Interested Article - Бауман, Зигмунт
- 2021-02-01
- 1
Зи́гмунт Ба́уман ( польск. Zygmunt Bauman ; 19 ноября 1925 , Познань , Польша — 9 января 2017 , Лидс ) — британский социолог, профессор Лидского университета , известный своими исследованиями современного общества. В сферу его научных интересов входили глобализация , антиглобализм / альтерглобализм , модерн и постмодерн , Холокост , бедность , труд , рабочее движение , социальные движения , критика общества потребления .
Биография
Родился в Польше в еврейской семье. В самом начале Второй мировой войны ( 1939 ), спасаясь от оккупировавших Польшу немецких нацистов , семья Бауманов уехала в СССР . Молодой Зигмунт, тогда убеждённый коммунист , ушёл добровольцем в просоветскую 1-ю армию Войска Польского . Принимал участие в сражении при Кольберге (ныне Колобжег ) и Берлинской операции , за что в мае 1945 года был награждён Военным крестом за доблесть. Дослужившись до чина капитана , в качестве политического комиссара продолжил под псевдонимом « товарищ Степан» службу во внутренних войсках (KBW) Польской народной республики .
Параллельно со службой Бауман изучал социологию в Варшавской Академии социальных наук — польском аналоге Высшей партийной школы . Поскольку социология как специальность была на время исключена из учебных планов за свою «буржуазность», в дальнейшем он продолжил свою учёбу на философском факультете Варшавского университета . Среди его учителей были ведущие социальные философы Польши Станислав Оссовский и Юлиан Хохфельд .
Хотя в KBW Бауман дошёл до майора , но его достижения были внезапно поставлены под угрозу в 1953 году во время антиеврейских чисток . Его отец, придерживавшийся сионистских взглядов, связался с израильским посольством по поводу возможности эмиграции . Несмотря на то, что Зигмунт был последовательным противником сионизма, он был уволен из госбезопасности, что, впрочем, не помешало ему закончить учёбу в университете. С 1954 по 1968 год он постоянно работает в Варшавском университете .
Во время своего выезда в Лондонскую школу экономики Бауман под научным руководством Роберта Макензи закончил работу над подробным исследованием истории британского социалистического движения, вышедшим отдельной книгой в 1959 году на польском языке (в 1972 году дополненное и переработанное издание было опубликовано на английском). Это была первая книга Баумана; за ней последовали «Социология на каждый день» («Socjologia na co dzień», 1964 ; впоследствии она стала основой для выпущенного в 1990 году англоязычного труда «Мыслить социологически») и ряд других книг, рассчитанных как на специалистов, так и на широкую аудиторию. В них автор выступает с марксистских позиций, но не в русле официальной идеологии стран восточного блока, а на основании марксизма Антонио Грамши с примесью « философии жизни » в интерпретации Георга Зиммеля . В силу своей близости к критической теории западного марксизма он так и не получил профессорское звание, несмотря на то, что Бауман де-факто исполнял обязанности Юлиана Хохфёльда после назначения последнего заместителем директора парижского Департамента социальных наук ЮНЕСКО в 1962 году .
В условиях усилившегося политического давления в результате антисемитской кампании министра-популиста Мечислава Мочара Бауман отказался от членства в правящей Польской объединённой рабочей партии в январе 1968 года . В конечном итоге, курс Мочара вылился в антисемитскую чистку марта 1968 года, когда большинство критически мыслящих интеллектуалов еврейской национальности были выдворены из страны. Бауман, уволенный из университета, был вынужден отказаться от польского гражданства , чтобы выехать из Польши. Первоначально он эмигрировал в Израиль и некоторое время преподавал в Тель-Авивском университете . С 1971 по 1990 год — профессор социологии в Университете Лидса . Работая в Великобритании , Зигмунт Бауман, уже в качестве мыслителя-постмодерниста, обрёл мировое признание, оказывая значительное влияние на разнообразных авторов от новых левых до либералов . С конца 1990-х он являлся одним из признанных теоретиков альтерглобалистского движения .
В 1948 году Бауман женился на писательнице Янине Бауман (урождённой Левинсон) и имел трёх дочерей: Лидию Бауман (художница), Ирену Бауман (архитектор) и Анну Сфард (профессор математического образования в Хайфском университете ).
Премии : ( 1990 ), Премия Теодора Адорно ( 1998 ).
21 апреля 2011 года . При поддержке Бауман приехал в Россию по приглашению проекта « Публичные лекции „Полит.ру“ ».
Основные идеи
Текучая современность
В центре исследований Зигмунта Баумана — время позднего модерна, современное общество, во многом лишённое веры в «прогресс» и политические обещания. Этот этап, иногда называемый постмодерном, характеризуется большой неопределённостью как в жизни индивида, так и в социальной жизни . Бауман использует метафору «текучая современность» для описания этой эпохи, в которую вступает человечество. Это переход от сложного структурированного мира, который обременен различной сетью социальных обязательств и условий к миру гибкому, текучему, свободному от различных границ и условий. Происходит отмирание некоторых слов, форм, институций. Это состояние непрерывного перемещения, плавления, перетекания. Начало подвижной стадии, при которой идет построение новой действительности. Человек становится мобильным и не обремененённым длительными обязательствами. Все, что он создает, он может и изменить. Один из главных факторов — близость к источникам неопределенности, а также способность ускользать, отдаляться. Такой переход, как утверждает автор, повлек за собой изменения в человеческой жизни. Бауманом отобраны пять основных понятий, которые характеризуют жизнь людей: «индивидуальность», «освобождение», «время/пространство», «сообщество» и «труд» — и он отслеживает, как меняются их практическое воплощение и значение в жизни современного общества.
В анализе постсовременности Бауман следует нескольким традициям социальной мысли, включая французский структурализм , Франкфуртскую школу критической теории (от Адорно до Хабермаса) и радикальную американскую социологию Чарльза Райта Миллса .
Свобода
Согласно З. Бауману, свобода в её социальном измерении — не свойство или достояние человека, но социальное отношение, связывающее его с другими людьми, различными социальными институтами и обществом в целом. Социальные науки, рассматривая свободу в качестве естественного и универсального состояния человека, как правило, оказываются сосредоточены на феноменах несвободы и всевозможных ограничениях свободы, однако — свобода — это продукт определённого общественного устройства, социальной организации, социальных практик, установлений и соглашений, и в этом смысле он исторически развивается и подлежит критическому анализу .
Библиография
Книги
- Бауман З. Мыслить социологически / Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова . — М. : Аспект-пресс, 1996.
- Bauman Z. Work, consumerism and the new poor . — Philadelphia: Open University Press, 1998. — 106 pages. (англ.)
- Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева ; Центр исследований постиндустриального общества, журнал «Свободная мысль». — М. : Логос, 2002.
- Бауман З. / Пер. с англ. — М. : Весь мир , 2004. — ISBN 5-7777-0303-8 .
- Бауман З. Свобода / Пер. с англ. Г. М. Дашевского , предисл. Ю. А. Левады . — М.: Новое издательство, 2006. — 132 с. — (Библиотека Фонда «Либеральная миссия».) — ISBN 5-98379-051-X .
- Бауман З. О постмодерне
- Бауман З. Текучая современность. — СПб. : Питер , 2008. — 240 с. — ISBN 978-5-469-00034-1
- Бауман З. Актуальность Холокоста. — М. : Европа , 2010. — 316 с.
- Бауман З. / Пер. с англ. В. Л. Силаевой; под науч. ред. О. А. Оберемко. — М. : , 2019. — 160 с. — (Серия «CrossRoads») — ISBN 978-5-906345-19-6 .
- Бауман З., Донскис Л. Моральная слепота: Утрата чувствительности в эпоху текучей современности / Пер. с англ. А. И. Самариной. — СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2019.
- Бауман З., Донскис Л . Текучее зло: Жизнь в мире, где нет альтернатив / Пер. с англ. А. И. Самариной. — СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2019.
Статьи и интервью
- Бауман З. Будущее свободы // Индекс: Досье на цензуру. — 2000. — № 9.
- Бауман З. / Пер. с англ. Григория Дашевского под редакцией Светланы Баньковской // Отечественные записки. — 2002. — № 6. — Третья глава книги Зигмунта Баумана «Глобализация» (Zygmunt Bauman. Globalization . Columbia University Press, 2000).
- Бауман З. / Перевод с английского Светланы Силаковой // Неприкосновенный запас. — 2003. — № 1 (27). — Перевод статьи «Legislators and Interpreters: Culture as the Ideology of Intellectuals», in: Bauman Z. Intimations of Postmodernity. L. : Routledge, 1992 .
- Бауман З. // Социологические исследования . — 2004. — № 5. — С. 77—86.
- Бауман З. // Социологические исследования. — 2004. — № 1. — С. 5—14.
- Бауман З. / Перевод С. Макарцева // Иностранная литература . — 2006. — № 8.
- Бауман З. // Логос. — 2008. — № 3.
Примечания
- ↑ (брит. англ.) — The Guardian , 2017. — ISSN ;
- Zygmunt Bauman // (англ.) — 1995.
- ↑ (кит. упр.) — , 2017.
- , pp. 49—50.
- ↑ , p. 18.
- Бауман З. Свобода / Пер. с англ. Г. Дашевского, предисл. Ю. Левады . — Москва: Новое издательство, 2006.
Литература
- Beilharz, Peter. Bauman, Zigmunt // George Ritzer (ed.) Encyclopedia of social theory. — L., etc.: Sage Publications, Inc., 2005. — Vol. 1. — P. 35—40. — ISBN 0-7619-2611-9 .
- Beilharz, Peter. Zigmunt Bauman // From Agamben to Zizek: Contemporary Critical Theorists / Jon Simons (ed.). — Edinburgh: Edinburgh University Press , 2010. — ISBN 978-0748639748 .
- Smith, Dennis. Zigmunt Bauman // J.Scott (ed.) Fifty Key Sociologists: The Contemporary Theorists. — L: Routledge, 2007. — P. 18—24.
- Иноземцев В. Л. Зигмунт Бауман и его «индивидуализированное общество» // Высшее образование в России. — 2004. — № 1. — С. 142—145.
- Dolan Cummings.
- Оберемко О. А. .
- Сыродеева А.
- , . — Routledge , 2013. — P. 45-50. — 336 p.
- Подвойский Д. Г. // «Полит.ру». — 2011. — 2 июня.
Ссылки
- (публичная лекция в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру»)
- 2021-02-01
- 1