Interested Article - Иррационализм
- 2020-06-06
- 1
|
У этой статьи надо
проверить нейтральность
.
|
Иррационали́зм (от лат. irratiōnālis — неразумный, бессознательный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму , роль разума в постижении мира . Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие вещи как интуиция , чувства, вера, инстинкт , откровения и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности .
Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр , Ницше , Шеллинг , Кьеркегор , Якоби , Дильтей , Шпенглер , Бергсон .
Характеристика
Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь , психические процессы , история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.
Иррационализм как элемент философских систем
Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (боги, бессмертие , религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Иногда и вовсе (большей частью неосознанно) рационалисты в своих философских рефлексиях истории и общества постулируют крайне иррациональные понятия.
Влияние иррационализма на научные исследования
Философский иррационализм ориентирован с эпистемологической точки зрения на такие сферы как интуиция, интеллектуальное созерцание, переживание и т. д. Но именно иррационализм убедил исследователей в необходимости тщательно анализировать такие виды и формы познания, которые были обделены вниманием со стороны не только рационалистов, но и остались нерассмотренными во многих философских системах эмпиризма. [ источник не указан 390 дней ]
Исследователи впоследствии часто отвергали свои иррационалистические формулировки, но многие серьёзные теоретические проблемы переходили в новые формы исследований: такие как, например, исследование креативности и процесса творчества.
Условия возникновения идей иррационализма
Иррационалистическими (в узком и собственном смысле слова) считают такие мировоззренческие построения, которым в значительной мере свойственны указанные особенности. Научное мышление в таких системах заменяется определёнными высшими познавательными функциями, а интуиция приходит на смену мышлению вообще. Иногда иррационализм противостоит господствующим в науке и обществе воззрениям на прогресс. Наиболее часто иррационалистические настроения возникают в те периоды, когда общество переживает социальный, политический или духовный кризис. Они являются своего рода интеллектуальной реакцией на общественный кризис, и, вместе с тем, попыткой преодолеть его. В теоретическом отношении иррационализм свойственен таким мировоззрениям , которые бросают вызов господству логического и рационального мышления . В философском смысле, иррационализм существует как реакция на ситуации общественного кризиса ещё со времён появления рационалистических и просвещенческих систем.
Виды философского иррационализма
Предшественниками иррационализма в философии были Ф. Г. Якоби , и, прежде всего, Г. В. Й. Шеллинг . Но, как утверждал Фридрих Энгельс , работа Шеллинга Философия откровения ( 1843 ) представляет собой «первую попытку сделать из преклонения перед авторитетами, гностических фантазий и чувственной мистики свободную науку мышления».
Ключевым элементом иррационализм становится в философиях С. Кьеркегора , А. Шопенгауэра и Ф. Ницше . Влияние этих философов обнаруживается в самых различных направлениях философии (прежде всего немецкой), начиная с философии жизни , неогегельянства , экзистенциализма и рационализма вплоть до идеологии немецкого национал-социализма [ источник не указан 1279 дней ] . Даже критический рационализм К. Поппера , часто называемого автором самой рациональной философии, характеризовался как иррационализм (в частности, австралийским философом Д. Стоувом ).
Необходимо мыслить дислогично, соответственно, иррационально, чтоб познать иррациональное. Логика — рациональный способ познания категорий бытия и небытия, можно мыслить (насколько это возможно), что иррациональный способ познания кроется в дислогичных методах.
Иррационализм в современных философских системах
Современная философия во многом обязана иррационализму. Явно выраженные очертания современный иррационализм имеет прежде всего в философии неотомизма , экзистенциализме , прагматизме и персонализме . Элементы иррационализма можно найти в позитивизме и неопозитивизме . В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.
Вопрос об иррациональном в познавательной деятельности тесно связан с проблемой рациональности. Иррациональное имеется во всех сферах культуры, в любой деятельности человека. Важно, чтобы верховенство в науке и социальном устройстве сохранялось за Разумом [ почему? ] . Дело в том, какое место по отношению к Разуму и к духовным ценностям человека занимает иррациональное .
Субрациональные области в иррационализме
Под субрациональными сферами иррациональных субъективно-идеалистических мировоззрений можно понимать, к примеру, такие понятия как :
- воля (у Шопенгауэра и Ницше)
- душа (у Л. Клагеса )
- влечение (у З. Фрейда )
- жизнь (у В. Дильтея и А. Бергсона )
Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений
К трансрациональным областям в объективно-идеалистических мировоззрениях могут относиться следующие классы понятий:
- идея божества (во всех формах религиозной философии таких как, например, неотомизм)
- понятия единого , первопричины , которые не поддаются рациональному постижению, характерные для самых различных философий от Плотина до М. Хайдеггера .
- экзистенция (у С. Кьеркегора и К. Ясперса )
Арациональные воззрения в иррационализме
Философские системы, которые противопоставляют себя рационализму, не всегда являются антирационалистическими . Они могут характеризоваться как арационалистические в том случае, если утверждается, что формы познания являются чем-то иным, нежели разум и рассудок (подобно «просветлению экзистенции» («Existenzerhellung») у К. Ясперса ), никак не соотносятся с последними и не могут быть сведены к ним.
Иррационализм в современных теориях и программах
В социологическом и культурологическом отношении иррационалистические воззрения часто настроены против социальных и культурных инноваций, которые воспринимаются как распространяющаяся власть науки и техники и, тем самым, утверждают просветительско-рационалистические эмоциональные ценности в культуре. Сторонники иррационализма считают это признаком упадка подлинно творческого культурного духовного начала (как, например, О. Шпенглер в работе «Закат Европы»). В Германии, к примеру, иррационализм в области политических теорий и программ обрёл свои наиболее реакционные формы в так называемом младоконсерватизме и национал-социализме. Эти теории отрицают ту точку зрения, что социальная общность является саморегулирующимся посредством общественных законов коллективом. Декларируется, что общество основывается на мистически-шовинистической или расовой культуре.
Сторонники иррационализма Я. Бёме , Ницше , Кьеркегор , Шопенгауэр полагают, что в основе наблюдаемого рационального мира лежит иррациональное начало.
Примечания
- — статья из Новой философской энциклопедии
- Иррационализм — статья из Большого Энциклопедического словаря
- Лайло Багбекова. // Современные тенденции инновационного развития науки и образования в глобальном мире. — 2023-03-21. — Т. 1 , вып. 3 . — С. 143–145 . — ISSN . — doi : .
- Панин А. В., Алексеев П. В. Философия: учеб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 592 с.
- . www.psihdocs.ru . Дата обращения: 28 ноября 2023.
- Кривых Елена Юрьевна. // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — Вып. 33 . — С. 151–155 . — ISSN .
- . www.dates.gnpbu.ru . Дата обращения: 28 ноября 2023.
- . golenevalada.ru . Дата обращения: 28 ноября 2023.
- . filosof.historic.ru . Дата обращения: 28 ноября 2023.
- Батейщиков А.и, Антось П.а, Рассказова Л.ф. // Вестник науки. — 2018. — Вып. 1 (1) . — С. 4–12 . — ISSN .
- Мария Борисовна Митлянская. // Финиковый Компот. — 2019. — Вып. 14 . — С. 116–124 . — ISSN .
- Губин Валерий Дмитриевич, Зенин Кирилл Владимирович. // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». — 2014. — Вып. 10 (132) . — С. 46–56 . — ISSN .
- (рус.) . Антимодернизм.ру (19 сентября 2009). Дата обращения: 28 ноября 2023.
- . filosof.historic.ru . Дата обращения: 28 ноября 2023.
- 2020-06-06
- 1