Перелом костей черепа
- 1 year ago
- 0
- 0
Трепанация черепа ( лат. trepanatio ; фр. trépanation ) — хирургическая операция образования отверстия в костной ткани черепа с целью доступа к подлежащей полости. Как правило, операция применяется для обеспечения доступа к внутричерепным образованиям ( опухоли ) с целью их последующего удаления, а также, в некоторых случаях, для уменьшения внутричерепного давления пациента.
Эта операция была известна ещё в глубокой древности и подробно описана у Гиппократа . Существуют несомненные доказательства того, что в самые отдалённые времена, начиная с неолитического периода, человек уже был знаком с хирургическими приёмами вскрытия черепной полости, с так называемой трепанацией. Свидетельством этому служат многочисленные черепа, собранные в самых различных местах и носящие следы искусственного . По некоторым данным можно думать, что первобытный человек прибегал к трепанации даже чаще, чем люди цивилизованные.
К 2015 году более 1500 трепанированных черепов периода неолита (что составляет 5–10% всех черепов каменного века ) были обнаружены по всему миру — в Европе, Скандинавии, России, Китае и Америке. Большинство трепанированных черепов принадлежат взрослым мужчинам, но также представлены женщины и дети .
Во многих дольменах находили сразу по несколько трепанированных экземпляров. Из 210 черепов, собранных на о-ве Тенерифе и описанных Лушаном , оказалось 10 трепанированных, с отверстиями на лбу, темени, затылке, по средней линии или сбоку; кроме того, 25 черепов из этой коллекции носят следы неполной операции, — нарезки в области теменного родничка , происшедшие, по-видимому, от соскабливания лишних слоев кости. Первый древний трепанированный череп был описан Брока в 1867 году . На этом черепе, добытом из мексиканской гробницы и принадлежавшем индивиду древней расы ацтеков , имелось четырёхугольное прободение, произведенное четырьмя линейными надрезами — прием, очень близкий к способу трепанации в доисторические времена в Америке.
Трепанация времен неолитического периода была впервые констатирована в 1773—1774 годах, когда в Лионе доктор Прюньер и некоторые другие учёные демонстрировали несколько черепов из дольменов и др. мест с вырезанными в них круглыми или овальными отверстиями. За открытием Прюньера последовал целый ряд других во всех частях света. Известные случаи доисторической трепанации в России были описаны в конце XIX века антропологом и географом Дмитрием Анучиным .
Можно указать на существование сохранившихся до наших дней специалистов-трепанёров в Черногории, Корнвалисе. Хорошая коллекция трепанированных черепов в оригиналах и муляжах имеется в парижском музее антропологического института. Существовали и посмертные трепанации, при которой играли роль мотивы религиозного свойства, например желание носить череп подвешенным на поясе, в качестве амулета, или желание дать душе, обитающей в черепе, свободный выход после смерти, как это до сих пор практикуется среди индейцев Иллинойса. Что касается трепанации на живых людях, то одни склонны видеть в ней сознательный хирургический приём, другие приписывают её предположению первобытного человека о том, что болезнь происходит от вселения злого духа, которого необходимо изгнать. В пользу того, что трепанация применялась как чисто хирургический приём, говорят найденные на некоторых трепанированных черепах следы гнойных скоплений (череп из дольмена Port-blanc ), или такие черепа, как из Муссо-ле-Бре, которые признаны оперированными после травмы головы.
В кургане у села Глиное Слободзейского района археологи обнаружили костные останки человека со следами хирургической операции. Возраст находки превышает 4 тысячи лет .
С начала 1960-х годов трепанация проводилась людьми, заинтересованными в повышении умственной силы и благополучия. Это явление появилось в Европе после того, как голландский бывший студент-медик опубликовал свиток, дружественный к психоактивным препаратам, в котором предлагалась трепанация как форма постоянного увеличения объёма и функции мозговой крови. Он сделал себе трепанацию в 1965 году .
Трепанация черепа не всегда проводилась с лечебной целью.
В Тибете давно заметили, что дар ясновидения люди чаще всего обретают после мозговой травмы . И задались целью открывать « третий глаз » искусственно. Отобранному по особым принципам монаху делают операцию, нередко сопряжённую со смертельным исходом. В середине лба высверливают отверстие, на несколько дней закрывают его деревянным клином с целебными мазями и дают зарасти.
Согласно наиболее популярной теории, самые первые случаи трепанации черепа были выполнены доисторическим человеком по причинам, связанным с магией или религиозными ритуалами. Например, практика инициации , как предполагал Брока . С некоторых из этих черепов после смерти удаляли дискеты костной ткани, которые затем носили в качестве амулетов на шее . В 1870-х годах Брока предположил, что эта процедура возникла как средство для лечения судорог у младенцев, которые были вызваны заточенными в человеке демонами, и отверстие в голове давало им способ побега. Поскольку простые инфантильные судороги проходят сами по себе, эта практика могла показаться успешной и использовалась последующими поколениями .
Доктор Уильям Ослер считал, что трепанация проводилась при эпилепсии, детских судорогах, головной боли и различных церебральных заболеваниях, которые, как считалось, были вызваны злыми духами .
Гипотеза Плинио Приорески предполагает, что первобытные люди заметили, что травмы головы не всегда приводят к смерти, в отличие от других ранений. Считавшийся мёртвым человек (на самом деле потерявший сознание) затем «воскресал». Они пришли к выводу, что «что-то в голове имело отношение к бессмертию». Голова была выбрана для процедуры именно из-за накопленного опыта, наблюдаемого первобытным человеком в каменном веке с повсеместными травмами головы во время ссор и охоты .
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|