Interested Article - Феноменология

Феноменоло́гия ( нем. Phänomenologie — «учение о феноменах») — направление в философии XX века , определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Сам термин введён Гегелем в его работе « Феноменология духа ». Феноменология началась с тезиса Эдмунда Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту !», «Назад, к Гегелю !» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской , а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям , изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии , но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» ( интенциональность ).

Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма , психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию , в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки .

Самой сущностью сознания является „вкладывание“ смысла в интенциональных актах: „быть сознанием“, значит — „давать смысл“. Поэтому движение „к самим вещам“ ведёт не от понятий к ощущениям, а от производных и вторичных смыслов к изначальным смыслам .

Большое влияние на становление феноменологии Э. Гуссерля оказала трансцендентальная философия И. Канта. Философ позаимствовал концепцию о мыслительном творчестве по целевому „конструированию“ идеальных объектов мира .

Дальнейшее свое развитие идеи феноменологии получили в экзистенциализме , персонализме , философии жизни , герменевтике .

История понятия «феноменология» и история феноменологии

Термин «феноменология» иногда использовался в истории философии до Эдмунда Гуссерля , но современное значение феноменологии более привязано к методу Гуссерля . Ниже приводится список важных мыслителей, которые использовали термин «феноменология» различными способами, в хронологическом порядке и с краткими комментариями об их вкладе:

  1. Иммануил Кант в « Критике чистого разума » проводит различие между объектами как феноменами, которые воспринимаются человеческим сознанием, и объектами, как вещами-в-себе .
  2. Гегель оспаривал учение Канта о непознаваемости вещи-в-себе и заявлял, что, исследуя феномен, можно прийти к окончательному пониманию абсолютного, логического, онтологического и метафизического духа , стоящего за феноменами.
  3. Для Эдмунда Гуссерля феноменология является философским методом, который, во-первых, с помощью разных этапов редукции помогает выявить структуру сознания и достигнуть сути вещей, а во-вторых, может служить универсальной основой для всех наук . Главная книга феноменологического движения Гуссерля — « Логические исследования ». К предшественникам Гуссерля можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа .
  4. Мартин Хайдеггер отчасти следует феноменологии Гуссерля в своём произведении « Бытие и время ». Хотя, между Хайдеггером и Гуссерлем также было и много противоречий. На данный момент не существует единства во взглядах как относительно того влияния, которое оказал Гуссерль на философское развитие Хайдеггера, так и о том, насколько его философия имеет феноменологические корни.
  5. Альфред Шюц разработал феноменологическую социологию .
  6. Франциско Варела разработал нейрофеноменологию .

К феноменологам до Гуссерля К. А. Свасьян относит И. В. Гёте и Р. Штейнера .

Главные моменты в развитии феноменологии: возникновение её многообразных интерпретаций и противостояние её основных вариантов, учений Гуссерля и Хайдеггера (отношение которого к феноменологии называют противоречивым ); появление феноменологической психологии и психиатрии ( Ф. Базалья :680 , Л. Бинсвангер :680 , Д. Г. Купер :680 , Р. Д. Лэйнг :680 , Е. Минковский , Э. Страус, В. фон Гебсаттель, Г. Элленбергер, К. Ясперс :680 , В. Франкл , Ю. С. Савенко ), педагогики ( ) , этики ( М. Шелер ), эстетики ( Р. Ингарден , М. Дюфренн ), права ( ) и социологии ( феноменологическая социология А. Шюца , социальный конструктивизм ), философии религии, онтологии ( Ж.-П. Сартр , Р. Ингарден, отчасти Н. Гартман ), философии математики и естествознания, истории и метафизики ( Людвиг Ландгребе ), теории коммуникаций ( Вилем Флуссер ), герменевтики ( Густав Шпет ); влияние на экзистенциализм , персонализм , герменевтику и другие философские течения; широкое распространение в Европе, Америке, Японии и некоторых других странах Азии. Крупнейшие центры феноменологии — Архивы Гуссерля в Лувене (Бельгия) и Кёльне (Германия), (США), издающий ежегодник «Analecta Husserliana» и журнал «Phenomenology Inquiry»; в 90-х годах XX-го века центры были созданы в Москве и Праге. Также в настоящее время методы исследования феноменологии используют в психиатрии, социологии, литературоведении и эстетике.

Феноменология Гуссерля

Задачи феноменологии

Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще . Такой наукой должна стать феноменология.

Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам . Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир .

Метод феноменологии

Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание ( очевидность ) и феноменологические редукции .

Непосредственное созерцание, как метод феноменологии, означает, что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции.

Феноменологические редукции делятся на три вида. Во-первых, чистая феноменология отвлекается от естественной установки , то есть наивной погружённости во внешний мир, и сосредотачивает внимание на самом акте (переживании) сознания, в котором мир нам даётся ( феноменолого-психологическая редукция ). Во-вторых, феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности ( эйдетическая редукция ). В-третьих, феноменология не останавливается на редукции к переживаниям сознания, и далее уже не только внешний мир, но и сферу душевного, сознание — как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта — редуцирует к чистому сознанию ( трансцендентальная редукция ).

Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании. «Старинное учение онтологии — познание „возможностей“ должно предшествовать познанию действительности — это, на мой взгляд, великая истина, — если только она понята верно и верно поставлена на службу делу» . Кроме того, это дескриптивная наука, ограниченная непосредственной интуицией ( очевидностью ), то есть её метод — прямое интуитивное созерцание сущностей ( идеация ) . Более того, это дескриптивная наука о сущности трансцендентально чистых переживаний . Таким образом, феноменология — дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции . «…Поле феноменологии — это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно усмотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоев в трансцендентально чистом сознании» . Феноменология — это прямая реакция на психологизм и физикализм времен Гуссерля .

Осуществление феноменологического исследования

Первым методическим принципом, критерием действительности чего-либо является очевидность . Необходимо установить первые очевидности, которые лягут в основу достоверного знания . Эти очевидности должны быть аподиктичными : очевидное сейчас может стать сомнительным позднее, оказаться видимостью, иллюзией; «аподиктическая же очевидность обладает той замечательной особенностью, что она не только вообще удостоверяет бытие очевидных в ней вещей или связанных с ними обстоятельств, но одновременно посредством критической рефлексии раскрывается как простая немыслимость их небытия» .

В существовании мира можно усомниться — это не аподиктическая очевидность. Проведение трансцендентально-феноменологической редукции (эпохе́), делая мир лишь опытом, феноменом, обнаруживает, что ему «в качестве самого по себе более первичного бытия предшествует бытие чистого ego и его cogitationes » (то есть чистого сознания и его переживаний, взятых как сущности). Это и есть искомая аподиктическая очевидность . После этого нужно установить дальнейшие абсолютные очевидности — «универсальную аподиктическую структуру опыта Я [трансцендентального опыта] (например, имманентную временную форму потока переживаний)» . Таким образом, трансцендентальная феноменология — это наука о трансцендентальном ego и о том, «что заключено в нём самом» (о трансцендентальном опыте): самоистолкование трансцендентального ego, показывающее, как оно конституирует в себе трансцендентное; исследование всех возможных типов сущего (данных нам как содержания сознания) . Это трансцендентальная теория познания (в отличие от традиционной, где основной проблемой является проблема трансцендентного, бессмысленная в феноменологии) — трансцендентальный идеализм .

Основные понятия

Рефлексия — акт переживания, с помощью которого человек постигает предметы, явления, формирует мысли и ценности. Рефлексия неразрывно связана с личным опытом и является инструментом его получения, постижения.

Феномен — явления, которые постигаются с помощью рефлексии, по своей природе являются «сознанием-о» их объектов. То есть, феномен — это предмет человеческого сознания. Феномен существует вне зависимости от того, существует ли реальный объект. Феномен имеет постоянно расширяющуюся структуру в зависимости от угла наблюдения за объектом.

Интенциональность — перманентная направленность сознания на феномен, как предмет, содержащийся в человеческом сознании.

Эпохэ — наложение запрета на объективную позицию, «заключение мира в скобки» — исключение объективного мира, который просто здесь есть. Феноменолог практикует эпохэ, как метод изучения содержания сознания, то есть мира, который представлен исключительно в сознании человека.

Феноменологическая редукция — состоит из двух уровней. Первый — систематическое и радикальное эпохэ. Второй — максимально полная фиксация и описание феноменов, которые уже не объекты, но единицы смысла, содержащиеся в сознании.

Эйдетическая редукция — выявление ноэмы и ноэзиса в сознании. То есть, сознание состоит из ноэмы — феномена, который является проекцией объекта мира в сознании человека, и ноэзиса — процесса направленности сознания человека на этот феномен. Если во время феноменологической редукции выявляются и процесс постижения человеком конкретного, определённого феномена, и само содержание этого феномена, то эйдетическая редукция — это выявление абстрактных, теоретических форм — ноэмы и ноэзиса. Феноменологическая редукция открывает конкретные примеры внутри сознания, а эйдетическая редукция — сущностные формы сознания.

Ноэма — мысленный феномен, который является проекцией объекта мира (или несуществующего объекта) в сознании человека — предмет сознания.

Ноэзис — процесс постижения феномена, процесс направленности сознания человека на этот феномен.

Трансцендентальная редукция — «заключение себя в скобки». То есть, мы, будучи людьми, принадлежим объективному, существующему миру — мы субъекты этого мира. Трансцендентальная редукция предполагает переход от состояния психической субъективности к состоянию трансцендентальной субъективности, которая способна дать нам непосредственный трансцендентальный опыт.

Примечания

  1. Философия: Энциклопедический словарь . / Под ред. А. А. Ивина . — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с. ISBN 5-8297-0050-6 .
  2. от 3 сентября 2018 на Wayback Machine // История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева , и . — М.: Академический проект , 2005. — 680 с. — («Фундаментальный учебник»). ISBN 5-8291-0531-4
  3. от 3 сентября 2018 на Wayback Machine // Общий курс философии. Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов В двух томах. Т. I. — М: , 2003. — 1056 с.
  4. . Дата обращения: 17 июня 2020. 12 октября 2009 года.
  5. Robin D. Rollinger. // Phaenomenologica. — Dordrecht: Springer Netherlands, 1999. — С. 13–67 . — ISBN 978-90-481-5208-7 , 978-94-017-1808-0 .
  6. Свасьян К. А. Краткий экскурс в область первоистоков феноменологии // Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика . — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1987. — С. 88—95. — 199 с.
  7. .
  8. Tymieniecka A.-T. . — Springer, 2002. — P. 680. — 740 p. — ISBN 1402000669 . 27 апреля 2015 года.
  9. от 11 апреля 2023 на Wayback Machine // БРЭ
  10. Кривцова С. В. (2013). Дата обращения: 1 июня 2023.
  11. Гуссерль Э. Картезианские размышления . СПб.: Наука, 2001. § 3, с. 50, 65, 156, 285, 287—290.
  12. Гуссерль Э. Картезианские размышления . СПб.: Наука, 2001. § 64, с. 88, 128, 260—261.
  13. Гуссерль Э. Идеи I . § 152.
  14. Гуссерль Э. Идеи I . § 79.
  15. Гуссерль Э. // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. С. 151—152; Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 . М.: ДИК, 1999. С. 50, 130, 140, 140—141.
  16. Гуссерль Э. Идеи I . § 75.
  17. Гуссерль Э. Идеи I . § 134.
  18. Husserl, Edmund Marxists.org . Marxists.org. Дата обращения: 17 декабря 2015. 12 апреля 2021 года.
  19. Гуссерль Э. Картезианские размышления . — СПб.: Наука, 2001. § 4—5, с. 69—70, § 24, 26.
  20. Гуссерль Э. Картезианские размышления . — СПб.: Наука, 2001. С. 67—68.
  21. Гуссерль Э. Картезианские размышления . § 6.
  22. Гуссерль Э. Картезианские размышления . — СПб.: Наука, 2001. § 7—9, с. 100.
  23. Гуссерль Э. Картезианские размышления . § 12.
  24. Гуссерль Э. Картезианские размышления . — СПб.: Наука, 2001. § 13, с. 88, 178, 282.
  25. Гуссерль Э. Картезианские размышления . § 40—41.
  26. Гуссерль Э. Феноменология (статья в «Британской энциклопедии»). Источник: журнал «Логос», 1991, № 1. — С. 12—21.

Литература

Классики феноменологии

  • Гуссерль Э. (недоступная ссылка с 12-05-2013 [3939 дней]) М.: ДИК, 1999.
  • Гуссерль Э. (недоступная ссылка с 12-05-2013 [3939 дней]) / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001.
  • Гуссерль Э. — М.: ДИК, 2001.
  • Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В. В. Бибихина . — Харьков: «Фолио», 2003. — 503, [9] с. — (Philosophy) — ISBN 966-03-1594-5 . [yanko.lib.ru/books/philosoph/haydegger-butie_i_vremya-a.htm]
  • Шпет Г. Г. Явление и смысл (Феноменология как основная наука и её проблемы). М.: Гермес, 1914. 219 с.
  • Ингарден Р. / Пер. А. Денежкина, В. А. Куренного . — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  • Мерло-Понти М. ( 1945 ) / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина . — СПб.: Ювента; Наука , 1999.

Литература о феноменологии

на русском языке
на других языках
  • Handbook of Phenomenological Aesthetics . Edited by Hans Rainer Sepp and Lester Embree. (Series: Contributions To Phenomenology, Vol. 59) Springer, Dordrecht / Heidelberg / London / New York 2010. ISBN 978-90-481-2470-1
  • Tymieniecka A.-T. / Edited by A.-T. Tymieniecka. — NY: Springer, 2002. — 740 pages. — ISBN 1-4020-0066-9

Феноменологическая периодика

  • (online-newsletter)
  • Duquesne Univ. Pr., Pittsburgh Pa 1.1971ff. ISSN
  • ISSN
  • . ISSN 2226 — 5260

Ссылки

  • из «Феноменологического словаря» И. С. Шкуратова
Источник —

Same as Феноменология