Завадовский, Юрий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рий Никола́евич Давы́дов ( 31 июля 1929 года , Каменец-Подольский — 21 апреля 2007 года , Москва ) — советский и российский философ , социолог , специалист по проблемам истории и теории социологии, социальной философии , этики , истории философии и искусства. Основатель крупной отечественной школы в области истории и теории социологии. Разработчик новой версии теории социологии искусства, представлявшей собой попытку перевести на более конкретный уровень ряд проблем, которые до того считались прерогативой эстетики и философии искусства. Автор ряда фундаментальных работ по истории социальной философии и социологии XIX—XX веков. Занимался социальными и философскими аспектами проблемы свободы, нравственности , взаимодействия искусства и общества. Доктор философских наук, профессор. Заведующий сектором истории и теории социологии Института социологии РАН .
Родился 31 июля 1929 года в Каменец-Подольске .
В 1952 году окончил исторический факультет Саратовского университета .
В 1958 году окончил аспирантуру Института философии АН СССР и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Борьба вокруг гегелевской „Феноменологии духа“ в западной философии XIX — второй половины XX веков».
Работал младшим научным сотрудников в секторе истории философии Института философии АН СССР .
В 1956 — 1958 годах написал ряд статей, посвящённых общим принципам историко-философского анализа и, в частности, «Феноменологии духа» (одна из них была опубликована в качестве предисловия к четвёртому тому «Сочинений» Гегеля).
В 1959 — 1962 годах работал старшим научным редактором издательства « Советская энциклопедия » — участвовал в написании статей («Вульгарный социологизм», «Иррационализм», «Монизм» и др.), организации и выпуске первых томов пятитомной « Философской энциклопедии ».
Преподавал на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова .
В 1963 — 1965 годах работал заведующим сектором философии Фундаментальной библиотеки по общественным наукам АН СССР .
В 1965 — 1970 годах заведовал сектором эстетики Института истории искусств Министерства культуры СССР.
С 1970 года работал в Институте социологии АН СССР/РАН , главный научный сотрудник , заведующий сектором истории социологии и общей социологии.
В 1977 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы ».
Ответственный редактор книги «История теоретической социологии» в 4 т. ( М. , 1995—2000) и автор большинства разделов и глав этого издания.
В начале своей научной деятельности Ю. Н. Давыдов написал цикл статей, посвящённых критическому анализу неогегельянства . Итогом этого промежутка стала монография «Труд и свобода», которая была позднее переведена на немецкий, итальянский и другие языки. Её выход дал основание некоторым зарубежным учёным считать Ю. Н. Давыдова одним из основателей российско-советской (полуофициальной) версии неомарксизма . Занимался и руководил рядом научно-библиографических изданий по истории философии. Продолжал работу в социальной философии, исследовал проблемы социологии искусства , что нашло своё выражение в социально-философском истолковании античной эстетики, а также критическом анализе современной западной теории социологии искусства. Написал серию статей о Теодоре Адорно , разрабатывал собственную теорию социологии искусства, перенеся на новый уровень ряд проблем, которые раннее были областью исследований эстетики и философии искусства. Этому же кругу вопросов был посвящён цикл из трёх монографий и большое число статей. В это же время разрабатывал проблематику типологизации восприятия искусства обществами различными эпох и социальными слоями .
Ю. Н. Давыдов сочетал эстетико-социологическую типологизацию отношения к искусству и художественной культуре с более широким, социально-философским и теоретико-социологическим рассмотрением современного западного сознания. Главным здесь становится своеобразие современного западного сознания, рассмотренного в ходе его эволюции и появления новейших тенденциях. Средоточием оказывается гедонистически-потребительский тип сознания, который недвусмысленно противостоит традиции, заложенной протестантизмом с его «хозяйственной этикой». Именно поэтому Ю. Н. Давыдов кропотливо занимался вопросами социологии культуры и социологии современной западной культуры.
Начиная с 1980 года , Ю. Н. Давыдов углублённо занимался историей социальной философии и теории социологии, в особенности социологии Макса Вебера . Он известен также своими литературно-критическими и публицистическими работами. В последние годы он опубликовал две серии статей о тоталитаризме и о судьбах трудовой этики в «постсоветской России» (журналы « Наука и жизнь », « Вопросы философии », «Диалог» и др.), а также статьи по проблемам трудовой этики.
В начале 2000-х годов областью научных исследований Ю. Н. Давыдова стал новый российский капитализм как проблема, исследуемая средствами теоретической социологии.
С некоторыми работами Давыдова Ю. Н. можно ознакомиться на .