Шоссе 6 (Израиль)
- 1 year ago
- 0
- 0
Изра́иль Григо́рьевич Блю́мин ( 24 мая ( 5 июня ) 1897 , Речица Минская губерния , ныне Гомельской обл. Белоруссии — 10 июня 1959 , Москва ) — советский экономист, историк экономических учений. Доктор экономических наук (1938), профессор (1937) .
Родился в семье фотографа, владельца фотоателье Гирша Ароновича Блюмина. Окончил МГУ в 1924 году. По приглашению редакции Малой советской энциклопедии принял участие в написании статей, получил направление в Коммунистическую академию им. Н. К. Крупской . По её окончании в 1930 году был распределён во вновь созданный Институт экономики АН СССР , на должность старшего научного сотрудника. ИЭ АН СССР был для И. Г. Блюмина основным местом работы более четверти века (1930—56). В 1956 году перешёл в Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР , где и работал до своей смерти в 1959 году.
Учёное звание профессора получил в 1937 году будучи ещё кандидатом экономических наук (докторская защищена в 1938 году). Был профессором МГУ и ряда других вузов Москвы.
Урна с прахом захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища .
Основные труды в области истории экономической мысли. Одним из первых в СССР дал всесторонний анализ основных школ современной буржуазной политической экономии. Его главный труд, «Субъективная школа в буржуазной политической экономии» был издан Комакадемией в 1928 и переиздан, после переработки и дополнения, в 1931 году. О масштабах доработки можно судить по следующим библиографическим параметрам:
В журналах 1930—1931 годах книги Блюмина подверглись критике с политическими выводами как «вредные, антимарксистские» .
В 1962 году «Субъективная школа в буржуазной политической экономии» была вновь переиздана, в составе собрания избранных произведений И. Г. Блюмина.
После перехода в ИМЭМО в 1956 году И. Г. Блюмин взялся за новый фундаментальный труд, в котором предполагал сделать аналогичный по масштабу обзор современных мировых школ и течений экономической мысли. Работа из-за смерти была не закончена; посмертно в 1959 году вышла работа «Кризис современной буржуазной политической экономии», а в 1962 году редакционная комиссия под руководством И. Н. Дворкина издала трёхтомную «Критику буржуазной политической экономии» на основе завершённых черновиков работ И. Г. Блюмина. В этих работах проведён, в том числе, «анализ буржуазных теорий различных стран, получивших распространение после Второй мировой войны».
И. Г. Блюмин написал около 60 статей в различных научных журналах, предисловий к издаваемым экономическим трудам других авторов и т. п. Предметом научного анализа у И. Г. Блюмина были также и работы по истории русской экономической мысли, — в частности, труды Н. Г. Чернышевского , Н. С. Мордвинова , Н. И. Тургенева и др.
По числу и объёму трудов И. Г. Блюмин входит в число крупнейших в СССР экономистов, специализировавшихся в области истории экономической мысли; ссылки на его труды присутствуют практически во всех диссертационных работах, защищавшихся по этой тематике в СССР до конца 1980-х годов. Некоторые труды И. Г. Блюмина были переведены на английский, французский, немецкий, чешский, румынский, польский, болгарский языки.
Работы И. Г. Блюмина привлекали внимание учёных не только социалистических стран (где разрабатываемый им термин Буржуазная политическая экономия был в активном научном обороте), но и в остальном мире. Так, в написанной тремя японскими соавторами книге «Studies in the business economics» (1977) один из них выразил посмертную признательность советскому учёному за его работу 1934 года, которому, как он указывает, обязан в одном из разделов своего труда . Монографию И. Г. Блюмина «Критика современной буржуазной политической экономии Англии» исследовал и другой японский учёный, Minoru Oka .
Его [И. Г. Блюмина] книги 50-х годов хоть и отмечены добросовестностью и знанием предмета, в целом производят удручающее впечатление и едва ли представляют теперь интерес. Они несут на себе трагические следы вынужденного приспособленчества, насилия над самим собой, может быть, раздвоения личности. …
Кажется, среди ученых ИМЭМО он был единственным, кто, не будучи академиком, удостоился посмертного собрания сочинений. Не было, впрочем, секретом, что это издание было в большой мере предпринято для того, чтобы переиздать его «Субъективную школу» — шедевр 20-х годов.
И даже посмертно судьба сделала ему жестокую гримасу: самым видным членом редакционной коллегии трехтомного издания, в котором эта книга составила первый том, оказался член-корреспондент А. И. Пашков , автор самых ядовитых выпадов против Блюмина в начале 30-х годов.