зопирионом, то есть сами рабами они не были . Впрочем, состав населения неоднороден, и точно утверждать о том, был ли Бион скифом хотя бы частично, не представляется возможности.
Известность Биона и противоречивость сведений о Бионе привлекали к нему интерес поздних античных, раннехристианских и средневековых авторов. Можно сказать, что его эклектизм отражал соответствующий этап развития античной философии и литературы, а острые мысли и язык делали его приятным примером для рассуждений.
Известный историограф В. Тарн, писавший о царе Антигоне Гонате , уделил внимание и Биону, который участвовал в философско-литературном кружке при дворе. Он отметил влияние Биона на популяризацию философии, а лично у него отмечал «простую мужественность», которая прикрывалась «налетом вульгарного шарлатанства» . По мнению Тарна, Бион — это «прямой предшественник тех бродячих философов, которые приобрели большое значение в первые два века Римской империи и которые развивали языческое возрождение во время распространения христианства» .
Интересно, что многие исследователи отосились к Биону эмоционально, добавляя свои субъективные характеристики. Например :
Литературный стиль Биона сравнивали с Вольтером и Ж.-Ж. Руссо .
Подавляющее большинство историков описывает Биона как эксцентричного авантюриста, однако Я. Ф. Кинстранд даёт совсем другую характеристику: «Бион был очень простым человеком с сильной верой в свою миссию. Его положительной стороной были сильные чувства к товарищам, даже по отношению к животным, что является довольно редким… Бион зарекомендовал себя как человек и ценный, и важный» .
Диоген Лаэртский сообщает: «…сначала он принадлежал к Академии, хотя в это же время был слушателем Кратета. Затем он обратился к киническому образу жизни… Затем, послушав софистические речи Феодора Безбожника на всевозможные темы, он принял его учение. После этого он учился у перипатетика Феофраста» (Diog. Laert. IV. 7. 51-52) . Обычно историки считают перечисление у Диогена соответствующим исторической последовательности событий, но Д. С. Спиридонов считал указанный порядок условным, приведённым для иллюстрации «неустойчивости в привязанностях и растяжимости моральной личности Биона» .
Биона сложно отнести к определённой философской школе. Диоген Лаэртский поместил его биографию в раздел академиков, хотя сам же и писал о том, что Академию он покинул. Разные авторы называли его софистом, часто — просто философом, иногда даже перипатетиком . Гомперц относил Биона к киренаикам . Из античных писателей никто не называл его киником, однако ближе к современности его часто стали относить именно к ним. Встречаются и экзотические именования «на три четверти киником» , «киническим гедоником» и представителем «компромиссного варианта кинизма» .
Ю. Т. Лейбенсон указывает, что философская система Биона эклектична, но наибольшее значение для него имеет кинизм в «смягченном» варианте. Борисфенита интересовали лишь проблемы этики, считал разум источником добродетели. Софистом же его называли из-за привычки к странствиям, что было характерно для этой философской школы. Диоген Лаэртский писал, что после Биона осталось много его работ: диатрибы, «сочинения о достопамятных вещах… полезные и дельные изречения» (Diog. Laert. II. 8. 77; IV. 7. 47) . Вероятно, «достопамятные вещи» — это письменные заметки (Ὑπομνήματα) лекций, а «дельные изречения» — сборники апофтегм .
По примеру софистов , путешествовал по Греции и Македонии ; был принят в литературный круг при дворе македонского царя Антигона Гоната . Впоследствии преподавал философию на Родосе . Умер в Халкиде на Эвбее .
Образ жизни Биона был подобен софистам в смысле постоянных путешествий с выступлениями и обучением философии за плату (Stob. II 31, 97), помогал в ведении судебных дел (Diog. Laert. IV 50) однако «хотя у него было много слушателей, никто не считал себя его учеником» (Diog. Laert. IV 53). Страбон пишет, что в Кеосе жил «философ-перипатетик Аристон, последователь Биона Борисфенского» (X 5, 6) . Однако Аристон Кеосский жил во второй половине III века до н. э. , и есть вероятность путаницы со стоиком Аристоном Хиосским .
Философ умел производить впечатление на зрителей и «поднять на смех что угодно, не жалея грубых слов». Такой образ жизни явно не совпадает с кинической традицией, как и жизнь Борисфенита при дворе Антигона Гоната. Хотя Бион прославлял «простую жизнь», он не осуждал ни удовольствие, ни богатство, а лишь порабощающую страсть к ним.
Однако Бион, аналогично киникам, высмеивал науку и образование, от музыки и до геометрии, был чужд политике (Plut. Adv. Colot. 32, 1126А) . Известные высказывания философа имеют явный негативный характер, направлены на опровержение различных философских учений, что напоминает софистов. Однако, в отличие и от киников, и от софистов заметно, что Бион не просто критикует ради критики, но желает освободить людей от суеверий и страхов, в том числе — перед бедностью и смертью, от зависти и зависимости от страстей .
В целом философия Биона, несмотря на эклектичность, может быть названа практической этикой, которая разделяет представление о добродетели как источнике счастья, что является по сути общим для всех течений древнегреческой философии в то время. Однако если академики считали добродетель самодостаточной для счастья, а киники не учитывали обстоятельств, то Борисфенит рекомендовал довольствоваться своей судьбой и приспосабливаться к обстоятельствам, что сходно с мнением перипатетиков. Таким обазом, добродетелью Бион считал разумность (φρόνησις, Diog. Laert. IV 51), причём направленную на практичность. Поэтому образцом должного поведения Бион называет не «мудреца», свысока посматривающего на людей, а «добродетельного мужа» (ἀγαθός ἀνήρ) который желает и способен достойно жить согласно своей судьбе .
В философии Бион не отличался оригинальностью, но как писатель, наоборот, противопоставлял себя всяким литературным нормам. Излюбленным жанром Биона была пародия , наполненная шутливыми неологизмами , фольклорными мотивами, народными (часто бранными) выражениями. За то, что изложение Биона представляло смесь разных стилей, Эратосфен , по преданию, утверждал, что Бион первый нарядил философию в пестрое одеяние .
Бион Борисфенит считается создателем знаменитой кинической диатрибы . Сам жанр получил название по сочинению Биона «Диатрибы», в котором он высмеивал человеческую глупость, восхвалял бедность и философию; нападал на музыкантов, геометров , астрологов ; отрицал богов , отрицал значимость молитв. По существу, им были определены отличительные черты кинической литературы: морализация, персональная сатира , пародия, словотворчество и игра слов, нарушение литературных канонов . Жанровые приемы Биона в дальнейшем развили Телет Мегарский и Менипп Гадарский . Гораций упоминает его сатиру и отмечает язвительный сарказм . За язвительность Биона сравнивали с Аристофаном .
Следует отметить, что обстоятельства и время написания первой диатрибы неизвестны, авторство же Биона обосновывают наличием в диатрибах Телета Мегарского отрывков из бесед Биона . Поэтому есть мнение, что Борисфенит лишь литературно сформировал жанр диатрибы, который имеет начало в среде киников .
Кроме того, свидетельство о «Диатрибах» (Diog. Laert. II 77) нельзя назвать надёжным: Диоген также называет автором диатриб Аристиппа (Diog. Laert. II 84), который жил до Биона, то есть использует термин без учёта времени его образования. С литературной точки зрения ситуация также неоднозначна: стиль произведений более поздних авторов, относимых к диатрибам, отличается от специфического стиля Биона — то есть последователи не соблюдают особенностей жанра основателя. Имеются и отличия в подаче текста: Бион использовал рассуждения (διαλέξεις), напоминающие речи софистов, которые всегда имели некую этическую тему (сохранились лишь два названия: «О гневе» и «О рабстве» .
Интересно, что он «высказывал много безбожных мыслей, заимствованных у Феодора», но сохранилась история: когда он сильно заболел в Халкиде (где потом и умер), стал каяться перед богами и т. д. Диоген Лаэртский даже написал по этому поводу сатиру в стихах (Diog. Laert. IV 54-56) .
Поэт Бион, борисфенит, в земле рождённый скифской,
Как мы слыхали, говорил: «Богов не существует!».
Когда б на этом он стоял, то мы сказать могли бы:
«Что думает, то говорит: хоть худо, да правдиво».
Но ныне, тяжко заболев, почуяв близость смерти,
Он, говоривший: «нет богов!», на храмы не глядевший,
Он, издевавшийся всегда над приносящим жертвы,
Не только начал возжигать и тук и благовонья
На очагах и алтарях, богам щекоча ноздри,
Не только говорил: «Винюсь, простите всё, что было!»,
Нет, взяв у бабки талисман, чтобы носить на шее,
Он, полон веры, обвязал кусками кожи руку
И двери дома осенил шиповником и лавром,
Готовый все перенести, чтоб с жизнью не расстаться.
Дурак, хотел он подкупить богов — как будто боги
Живут на свете лишь тогда, когда ему угодно!
И лишь когда, почти прогнив, свою он понял глупость,
То, руки простерев с одра, вскричал: «Привет Плутону!».
Долгое время эта история считалась достоверной, однако к XIX веку сформировалось мнение, что рассказ подложный. Эту мысль высказал Ф. Сусемихл , его поддержал фон Арним . Д. С. Спиридонов указывает, что рассказ о поведении Биона перед смертью — это «клеветнические сплетни; ими позднейшие поколения отомстили Биону за насмешки над народной религией» . Версия косвенно подтверждается литературностью изложения истории в смысле сюжета. У Плутарха приводится описание суеверного человека, сделанное Бионом (Plut. De superstit. 7. 168d), которое практически совпадает с описанием и эпиграммой Диогена Лаэртского: суеверный в несчастье лебезит перед богами, признает себя грешным, обвешивается амулетами, использует лавровые ветви и т. д. Очень вероятно, что Биону приписали суеверную практику, которую он осуждал, с целью дискредитации его авторитета и рассуждений .
Из многочисленных произведений Биона Борисфенита ничего, кроме отдельных фрагментов, не сохранилось. Сохранилось также несколько изречений, которые встречаются у таких значительных авторов, как Цицерон .
Интерес к возможному варварскому происхождению Биона получил своё выражение в художественной литературе Первым здесь был исторический роман Н. М. Коробкова «Скиф» (1930) , в современности же Бион не раз упоминался в произведениях жанра «фольк-хистори» , где в связи со спецификой жанра Борисфенит предстаёт не только в образе греко-скифского, но даже и праславянского мудреца, по аналогии с Анахарсисом : т. н. «любительская лингвистика» в рамках жанра намекает на созвучие имён Бион и Боян .