Interested Article - Социальный капитал

Социа́льный капита́л также культу́рный капита́л , гражда́нский капита́л — понятие в социологии , экономике и политологии . Определяет качество социальных связей в обществе. Например, готовность прийти на помощь незнакомым людям. Рассматривается как характеристика общества, определяющая качество жизни в той или иной стране.

Наряду с физическим и человеческим капиталом , социальный капитал увеличивает производительность данного общества в целом. Лидерами по уровню социального капитала называют Новую Зеландию , Норвегию , Швейцарию и Швецию .

В течение 1990-х и 2000-х годов концепция социального капитала становилась все более популярной в широком спектре социальных наук, а также в политике .

История

Сила управления сообществом подчеркивалась многими философами с древнейших времен до XVIII века, от Аристотеля до Фомы Аквинского и Эдмунда Берка . Термин «социальный капитал» использовался с 1890 года, а затем стал широко использоваться в конце 1990-х годов . Статья 1916 года о местной поддержке сельских школ является одним из первых появлений термина «социальный капитал» в отношении социальной сплоченности и личных инвестиций в обществе .

Джейн Джейкобс использовала этот термин в начале 1960-х годов. Хотя она не дала четкого определения термина «социальный капитал», её использование относилось к значимости связей . Политолог Роберт Солсбери выдвинул термин «критический компонент формирования групп интересов» ( англ. critical component of interest group formation ) в своей статье «Теория обмена группами интересов», опубликованной в 1969 году в (англ.) . Социологи Джеймс Коулман , (англ.) и Скот Уортли при разработке и популяризации концепции приняли определение Гленна Лоури 1977 года . В конце 1990-х годов эта концепция приобрела популярность, став основной темой исследовательской программы Всемирного банка и предметом нескольких основных книг, включая (англ.) ( англ. Bowling Alone ) Роберта Патнэма и «Лучше вместе» ( англ. Better Together ) (англ.) и Патнэма.

Пьер Бурдьё

Социальный капитал — понятие, введенное Пьером Бурдьё в 1980 году для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод. В концепции Пьера Бурдьё социальный капитал является исключительно групповым ресурсом.

Ценность социального капитала заключается в возможности снижения транзакционных издержек , что в конечном счете приводит к увеличению прибыли организации. Предпосылкой для построения социального капитала является установление дружественных и честных отношений с членами другой группы. Поддерживая «взаимно выгодные» условия, то есть постоянно увеличивая общий социальный капитал, члены группы укрепляют связи между друг другом и одновременно становятся в некотором смысле богаче. Иными словами, чем крепче взаимосвязь и чем больше взаимозависимость, тем больше социальный капитал . Чем больше же социальный капитал, тем меньше необходимость в нормативном регулировании отношений. Таким образом, снижаются временные и другие транзакционные издержки: отпадает необходимость письменно фиксировать договоренности, привлекать внешних свидетелей и арбитров, и так далее .

Джеймс Коулман

Джеймс Коулман в своей статье «Социальный капитал в производстве человеческого капитала» (1988) предложил обновленную концепцию. Согласно ей, социальный капитал является общественным благом, однако производится индивидами с целью последующего извлечения выгоды. При этом индивид признается свободным и рациональным. Предполагается, что для построения социального капитала необходим некий социальный контракт, наличие социальных норм и обмен. Последнее невозможно без определённого уровня доверия. Таким образом, преимущество социального капитала по-прежнему видится в сокращении транзакционных издержек, так как определённый уровень доверия позволяет избегать бюрократии . Как и другие формы капитала, социальный капитал приносит дивиденды лишь в случае его активного использования: обмена, интериоризации и экстериоризации . По Коулману, социальный капитал изначально является не положительным и не отрицательным, а нейтральным. Принесет ли он пользу или вред организации, зависит от методов его использования .

Коулман также разработал концепцию «кредита добрых дел». Она основывается на тезисе о том, что социальный капитал измеряется не столько в количестве полезных связей, сколько в их качестве. Из этого следует, что наиболее высок социальный капитал в тех группах, где люди больше всего друг другу доверяют. Для такого высокого уровня доверия создаются специальные условия. Все члены группы ставятся в зависимость друг от друга и вынуждены выдавать друг другу так называемые «кредиты», «доверительные расписки». Так Джеймс Коулман представляет «учёт добрых дел». Иными словами, отношения строятся по принципу «ты мне — я тебе» (лат. « »), и в том случае, когда один человек помогает другому, тот остается в долгу. Тогда он как бы дает доверительную расписку в том, что обязуется в будущем вернуть помощь обратно. По Коулману, чем больше в группе таких невыплаченных кредитов, тем выше социальный капитал: люди уже не могут выйти из системы, они поставлены в настолько тесную взаимозависимость, что выход одного звена рушит всю цепь. Таким образом, пользуясь социальным капиталом, человек истощает его (оказывается «в долгах»). Помогая же другим его использовать («давая в кредит»), он расширяет собственную монополию. Сложность заключается в том, что для того, чтобы быть полезным, приходится также использовать свои связи — это замкнутый цикл. Чем больше обязательств, тем прочнее система .

Роберт Патнэм

Роберт Патнэм предложил новую структуру социального капитала: социальные нормы, социальные связи и доверие. Два первых фактора являются по существу социально-психологическими атрибутами индивида. Поэтому Патнэм измеряет социальный капитал с помощью индивидуальных индикаторов, таких, как интенсивность и сила контактов, членство в общественных объединениях, электоральная активность, удовлетворенность взаимоотношениями, соблюдение норм взаимности, чувство безопасности, доверие к соседям и социальным институтам . Групповые или территориальные показатели получают посредством агрегации индивидуальных .

Важным переходом от качественного обсуждения важности социальных норм к более предметному изучению стала книга Патнэма «Заставляя демократию работать: гражданские традиции в современной Италии». Сравнивая результаты реформы по децентрализации власти в Италии в 1960-х годах, Патнэм обратил внимание на то, что северные регионы, где люди более социально активны (по показателям явки на выборах, участию в ассоциациях, заинтересованности в местных делах), лучше воспользовались переданными полномочиями, в «пассивных» южных, наоборот, качество управления упало. При этом наблюдается четкая корреляция гражданской вовлеченности с историей — опытом независимости и самоуправления в средние века. С этого момента число научных статей, посвященных социальному капиталу, неуклонно растет.

Структура

В классической модели социальный капитал состоит из трех элементов:

  1. Донор — человек, который предоставляет другому свой социальный капитал (например, знакомит его со своими знакомыми);
  2. Реципиент — человек, который получает социальный капитал от другого;
  3. Ресурс — полезные связи, которые донор передает реципиенту.

Факторы

Согласно трехфакторной модели Роберта Патнэма, социальный капитал имеет следующую структуру:

Родственные связи

Исследования указывают на роль семейных связей в обществе: чем сильнее влияние родственных связей, тем меньше доверие к посторонним и готовность взаимодействия с ними (Jonathan Schulz, Joseph Henrich at all ). Традиционная ориентация на родственников приводит к снижению уровня доверия в обществе в целом, что, в свою очередь, замедляет развитие последнего. С другой стороны, уровень доверия к посторонним коррелирует с уровнем дохода на душу населения в той или иной стране .

Христианство

Исследования указывают на роль христианства в повышении уровня доверия к посторонним, что в исторической перспективе привело к повышению общего уровня жизни . Сравнение развития католицизма в средневековой Европе в VI—XVI вв., с современным уровнем жизни в различных странах, указывает на позитивную корреляцию этих показателей. Влияние христианства также прослеживается в странах, созданных эмигрантами-христианами, таких как США .


Измерение

В силу размытости понятия социальный капитал измеряют совершенно различными способами в зависимости от контекста. Самые популярные меры социального капитала в межрегиональных исследованиях — это ценности (доверие, уважение к окружающим, готовность помогать, толерантность [ источник не указан 4630 дней ] ), членство в ассоциациях и клубах по интересам (например, профсоюзах ), благотворительность , волонтерство , развитость некоммерческих организаций . Общий подход в выборе индикаторов строится из более узкого, экономического определения социального капитала как совокупности общих норм и ценностей , которые позволяют обществу решать проблему предоставления общественного блага .

Противоречивость

К настоящему времени не сформирована общая методика исследований социального капитала и его измерения. Это не может не отражаться на качестве исследований, а также на их интерпретации .

В России

Социальный капитал российского общества мал. Согласно мировому опросу ценностей , только 23 % россиян склонны доверять окружающим (ср. с 74 % шведов) (см. также выше ).

См. также

Примечания

  1. , с. 17—40.
  2. , с. 355—367.
  3. , с. 419—436.
  4. .
  5. , с. 130—138.
  6. .
  7. , с. 138.
  8. .
  9. .
  10. , с. 558—588.
  11. .
  12. , с. 60—74.
  13. .
  14. .
  15. .
  16. , с. 1639—1699.
  17. .
  18. .
  19. .
  20. .

Литература

На русском:

  • Порхачёва Е. П. / автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т , 2015.
  • Рифкин Дж. Финансовый капитал против социального капитала // Третья промышленная революция: Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом = . — Москва: Альпина нон-фикшн , 2014. — С. 308—313. — 410 с. — 3500 экз. ISBN 978-5-91671-332-9 .
  • Бурдьё П. // Экономическая социология / пер. с англ. М. С. Добряковой. — Random House , 2002. — Т. 3 , № 5 .
  • Сивуха С. В. Капитал социальный // / Сост. А. А. Грицанов , В. Л. Абушенко , Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Random House , 2003. — 1312 с.
  • Коулман Дж. // Общественные науки и современность . — 2001. — № 3 .
  • Леонид Полищук, Ринат Меняшев. (англ.) // Forbes : journal.

На английском:

  • Adler, S. P.; Kwon, S.K. Social Capital: Prospects for a new Concept (англ.) // (англ.) : journal. — 2002. — Vol. 27 . — doi : .
  • Ferragina, Emanuele; (англ.) . The Rise and Fall of Social Capital: Requiem for a Theory? (англ.) // (англ.) : journal. — 2017. — Vol. 15 , no. 3 . — doi : .
  • Bowles, S. ; (англ.) . Social Capital and Community Governance (англ.) // (англ.) : journal. — 2002. — Vol. 112 , no. 483 . — doi : .
  • Google Ngram Viewer (неопр.) .
  • (англ.) . Annals of the American Academy of Political and Social Science (англ.) . — The rural school community center, 1916.
  • (англ.) . (англ.) . — Boston: (англ.) , 1920.
  • Jacobs, Jane . (англ.) (англ.) . — New York: Random House , 1961. — P. . — 458 p. — ISBN 0-679-74195-X .
  • Coleman, James . (англ.) // American Journal of Sociology : journal. — 1988. — Vol. 94 . — P. 95—120 . — doi : . — JSTOR .
  • (англ.) ; Scot Wortley. Different Strokes from Different Folks: Community Ties and Social Support (англ.) . — 1990.
  • Loury, Glenn . A Dynamic Theory of Racial Income Differences (англ.) // American Journal of Sociology : journal / Ed. (англ.) , A. Le Mund. Lexington. — Lexington Books, 1977. — Vol. 96 .
  • Putnam, Robert . (англ.) (англ.) . — Simon and Schuster , 2000.
  • (англ.) . (англ.) // (англ.) . — 1998. — No. 1 . 20 декабря 2013 года.
  • (англ.) & (англ.) . 26 // (англ.) . — edition 1. — Philippe Aghion & Steven Durlauf, 2005. — Vol. 1. — 1136 с. — ISBN 9780444520418 .
  • (англ.) & (англ.) . (англ.) . — CSAE Working Paper Series 2004-14, Centre for the Study of African Economies, University of Oxford , 2005. 23 сентября 2015 года.
  • (англ.) & (англ.) . CSAE Working Paper Series 2004-14, Centre for the Study of African Economies // (англ.) . — Economics Series Working Papers WPS/2004-14, University of Oxford , (англ.) , 2005. 23 сентября 2015 года.
  • Jonathan Schulz and Joseph Heinrich et al. The Church, intensive kinship and psychological variation (англ.) // Science : journal. — 2019. — November.

Ссылки

На русском:

На английском:

Источник —

Same as Социальный капитал