Императорское Вольное экономическое общество
- 1 year ago
- 0
- 0
Импера́торское правосла́вное палести́нское о́бщество ( аббрев. ИППО) — международная научная и гуманитарная организация, созданная в Российской империи в 1882 году, уставными задачами которой являются содействие православному паломничеству на Святую землю , научное палестиноведение , востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока .
Предшественниками Палестинского общества были Палестинский комитет , основанный в 1859 году, и Палестинская комиссия , в которую он был преобразован в 1864 году.
Основано 21 мая 1882 года, в день памяти святых равноапостольных Константина и Елены , как Православное палестинское общество. В 1889 году получило почётное наименование Императорское. После революции Общество вынужденно разделилось на две независимые организации, российскую и зарубежную.
В 1918 году оставшаяся в РСФСР часть общества была переименована в Российское палестинское общество при Академии наук ; в РФ 22 мая 1992 года было восстановлено историческое название — Императорское православное палестинское общество .
С 2007 года председателем Императорского православного палестинского общества является Сергей Вадимович Степашин .
Идея создания Общества принадлежит первому начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Порфирию (Успенскому) . В конце 1860— х. г. в письмах из Иерусалима её публично высказывает создатель Русской Палестины архимандрит Антонин (Капустин) . Вскоре он привлёк для воплощения этого замысла Василия Николаевича Хитрово (1834-1903), ставшего секретарём ИППО. Вместе с архимандритом Антонином они разработали структуру будущего Палестинского Общества, наметили кандидатов в члены-учредители и главных сотрудников . Первым председателем ИППО стал Великий князь Сергей Александрович .
Устав ИППО Высочайше утверждён 8 мая 1882 года императором Александром III , в дальнейшем утверждён собранием членов-учредителей, собравшихся в день святых Константина и Елены 21 мая 1882 года во дворце Великого князя Николая Николаевича Старшего в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, учёных и дипломатов. В соответствии с этим Уставом ИППО призвано было осуществлять три основные функции: организация и обустройство русских Паломников в Палестине (к 1914 году через подворья ИППО ежегодно проходило до 10 000 человек); помощь и поддержка православию на Ближнем Востоке через благотворительную и просветительскую работу среди арабского населения (по состоянию на 1914 год Общество содержало 113 школ и учительских семинарий в Палестине, Сирии и Ливане); научно-исследовательская и издательская деятельность по изучению истории и современного положения Палестины и всего ближневосточного региона, библейской филологии и археологии, организации научных экспедиций и раскопок, широкое ознакомление российского общества с историей и духовной ролью Святой Земли . ИППО осуществляло многогранную и плодотворную деятельность вплоть до Первой мировой войны.
Почётными членами состояли в разное время представители правящей элиты, начиная с императорской фамилии, в том числе председатели Совета министров ( С. Ю. Витте , П. А. Столыпин , В. Н. Коковцов , И. Л. Горемыкин , Б. В. Штюрмер ) и обер-прокуроры Святейшего Правительствующего Синода ( К. П. Победоносцев , П. П. Извольский , В. К. Саблер ), священнослужители Русской православной церкви (святитель Тихон Патриарх Московский , святитель Николай Японский , священномученик Владимир митрополит Киевский , св. праведный Иоанн Кронштадтский , епископ Порфирий (Успенский) , архимандрит Антонин (Капустин) , архимандрит Леонид (Кавелин) , митрополит Арсений (Стадницкий) .
Епархиальные отделения ИППО действовали в 52 епархиях Русской Церкви. Возглавляли их, как правило, правящие архиереи , а вице—председателями являлись губернаторы и вице—губернаторы соответствующих губерний.
Одним из главных источников финансирования Палестинского Общества являлся Вербный сбор. По подсчетам В.П. Хитрово, доходы Общества имели следующую структуру. «В каждом рубле прихода: членских взносов - 13 коп., пожертвований (в том числе Вербный сбор) - 70 коп., проценты с ценных бумаг - 4 коп., от продажи изданий - 1 коп., от паломников - 12 коп.». Очевидно, русское дело в Палестине осуществлялось прежде всего самоотверженной помощью простых верующих людей .
Смета ИППО на первый год XX столетия (1901/1902) была высочайше утверждена в 400 тыс. рублей,, не считая единовременных расходов на строительство.
После трагической гибели 4 февраля 1905 г. Великого князя Сергея Александровича , обязанности Председателя с высочайшего соизволения возложила на себя его супруга Великая княгиня Елизавета Фёдоровна . 14 февраля 1905 г. она телеграфировала в Совет ИППО:«Сердечно утешена милостью Государя поручить мне председательствовать в Императорском Православном Палестинском Обществе. Сподобившись великого счастья поклониться Гробу Господню , я с тех пор сохраняю крепкую любовь и уважение к деятельности Общества. Уповаю, что молитвами моего незабвенного дорогого мужа Господь вразумит меня и поможет в совместной работе с достойными деятелями Общества служить на благо Его высоко-святым целям» .
Усилиями ИППО на Ближнем Востоке была создана собственная школьная система, которая к 1914 году состояла из более чем 100 школ и двух учительских семинарий. Развитию школьной системы на Ближнем Востоке способствовал и генеральный консул в Иерусалиме статский советник Алексей Фёдорович Круглов . Школы ИППО противостояли растворению местных православных общин в окружающей массе иноверного и инославного населения. В них учились дети преимущественно из православных семей, в том числе беднейших, потому что обучение было бесплатным. Первая начальная школа была открыта уже в год создания Общества в селении Муджедиль 6 декабря 1882 года, а чуть позже, 1882—1884 годах, в Галилее были открыты ещё три начальные школы, мужской пансион, впоследствии преобразованный в мужскую учительскую семинарию в Назарете. Руководителем сети Галилейских учебных заведений ИППО на протяжении многих лет был Александр Гаврилович Кезма . Школы Общества испытывали конкуренцию со стороны католических и протестантских учебных заведений, а также противодействие со стороны Иерусалимских Патриархов . Начиная с 1895 года новые школы открывались преимущественно в Сирии, на территории Антиохийского Патриархата . Пять народных школ было устроено в Бейруте в 1887-1896 гг. русским педагогом Марией Александровной Черкасовой —«Мамой Черкасовой», как доныне называют её в Бейруте. В 1895 году Патриарх Антиохийский Спиридон обратился в ИППО с просьбой принять в свое ведение женскую школу в Дамаске и несколько мужских училищ, а затем постепенно Общество распространило свою просветительскую деятельность по всей Сирии. Общее число учившихся в школах ИППО арабских детей в Сирии и в Палестине достигло 11 тысяч человек. В отличие от французских или английских школ, в которых преподавание велось исключительно на европейских языках, в школах и учительских семинариях ИППО оно осуществлялось на арабском. В них также учили русскому языку и литературе. Как пишет британский исследователь Дерек Хопвуд, «то, что школа была русской и в ней преподавался русский язык, создавало ей определенную репутацию и атмосферу. Знание русского языка было предметом гордости». Учителя в школах были светские, и в первые годы часть из них приглашалась из России либо получала образование в России. Позднее для подготовки местных преподавателей были созданы две учительские семинарии, мужская в Назарете и женская в Бейт-Джале (см. Женская учительская семинария ), ученики в которых получали полный пансион . В начальных школах преподавался Закон Божий , арабский язык, арифметика, география, история и ремёсла. Кроме того, во многих школах преподавался русский язык, а лучшие ученики продолжали образование в России. Необходимые учебники составлялись и печатались собственными силами, главным образом на арабском языке. Помещения для школ обычно арендовались, но в некоторых случаях и строились.
По турецкому законодательству, вопросами образования и религиозного просвещения арабской православной общины ведала Иерусалимская Патриархия , которая и несла номинальную ответственность перед Портой за состояние образовательной системы. Патриархи и Святогробское Братство делали в этой области очень мало, при этом попытки со стороны России помочь в просвещении арабских детей встречали сопротивление. Так, когда в 1858 г. Е.Ф. Бодрова открыла в Иерусалиме русскую школу для девочек, это вызвало недовольство греков, и архимандрит Антонин (Капустин) был вынужден в 1866 г. по требованию Патриарха перевести школу из Иерусалима в Бейт-Джалу , в здание, построенное на приобретенном им участке земли. Эта школа, «институт худородных девиц», как шутливо называл её Антонин, явилась первым и долгое время единственным русским учебным заведением в Палестине .
Содержание школ обходилось более чем в 240 тыс. рублей в год и было тяжёлой нагрузкой для Общества, поэтому, начиная с 1904 года, ставился вопрос о государственном финансировании. Позднее, в 1912 году, Николай II утвердил одобренный Государственной Думой закон от 5 июля о финансировании учебных заведений ИППО в Сирии отдельной строкой государственного бюджета (более 150 тыс. золотых рублей в год). В 1911 году общее число учащихся составило 11112 человек (5426 мальчиков и 5686 девочек), причём в школах Палестины было 1493 ученика, в школах Ливана — 1231, в Сирии — 8388. Выпускники русских школ составили со временем основу национальной арабской интеллигенции не только Палестины, но и других стран Ближнего Востока, в частности, Сирии и Ливана . В первые два десятилетия школы не имели легального статуса и получили его только 1 мая 1902 года специальным фирманом султана Абдул-Хамида II .
На протяжении первых двух десятилетий ни Патриархи Иерусалимские, ни турецкие власти не признавали законного существования русских школ Святой Земли; молча терпели, но не оформляли юридически. В 1899 г. на просьбу благословить женское городское училище на Русском подворье в Иерусалиме, Патриарх Дамиан ответил: «А пусть себе работает. Сделаем так: школа существует сама по себе, а Патриарх сам по себе; ни он её знать не хочет, ни она его не знает» . В течение 1890-х годов ИППО и русские дипломаты неоднократно возвращались к этому вопросу. Лишь в начале XX в. объединенными усилиями В.Н. Хитрово , посла в Константинополе И.А .Зиновьева и консула в Дамаске А.П. Беляева удалось убедить Высокую Порту . 1 мая 1902 г. специальным фирманом султана Абдул-Хамида II 84 школы ИППО в Сирии и Палестине получили легальный статус русских учреждений и как таковые были уравнены в правах с аналогичными заведениями других иностранных держав в регионе.
Школы ИППО практически прекратили существование после начала Первой мировой войны .
С самого начала своей деятельности ИППО активно уделяло внимание содействию паломничества, что соответствовало целям и задачам Общества, записанным в его Уставе: «Заботы Общества о Русских паломниках не ограничиваются одним удешевлением пути в Святую Землю , но ещё более направлены на удовлетворение их материальных и духовных потребностей на Святой Земле» .
С 10 февраля 1883 года Обществом создаются специальные паломнические книжки, позволяющие значительно удешевить поездку в Святую Землю. Паломнические книжки продавались у уполномоченных представителей Общества в различных губерниях Российской Империи , были действительны в течение года со дня их выдачи и давали право останавливаться по пути следования на узловых станциях железных дорог, по специальным купонам. Общество заключило соглашение с РОПИТом об особых тарифах. Так, если обыкновенный билет III класса от Одессы до Яффы по обыкновенному тарифу стоил 20 руб. 50 коп. в один конец, то билет, взятый по паломнической книжке, обходился 24 руб. в оба конца .
К концу XIX века число паломников, желающих посетить Святую Землю, достигало 9178 человек в год, из которых более 4000 оставались на празднование Пасхи, а в 1907 году была рекордная цифра — 6410 человек, пребывающих в дни Пасхи в Иерусалиме .
Для приёма паломников усилиями ещё Палестинского комитета были устроены Елизаветинское и Мариинское подворья, а для обслуживания больных рядом с ними построена Русская больница.
24 марта 1889 г. высочайшим указом, в результате упразднения Палестинской Комиссии при Азиатском Департаменте МИД, Обществу были переданы её функции, капиталы и имущество, в том числе Русские подворья в Иерусалиме и другую недвижимость на Святой Земле. Тем же указом Обществу было присвоено почётное именование Императорского .
В 1889 году Елизаветинское, Мариинское подворья и Русская больница передаются в ведение Императорскому Православному Палестинскому Обществу, которое вскоре в рамках программы улучшения быта паломников, прибывающих в Иерусалим, строит водяную канализацию в Иерусалиме — первую в истории города. Также в рамках расширения числа паломников в 1889 году рядом с Русским подворьем усилиями Императорского Православного Палестинского Общества строится Новое (Сергиевское) подворье , в 1891 году в ведение Общества передаётся Вениаминовское подворье в Иерусалиме , в 1896 году освящается построенное Обществом Александровское подворье рядом с храмом Гроба Господня в старом городе Иерусалима, в 1905 году освящено построенное Обществом здание Николаевского подворья в Иерусалиме, также в 1904 году в Назарете было построено паломническое подворье , названное в честь первого председателя ИППО Сергиевским, в 1916 году был построен паломнический комплекс с храмом Святителя Николая в городе Бари (Италия) . Отделения Общества, содействующие паломничеству, работали в 52 городах Российской Империи .
Паломники прибывали обычно из Одессы в порт Яффо и оттуда, сопровождаемые кавасами ИППО, шли в Иерусалим. С 1895 года паломники имели возможность воспользоваться железнодорожным сообщением между Иерусалимом и Яффой. На русских постройках Общества в Иерусалиме паломники имели возможность сдать багаж в кладовые подворий и сдать на хранение, загранпаспорт, билеты и ценные вещи под расписку Конторы управления подворьями ИППО .
В народной трапезной Сергиевского подворья паломники могли получить бесплатный обед. Также паломники могли воспользоваться услугами лавки с продуктами, книжной и иконной лавками и посетить баню на Сергиевском подворье. По вечерам для паломников проводились Палестинские чтения, рассказывающие об истории Ветхого завета и святынь, посещаемых паломниками в ходе паломнических маршрутов .
Для путешествия паломников формировались паломнические караваны, которым выделялись проводники Общества и охрана. В ходе составляемых усилиями Общества маршрутов паломники посещали святыни Иерусалима , Вифлеема , Хеврона , Иудейской пустыни , совершали омовение в священных водах реки Иордан , посещали святыни Галилеи .
В праздник Пасхи во дворе Сергиевского подворья усилиями Общества в Иерусалиме устраивались Пасхальные разговения .
Паломничество значительно сокращается в связи с начавшейся в 1914 году Первой мировой войной, а затем революцией в России 1917 года. В период с 1917 по 1991 год лишь редкие группы и официальные делегации имели возможность посетить Святую землю. Активизация паломничества и посещение делегациями ИППО Святой земли становится возможным после распада СССР в 1991 году. С ноября 2009 года усилиями Иерусалимского отделения ИППО на Сергиевском подворье, возвращённом России, возрождена традиция Палестинских чтений для русских православных паломников, прибывающих в Святую Землю, которые названы Сергиевскими чтениями . С 24 апреля 2011 года Иерусалимское отделение ИППО возродило дореволюционную традицию Пасхальных разговений на Сергиевском подворье в Иерусалиме . С 2013 года Сергиевский чтения для русских православных паломников и разных уголков Русского Зарубежья стали проводиться также в Российском музейно-парковом комплексе в Иерихоне .
Научная деятельность ИППО была заложена в Уставе Общества, который гласил: «собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о Святых местах Востока», для этого Обществом было с первого года своего основания создано отдельное научное отделение .
С первого года своего существования Общество начинает заниматься научной деятельностью и прежде всего в Святой Земле и странах Средиземноморья .
Несмотря на скудность своих материальных средств, Общество тотчас же приступает к изданию научных трудов по палестиноведению и обнародованию памятников древнерусской, а потом и византийской паломнической письменности. В силу этого Общество на первых же порах старается привлечь в состав своего Совета солидные научные силы: профессоров В. Г. Васильевского , И. Е. Троицкого , а через них построить отношения с другими учёными и научными авторитетами. В различных изданиях Общества также приняли живое участие М. А. Веневетинов , доктор А. В. Елисеев, архимандриты Леонид (Кавелин) и Антонин (Капустин) , профессор А. А. Олесницкий , Г. С. Дестунис, А. А. Цагарели , Л. В. Стоянович, К. Д. Петкович, профессор И. В. Помяловский, профессор Н. И. Ивановский , академик Н. Я. Марр , С. О. Долгов, академик В. В. Латышев , профессор Н. Ф. Каптерев , профессор Н. А. Медников , А. И. Пападопуло-Керамевс , П. А. Сырку, Х. М. Лопарев, П. В. Безобразов .
В дореволюционный период с 1882 по 1917 гг. были достигнуты значимые и ощутимые результаты в издательской деятельности Общества. Прежде всего было издано 63 тома Палестинского сборника — постоянного научного временника Императорского Православного Палестинского Общества. Также были изданы: 10 томов Аналект и Каталога Иерусалимских рукописей А. И. Пападопула-Керамевса, 4 части Странствования Василия Григоровича , 7 томов Книга бытия еп. Порфирия , Bibliotheca geografia Palaestina , Палестина и Синай (библиография) В. Н. Хитрово. Также Обществом с 1891 года издавались Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества и многочисленные отчёты о деятельности Общества . Кроме этого, Общество издавало народные научно-популярные издания в виде чтений о Святой Земле . Для этого Обществом были привлечены ряд авторов: протоиерей В. И. Михайловский, протоиерей Н. А. Елеонский , протоиерей В. С. Соловьёв, протоиерей П.Смирнов, протоиерей Н. Н. Трипольский, Д. С. Дмитревский, А. И. Левочский, И. В. Малиновский, А. Н. Пыпин, В. Н. Хитрово , И. А. Виноградов, М. И. Осипов, И. В. Викторовский и др. .
В 1882 году на Святую Землю и Синайский полуостров был отправлен профессор А. А. Цагарели , который по итогам своего путешествия пишет работу «Сведения о памятниках грузинской письменности в Святой Земле и на Синае» .
Первым самостоятельным научным проектом Общества была организация археологических раскопок на Русском месте в старом городе Иерусалима под руководством начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) и иерусалимского архитектора Конрада Шика, недалеко от храма Гроба Господня . Результатом раскопок стало открытие 10 июня 1883 года Порога Судных Врат , через которые, по преданию, Христос шёл на Голгофу .
В 1886 году произведены научные исследования исторического места храма Соломона на Храмовой горе усилиями профессора Киевской духовной академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии А. А. Олесницкого , по итогам которых был издан его монументальный труд под названием Ветхозаветный храм в Иерусалиме . Известны также его главные работы, посвящённые древней Палестине : Святая Земля , Иерусалим и его древние памятники , Другие важнейшие места Святой Земли , Судьбы древних памятников Святой Земли т.д. Он переводчик с еврейского книг Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила .
В том же 1886 году членом ИППО доктором А. В. Елисеевым было совершено исследование древнего пути в Святую Землю через Кавказ и Малую Азию. По итогам поездки А. В. Елисеев читает доклад в заседании собрания Православного Палестинского Общества в 1887 году .
Также в 1886 году на Ближний Восток отправляется приват-доцент профессор-византинист П. В. Безобразов , который исследует патриаршую библиотеку на подворье Иерусалимского патриархата в Константинополе . Целью его командировки от ИППО был поиск византийских рукописей в библиотеках Константинополя и на островах греческого Архипелага, освещавших прошлое Палестины, византийские паломничества на Святую Землю. В нескольких выпусках Православного Палестинского сборника начала XX века опубликованы его статьи по истории Иерусалимской патриархии, о Святых местах Палестины, в том числе и совместные статьи с известным исследователем греческих рукописей А. И. Пападополо-Керамевсом .
В 1887 году на Синае началась работа профессора церковной археологии и литургии Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского . В 1887—1888 годов А. А. Дмитриевский работал четыре месяца в библиотеке монастыря св. великомученицы Екатерины на Синайском полуострове , где работает с рукописями и оставляет описание более 500 икон. В 1889, 1891 и 1893 гг. он снова посещает Синайский полуостров, Иерусалим, работает на Афоне , в Константинополе , в Афинах , побывав в 1898 году последний раз в главных и значимых книгохранилищах Ближнего Востока . Дмитриевский затем публикует свои исследования в Путешествии по Востоку и его научные результаты/ отчёт о заграничной командировке 1877—1888, а также в Научном описании рукописей Синайского монастыря. 1912 г. Также выходит его трёхтомник: Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока , 1895—1917. Типика , Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские Типиконы . Киев. 1895 г., Евхологии . Киев, 1901 г., Типика . Пг. 1911. Накопленное им наследие составило более 953 разных по объёму единиц хранения, которые составляют на сегодняшний день фонд Дмитриевского в национальной библиотеке .
В 1891 году совместная экспедиция в составе профессоров: Н. П. Кондакова , А. А. Олесницкого и Я. И. Смирнова осуществили научные исследования христианских древностей в Хауране, Аджлуне и в Заиорданье . По итогам экспедиции выходит в свет научный труд Н. П. Кондакова под названием Сирия и Палестина , который включил в себя 1000 фотоснимков, свыше 50 акварелей и 20 планов .
В 1898 году путешествие в Сирию и Иерусалим совершает директор Русского археологического института в Константинополе профессор Ф. И. Успенский , исследовавший археологические памятники Сирии .
В том же 1898 году художник Н. Л. Клюге, останавливавшийся на Сергиевском подворье в Иерусалиме, прибыл в Святую Землю для воспроизведения в акварельных рисунках мозаичной карты Медвы (Мадебы) в Заиорданье , только что открытой в полу греческой православной церкви в Мадебе .
В 1900 году Общество посылает в Иерусалим профессора В. Н. Мышцына для исследования и последующего описания рукописей и музея начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Почётного члена ИППО — архимандрита Антонина (Капустина) . Труды, составленные В. Н. Мышцыным, хранятся в Российском государственном историческом архиве и в собрании Святейшего Синода в Санкт-Петербурге.
В 1902 году Императорское Православное Палестинское Общество совместно с восточным отделением Российского археологического Общества организовывает и финансирует научную экспедицию на Синай по исследованию грузинских рукописей, которую возглавляет известный филолог, востоковед, историк, этнолог и археолог Н. Я. Марр . В состав экспедиции вошли также И.А Джавахов и знаменитый впоследствии византинист А. А. Васильев .
Работу Н. Я. Марра с коллегами по изучению Синайских рукописей продолжил В. Н. Бенешевич , изучавший греческий и славянские рукописи во многих крупных европейских библиотеках и в том числе в Константинополе , Афоне и Каире . Он также посещает Синайский монастырь св. великомученицы Екатерины — в 1907, 1908 и 1911 годах и открывает ещё 200 греческих рукописей, упомянутых в исследованиях архимандрита Антонина (Капустина) и осуществляет более 6 тысяч фотоснимков рукописей .
Весьма значимый вклад в изучение святынь Ближнего Востока привнёс выпускник факультета восточных языков Петербургского университета, ученик академика В. Р. Розена — И. Ю. Крачковский . В 1908—1910 годах он совершает командировку в страны Ближнего Востока, где посещает Сирию , Ливан , Египет и Палестину в поисках древних рукописей. В Палестине он посещает монастырь св. Саввы Освященного, в Сирии исследует рукописный фонд библиотеки Антиохийского патриархата в Дамаске. В 1913 году 44 рукописи этого собрания оказались в Петербурге и были переданы им в Азиатский музей , а в 1971—1974 гг. восемьдесят мусульманских рукописей были переданы его супругой В. А. Крачковской в Российскую национальную библиотеку (РНБ) . И. Ю. Крачковский принимал активное участие в научной деятельности ИППО и был членом комиссии по преподаванию русского, арабского и западноевропейских языков в школах Общества в Сирии , Палестине и Ливане . Трудился на поприще Общества и в советский период .
После начала Первой мировой войны турецкие власти в декабре 1914 года реквизировали имущество ИППО, закрыли храмы и выслали членов Общества и духовенство из Иерусалима. В помещениях, приютах и монастырях разместились турецкие солдаты. Сообщение с Россией было прервано.
18 марта 1917 года , после Февральской революции , Совет Общества принял решение именоваться Православным Палестинским обществом (ППО) . 26 марта 1917 подала в отставку великая княгиня Елизавета Фёдоровна , возглавлявшая Общество после гибели мужа, великого князя Сергея Александровича († 1905 ), и 6 апреля её отставка была принята.
9 апреля 1917 на общем собрании председателем Общества был избран князь А. А. Ширинский-Шихматов .
После Октябрьской революции , в 1918 году , та часть Общества, которая осталась в России, была преобразована в Российское Палестинское Общество (РПО) при академии наук и возглавляется старейшим членом Общества В. В. Латышевым . Зарубежная часть ППО продолжила самостоятельную деятельность. Таким образом Общество оказалось вынужденно разделённым на две независимые организации.
В связи с началом Первой мировой войны в 1914 году, а затем с революцией в России 1917 года , научная деятельность ИППО понесла значительный урон, который выразился как в отсутствии материальной базы для проведения исследований, так и в нанесении советской властью ущерба самой инфраструктуре Общества. Тем не менее, деятельность Общества продолжалась и в советский период. С 1918 по 1921 годы организацию возглавлял академик В. В. Латышев, которому удалось сохранить в Обществе «костяк» московских и ленинградских профессоров, трудившихся в учреждениях Академии наук . В 1920-е годы в число членов Палестинского общества входили академики: В. В. Бартольд , Н. И. Вавилов , В. И. Вернадский , С. А. Жебелёв , П. К. Коковцов , Н. П. Лихачёв , А. В. Никитский , С. Ф. Ольденбург , А. И. Соболевский , Б. А. Тураев , А. Е. Ферсман , А. А. Шахматов , а также профессора: Д. В. Айналов , И. Д. Андреев, В. Н. Бенешевич , А. И. Бриллиантов , А. А. Васильев , В. М. Верюжский, И. А. Карабинов, М. Д. Присёлков , Б. В. Титлинов , И. Г. Троицкий, В. В. и М. В. Фармаковские , И. Г. Франк-Каменецкий, В. К. Шилейко . Последний номер Православного Палестинского сборника вышел в 1918 году. Однако в 1926 году при содействии академика Ф. И. Успенского (председатель Общества с 1921 по 1928 год) удалось издать единственный за советский период журнал Сообщения Палестинского Общества . К 1930-м годам в Советской России остались известные деятели ИППО: академики И. Ю. Крачковский , Н. Я. Марр , И. И. Мещанинов и В. В. Струве ; профессора А. А. Дмитриевский и И. И. Соколов . В 1928—1934 годах председателем Общества был Н. Я. Марр. После его смерти руководство Общества в течение семнадцати лет представлял И. Ю. Крачковский. Это был последний член Общества дореволюционного состава . В 1942 году он руководил Институтом востоковедения .
Новый импульс развития Общество получило в 1951 году, когда его возглавил член-корреспондент АН СССР, профессор С. П. Толстов . Он собрал вокруг себя ряд талантливых учёных. В 1950 году в Палестинское общество пришёл известный церковный деятель митрополит Николай Ярушевич . С 1954 года возобновились публикации Палестинского сборника — основного печатного сборника Общества. Палестинское общество продолжало работать в отделении в Ленинграде и в двух различных секциях в Москве. Одна из них называлась Литературные связи Востока и Запада . Этой секцией до 1988 года руководила Л. П. Жуковская — профессор, известный историк русского языка, исследователь древнейших славянских и древнерусских текстов, изучившая около 500 рукописных Евангелий, начиная с самых первых — Реймсского , Остромирова , Мстиславова и до XVI века. В 1988 году секцию возглавил известный историк Н. Н. Лисовой . В секции состояли историки, филологи, византинисты, которые занимались, в частности, русско-палестинскими связями и русским наследием на Ближнем Востоке . Вторая секция, где обсуждались вопросы политики и экономики стран Ближнего Востока, называлась Современные проблемы Палестины . Там также работали многие уважаемые учёные: историки, правоведы и экономисты.
Палестинское Общество в этот период возглавляли председатели: С. П. Толстов (1951—1970), академик А. А. Губер (1970—1971), академик С. Л. Тихвинский (1971—1978), член-корреспондент АН СССР З. В. Удальцова (1978—1982), член-корреспондент РАН В. Г. Солодовников (1982—1985), член-корреспондент РАН А. П. Новосельцев (1985—1988), профессор Р. Т. Ахрамович (1988—1989), профессор О. Г. Пересыпкин (1989—2001) .
Осенью 1918 года председатель Общества князь А. А. Ширинский-Шихматов эмигрировал в Германию , где возглавил Совет ППО в эмиграции.
С 1918 года оказавшиеся за границей члены Общества — ППО — продолжили деятельность, насколько позволяла политическая ситуация того времени, тем не менее в результате их деятельности было продано значительное количество земельных участков ИППО и РДМ, находящихся как на территории Израиля, так и на территории Палестинской национальной администрации. ППО разделилось на три независимые секции: Американская, Европейская и в Святой Земле. Из состава секции «Святой Земли», порвав связь с ППО в 1986 году, вышли семь человек во главе с Антонием Граббе , ушедшим в церковный раскол, с 2004 года эту группу лиц возглавил последователь Антония — Н. А. Гофман . Эта группа лиц называет себя по-разному, в том числе «ППО в Святой Земле» , «Императорское православное палестинское общество» , но официально зарегистрирована в Мюнхене под именем « Russian Orthodox Society Holy Land — Русское православное общество Святой Земли » и имеет те же реквизиты, что и фонд композитора А. К. Глазунова , которым также руководит Гофман, присвоивший себе фамилию Воронцов.
С 2000 года существует Совет ППО в Святой Земле, который состоит из священнослужителей и монашествующих Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ) РПЦЗ , и его возглавляет митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) . Между Советом ППО в Святой Земле и ИППО подписан . В настоящее время Совет ППО в Святой Земле и Императорское православное палестинское общество (ИППО) не признают группу лиц, называющих себя « Русское православное общество Святой Земли » и занимающих Александровское подворье ИППО в Иерусалиме .
С 1917 года начинается период британского колониального управления над Палестиной. С 11 декабря 1917 года войска английского генерала Э. Аленби занимают Иерусалим. С 1917 по 1919 годы надзор над русскими постройками в Иерусалиме осуществлял сотрудник и член Общества и. о. Управляющего подворьями К. Н. Петропуло. Вопреки постановлению Совета Общества, Петропуло пускает на русские постройки турецких офицеров и солдат, а затем после прихода британских властей он позволяет использовать подворья ИППО британскими колониальными властями . Эти действия вопреки инструкции Совета ИППО привели впоследствии к тому, что большая часть русских построек была занята британскими властями.
В 1919 г. в Иерусалим прибывает Николай Романович Селезнёв, служивший до I мировой войны помощником управляющего подворьями ИППО в Иерусалиме, который, насколько мог, пытался всеми силами выправить ситуацию, создавшуюся в результате безответственных действий К. Н. Петропуло. Заручившись поддержкой Верховного правителя России адмирала А. В. Колчака , главнокомандующего А. И. Деникина и члена Совета ИППО А. А. Нератова , Н. Р. Селезнёв прибыл вступить в должность управляющим подворьями ИППО в Иерусалиме и признаётся в качестве Управляющего подворьями ИППО британскими властями. Он в плачевном состоянии принимает разграбленные турками русские подворья в Иерусалиме и частично занятые английскими колониальными войсками .
В 1923 году он совершает поездку в Европу, чтобы заручиться поддержкой находящейся там русской эмиграции, встретившись там с князем А. А. Ширинским-Шихматовым, юристами, лицами, имеющими выход на внешнеполитические ведомства Великобритании и Франции, влиятельными церковными деятелями. Членами Управления подворьями в этот период также являлись также: В. К. Антипов, А. Г. Кезма , М. Н. Трапезникова, Я. Н. Фарадж, И. И. Спасский, Е. М. Алексеева. Н. Р. Селезнёв до самой смерти 26 мая 1925 года старался, насколько это было возможным, сохранить русские постройки ИППО, поддерживая Русскую Духовную Миссию , находящуюся на тот момент в тяжёлом финансовом положении, тем не менее большая часть русских построек была занята администрацией британских колониальных властей .
В 1922 году в Палестине начал действовать британский мандат . Английская администрация признаёт существование Общества и становится опекуном ППО и Русской духовной миссии . В январе 1925 года она назначает капитана Каста администратором, который уведомил представителей ППО, что британцы признают фактическое существование Общества, находящегося в Берлине, и Управление Подворьями, имеющих постоянное пребывание в Иерусалиме . Одновременно с этим колониальные власти начинают принудительно арендовать имущество ППО и Миссии. С этого периода русское имущество находилось до окончания британского мандата в 1948 году под пристальным наблюдением администратора русских имуществ английского офицера капитана Г. А. Каста .
При этом Советское правительство не оставляет попыток завладеть имуществом ППО и Миссии в Палестине и Сирии. Английскому и французскому правительству посылаются соответствующие ноты , а полпред Раковский в 1925 году ведёт в Лондоне переговоры, но не достигает успеха.
Начиная с 1925 года, подворьями ИППО в Иерусалиме и земельными участками по всей Палестине управлял бывший императорский консул в Персии В. К. Антипов . В 1948 году, в преддверии ухода британских властей из Палестины, В. К. Антипов переезжает из Сергиевского подворья Иерусалима в Александровское подворье в старом городе. В западном Иерусалиме на Сергиевском подворье, оказавшемся вскоре во власти новообразованного государства Израиль, управляющим остаётся полковник императорской армии В. А. Самарский, который управляет подворьем с 1948 по 1951 гг.
14 мая 1948 года было провозглашено государство Израиль и сразу началась Первая арабо-израильская война . СССР одним из первых установил с Израилем дипломатические отношения. 20 мая был назначен уполномоченный по делам русского имущества на территории Израиля И. Л. Рабинович. Правительство Израиля признало собственностью СССР все здания и земли ППО и РДМ на территории, завоёванной Израилем в ходе войны. В ведении ППО на Святой Земле остались только те строения и земли, которые находились в Старом городе , Восточном Иерусалиме и на Западном берегу реки Иордан , то есть на территориях, присоединённых после арабо-израильской войны (1947—1949) к Иордании. Управляющим подворьями ППО в Иерусалиме до 1951 года остался полковник В. А. Самарский, проживавший на Сергиевском подворье . В том же 1951 году в Иерусалим прибыл уполномоченный представитель Российского палестинского общества М. П. Калугин, сотрудники которого разместились в восточном корпусе Сергиевского подворья в Иерусалиме и пребывали там вплоть до начала Шестидневной войны в 1967 году . На Александровском подворье в старом городе Иерусалима управляющим ППО до 1959 года являлся В. К. Антипов. В 1969 году управляющим Александровского подворья стал генерал Михаил Хрипунов , сохранявший свой пост до 1983 года . 3 ноября 2005 года было учреждено Иерусалимское отделение ИППО. С декабря 2008 года, как и в дореволюционные времена, в Иерусалиме стал действовать уполномоченный представитель ИППО, обязанности которого исполнял Павел Платонов (с 2008 по 2015 год). С 25 декабря 2015 года ИППО на территории Израиля представляет директор Императорского православного палестинского общества в государстве Израиль Игорь Ашурбейли . С февраля 2009 года штаб-квартира Иерусалимского отделения ИППО располагается на Сергиевском подворье в Иерусалиме .
В 1967 году после Шестидневной войны весь Иерусалим и Западный берег реки Иордан перешли под контроль Государства Израиль. Совет ППО принял решение о временном попечении общества Архиерейским синодом РПЦЗ , что и реализуется Указом последнего от 24 марта 1969 года . Кроме того, в апреле 1970 года структура ППО была реорганизована и возникли три независимые секции: американская, европейская и в Святой Земле .
С 1986 года архимандрит Антоний (Граббе), согласно указу Архиерейского синода от 4 сентября 1986 года, лишён сана «за безответственную растрату церковных средств, отсутствие отчётности в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, нарушения законов об управлении чужим имуществом и соблазнительный образ жизни в нравственном отношении» . С этого момента от «секции Святой Земли» РПЦЗ отделился Антоний Граббе, который ушёл в церковный раскол , теряя таким образом связь с ППО и его секцией в Святой Земле . Следующие председатели самозванной организации, занимающей Александровское подворье , уже не имеющей отношения к зарубежной секции «Святой Земли» и ППО, самовыдвигаются соответственно в:
В настоящее время отделившаяся от секции Святой Земли группа лиц из 8 человек c официальным названием, согласно юридической регистрации в городе Мюнхен (Германия), « Русское православное общество Святой Земли », находится вне какой-либо церковной юрисдикции. Эта группа лиц занимает Александровское подворье , находящееся рядом с храмом Гроба Господня . Подворье расположено в Старом городе Иерусалима и включает в себя Порог Судных Врат , домовую церковь святого Александра Невского , археологические раскопки и другие достопримечательности. Археологические исследования на этом участке начаты в 1882 , а строительство подворья в 1887 .
В 2000-х годах на Александровском подворье началась реконструкция.
11 июня 2015 года премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому Управление делами президента Российской Федерации должно провести необходимые юридические процедуры по оформлению прав России на Александровское подворье и церковь Александра Невского в Иерусалиме .
В 1934—1951 годах председатель не избирался, руководство РПО представлял заместитель председателя академик Игнатий Юлианович Крачковский (1883—1951).
Председатель ИППО:
Председатель Комитета Почётных членов ИППО:
Заместители председателя ИППО:
ИППО насчитывает 55 и 4 представительства в России и за границей. В России отделения открыты в таких городах, как Москва (председатель — Сергей Байдаков ), Белгород , Владимир , Нижний Новгород , Орёл , Пермь , Ростов-на-Дону , Санкт-Петербург , Тверь , Воронеж , Кострома , Великий Новгород и др. В Святой Земле отделения работают в Иерусалиме (председатель — Павел Платонов ), Вифлееме (председатель — Дауд Матар). Кроме того, созданы отделения на Кипре , в Болгарии и в Узбекистане . Отделения в Иерусалиме, Вифлееме и на Кипре имеют юридическую регистрацию на территориях государства Израиль , Палестинской национальной администрации и Республики Кипр .
ИППО издаёт печатный научный сборник — «Православный палестинский сборник» , а также выпускает другие печатные издания, которые могут осуществляться Обществом в сотрудничестве с российскими и зарубежными научными и общественно-культурными учреждениями и организациями.
Иерусалимское отделение ИППО имеет в Иерусалиме свой печатный научный сборник — «Иерусалимский вестник ИППО» .
ИППО имеет свою библиотеку в официальном центре на улице Забелина в Москве (дом 3, строение 2) и комплектует фонд редких книг, рукописей, географических карт.
1 ноября 2013 года в Центре ИППО в Москве открыт музей, посвящённый генерал-губернатору Москвы, первому председателю ИППО великому князю Сергею Александровичу и истории ИППО. Музей создан по инициативе Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» в рамках программы мэрии города Москвы «На службе Москве и Отечеству. Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна».
Экспозиция охватывает период от основания общества до настоящего времени, рассказывает в исторической ретроспективе о его основных задачах, строительных объектах в Иерусалиме и других городах, а также деятельности местных отделений по всей стране. Представлены уникальные документы, фотографии, книги, паломнические реликвии, а также материалы Архива внешней политики Российской империи МИД РФ, фрагменты архива и библиотеки ИППО, сохранившиеся в Москве и на Сергиевском подворье в Иерусалиме. В основу изобразительного ряда легли материалы фототеки Палестинского общества, хранящейся в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, а также личных собраний членов общества.
Экспозиция включает четыре зала.
Первый зал — «Создание и становление ИППО» — рассказывает об учреждении общества, его первых августейших председателях великом князе Сергее Александровиче и великой княгине Елизавете Фёдоровне . Отдельные комплексы посвящены видным деятелям общества: В. Н. Хитрово , М. П. Степанову, А. А. Дмитриевскому, а также важнейшим научным и просветительно-гуманитарным проектам. В экспозиции впервые можно увидеть документы и фотографии, относящиеся к археологическим раскопкам на Русском месте близ Храма Гроба Господня (1883) в Иерусалиме; материалы научных экспедиций Н. П. Кондакова по Сирии и Заиорданью (1891), путешествия Ф. И. Успенского в Пальмиру и Баальбек (1898), командировки А. А. Цагарели на Синай , Афон и в Иерусалим для изучения грузинских древностей (1882), А. В. Елисеева — для исследования древнего пути в Святую Землю через Кавказ и Малую Азию (1886). Отдельные витрины посвящены школьной деятельности общества (в 1909 году в 24 учебных заведениях Палестины обучались 1576 детей, в 77 школах Сирии и Ливана — 9974 ученика), а также его медицинским учреждениям (больнице и амбулаториям).
Второй зал под названием «Расцвет Русской Палестины» представляет основные архитектурно-строительные объекты ИППО конца XIX — начала XX веков и их создателей: архимандрита Антонина (Капустина) , Д. Д. Смышляева, архитекторов Д. И. Гримма, А. Е. Элкина, Г. Франгья. Выдающимися памятниками русской архитектуры стали построенные в Иерусалиме Палестинским обществом храмы Святой Марии Магдалины на склоне Елеона и Святого Александра Невского близ храма Воскресения Христова. Специально для музея специалистами ООО «Макет» был выполнен макет Сергиевского подворья ИППО в Иерусалиме, возвращённого в российскую собственность в декабре 2008 года и торжественно открытого после реставрации в 2017 году.
Мир российского богомольца раскрывает коллекция паломнических реликвий.
«Терновый венец Русской Палестины» — так называется экспозиция третьего зала, речь в котором идёт о судьбах общества и его наследия в XX веке. Экспозиция зала открывается материалами последнего строительного проекта общества в XX веке — Барградского подворья. Впервые экспонируется макет храма Святителя Николая Чудотворца и подворья ИППО в Бари (Италия), созданный в 1913 году по рисунку русского зодчего Алексея Щусева и специально доставленный из Италии к открытию музея. Макет был сделан по заказу Барградского комитета ИППО и несколько недель находился у великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Марфо-Мариинской обители . В экспозиции можно увидеть также материалы заседаний совета, заявления о вступлении в члены общества видных учёных и церковных иерархов, программы научных конференций. Впервые представлено соглашение 1964 года о продаже правительством Никиты Хрущёва большей части недвижимости ИППО в Палестине израильским властям.
Экспозиция завершается материалами четвёртого зала, названного «Век XXI: время собирать камни». Он посвящён недавним и текущим проектам ИППО. Общество тесно сотрудничает с государственными организациями по восстановлению прав на русские объекты и участки на Святой Земле.