Анкинович, Леонид Леонович
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Арме́н Лео́нович Тахтаджя́н ( арм. Արմեն Լևոնի Թախտաջյան , 10 июня 1910 , Шуша — 13 ноября 2009 , Санкт-Петербург ) — российский , советский , армянский ботаник , биолог-эволюционист; доктор биологических наук , академик АН СССР (1972), член Бюро Отделения общей биологии РАН. Специалист в области систематики растений и теории эволюции, создатель новой филогенетической системы классификации высших растений и новой системы ботанико-географического районирования нашей планеты, получивших всемирное научное признание. Президент Отделения ботаники Международного союза биологических наук . Герой Социалистического Труда (1990).
Автор более двадцати монографий и более трёхсот научных статей, посвящённых систематике растений, происхождению цветковых растений , эволюционной морфологии растений , палеоботанике , флористическому районированию .
Армен Тахтаджян родился 10 июня (по старому стилю — 28 мая) 1910 года в городе Шуша ( Нагорный Карабах ) в семье потомственных армянских интеллигентов.
Дед, Меликсан Петрович Тахтаджян, родился в Трапезунде (сейчас — Трабзон , Турция ), образование получил в Италии , в Академии мхитаристов , знал несколько восточных и европейских языков, работал журналистом; умер в 1930-х годах в Париже .
Отец, Леон Меликсанович Тахтаджян ( 1884 — 1950 ), уроженец Батуми , был по образованию агрономом , выпускником ; окончив институт в 1906 году , он более двух лет стажировался на фермах Франции , Швейцарии и Великобритании , а также дополнительно изучал овцеводство . Он владел немецким , французским , английским , русским , грузинским и азербайджанским языками . В 1908 году Леон Меликсанович в поисках работы приехал в Шушу, которая считалась в то время центром овцеводства в Закавказье , но, не найдя работу по специальности, до 1915 года преподавал немецкий язык в реальном училище и в армянской семинарии . Мать Армена Тахтаджяна, в девичестве Газарбекян Герселия Сергеевна ( 1887 — 1974 ), была уроженкой Шуши; она была связана родством с одной из ветвей знаменитой фамилии Лазаревых (Лазарян) .
Его родители поженились в 1909 году . В семье было трое детей: Армен и его младшие сестры — Нелли (1914—1994) и Нора (1918—1965).
В 1918 году семья, спасаясь от погромов , была вынуждена покинуть Шушу и переселиться на север Армении .
С детства Армен проявлял большой интерес к естествознанию, этому способствовало и то, что отец с сыном много путешествовали и охотились .
Армен Тахтаджян учился в Тифлисе в Единой трудовой школе № 42 (бывшем Манташевском коммерческом училище). Наибольшее влияние на него оказал преподаватель естествознания ( 1896 — 1962 ), который также преподавал в Тифлисском университете , был специалистом по культурным растениям и , автором ботанического словаря названий растений на грузинском , русском и латинском языках . Макаев брал Армена Тахтаджяна на экскурсии и учил определять растения по книге Сосновского и Гроссгейма «Определитель растений окрестности Тифлиса». По воспоминаниям самого Армена Леоновича, в четырнадцать лет он делал это уже легко .
Закончив в 1928 году среднюю школу, он приехал в Ленинград , где стал вольнослушателем биологического факультета Ленинградского университета и прослушал курс лекций Владимира Леонтьевича Комарова (1869—1945) по морфологии растений . С 1929 по 1931 год Тахтаджян учился на биологическом факультете Эриваньского университета (сейчас — Ереванский государственный университет ), а в 1931 году вернулся в Тифлис, где поступил во (ВИСК). Курс ботаники в институте читал Дмитрий Иванович Сосновский (1885—1952) — именно по его книге Тахтаджян учился определять растения в школьные годы. Сосновский был выдающимся систематиком, флористом , географом , знатоком флоры Кавказа; под его руководством Тахтаджян выполнил свои первые научные работы по систематике высших растений и по растительности .
В 1932 году, после окончания института, он работал лаборантом в Сухуми , в Сухумском субтропическом отделении Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур (сейчас — Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова ) .
В том же 1932 году Тахтаджян переехал в Эривань (с 1936 года — Ереван ), получив приглашение занять должность научного сотрудника в . В начале своей научной деятельности Тахтаджян занимался частными проблемами флористики и систематики , с увлечением изучая растительный мир Армении и Закавказья в целом . Под руководством Софии Георгиевны Тамамшян (1901—1981), которая, как и Армен Леонович, была ученицей Д. И. Сосновского, он занимался сбором растений для гербария, много путешествовал по региону. Он вспоминал: «Мы с моим осликом обошли почти все уголки Армении. Я собирал растения для гербария, а мой ослик вёз на себе гербарные сетки». В эти годы Тахтаджян неоднократно приезжал в Ленинград, где работал в гербарии и библиотеке Ботанического института . В 1934 году была напечатана его первая статья — «К экологии Ceratocarpus arenarius L. » (в журнале « ») .
С 1935 года Тахтаджян работал в должности старшего научного сотрудника в Гербарии . Летом 1935 года он познакомился с Николаем Ивановичем Вавиловым (1887—1943) — для экспедиции по долине реки Аракс Сосновский порекомендовал Вавилову Тахтаджяна в качестве гида. В 1936 году Тахтаджян начал читать курс лекций по систематике и географии растений в Ереванском университете, при этом он ввёл в преподавание курс лекций по растительности Армении. На тему растительности Армении («Ксерофильная растительность скелетных гор Армении») была и кандидатская диссертация , которую Тахтаджян готовил в этот период; защита состоялась в январе 1938 года в Ленинграде. Первая книга Тахтаджяна, «Ботанико-географический очерк Армении» (опубликована в 1941 году), также была посвящена этой теме .
В 1941 году Тахтаджян был призван в армию, но в первые же месяцы службы заболел тропической малярией в тяжёлой форме. После демобилизации по состоянию здоровья он вернулся в Ереван. В 1943 году он защитил докторскую диссертацию «Эволюция плацентации и филогения высших растений» и стал профессором Ереванского университета . В 1944 году, в связи с созданием Академии наук Армянской ССР , из состава Ереванского ботанического сада был выделен — и Тахтаджян по инициативе академика В. Л. Комарова был назначен директором нового института. В 1946 году при непосредственном участии Тахтаджяна было организовано Армянское географическое общество — и Армен Леонович стал его первым президентом (до 1948 года) .
В августе 1948 года прошла сессия ВАСХНИЛ , после которой Тахтаджян был обвинён в « менделизме» и «вейсманизме » и уволен со всех постов .
С ноября 1949 года Тахтаджян занимал должность профессора кафедры морфологии и систематики растений биолого-почвенного факультета Ленинградского университета , а с 1951 по 1954 год был деканом этого факультета. Он продолжал читать лекции в университете до 1961 года . С 1954 года Тахтаджян — сотрудник Ботанического института Академии Наук СССР , заведующий отделом (с 1960 года — лабораторией) палеоботаники, а с 1963 года — руководитель отдела высших растений .
Тахтаджян принимал активное участие в работе XI Международного ботанического конгресса , прошедшего в американском Сиэтле в августе 1969 года, был награждён на нём медалью Medal of the XI International Botanical Congress, Seattle, USA . На конгрессе было одобрено предложение советской делегации провести следующий конгресс в Ленинграде. Реализацией этого решения занимался Тахтаджян, в 1970 году он возглавил Оргкомитет конгресса и в течение пяти лет занимался координацией той огромной работы, которая была связана с подготовкой этого мероприятия .
Очень важным для Тахтаджяна был 1971 год — в этом году он участвовал в тихоокеанской морской экспедиции на борту корабля « ». Тахтаджян, как и многие другие ботаники, считал, что именно Тихоокеанский бассейн являлся родиной цветковых растений , и именно здесь можно найти многие «недостающие звенья» в филогенетических цепях цветковых. Во время этой экспедиции Тахтаджяну удалось побывать и собрать ботанические материалы на Фиджи , Самоа , в Сингапуре , Новой Гвинее , Новой Каледонии , Новой Зеландии , Австралии . Ему удалось побывать и на острове Лорд-Хау , практически вся флора которого носит реликтовый характер, а процент эндемиков чрезвычайно высок. На Фиджи Тахтаджян лично исследовал одну из «ботанических сенсаций XX века » — дегенерию фиджийскую ( degeneria vitiensis ), являющуюся одним из наиболее примитивных современных цветковых растений .
В 1975 году в Ленинграде состоялся XII Международный ботанический конгресс, на котором собралось более пяти тысяч участников со всего мира. В качестве президента конгресса Тахтаджян выступил с программной речью «Ботаника в современном мире». На конгрессе он был избран президентом Отделения ботаники Международного союза биологических наук , а также президентом Международной ассоциации по таксономии растений .
Ещё одним направлением деятельности Тахтаджяна с начала восьмидесятых до начала девяностых было участие в подготовке многотомного энциклопедического издания « Жизнь растений » (1974—1982). Под его редакцией были выпущены пятый (в двух книгах) и шестой тома энциклопедической серии «Жизнь растений» (1980—1982), посвящённые цветковым растениям .
Последней работой Тахтаджяна стала подготовка нового издания его книги «Flowering Plants». Переиздание вышло в 2009 году ; в нём Армен Леонович предложил новую версию своей системы цветковых растений, переработанную с учётом последних результатов молекулярной филогенетики .
Армен Леонович женился в декабре 1947 года на Алисе Григорьевне Давтян (24.06.1924—2005) . В 1950-х годах (в том числе в 1956 году , когда родились Елена и Сурен) семья Тахтаджянов жила в Ленинграде в университетском доме по адресу Каменноостровский проспект , д. 25 (угол с улицей Рентгена ) .
Дети:
Елена и Сурен — двойняшки .
Армен Леонович Тахтаджян скончался 13 ноября 2009 года на сотом году жизни.
19 ноября 2009 года в зале Учёного совета Ботанического института РАН состоялась гражданская панихида. Отпевание прошло в Армянской церкви Смоленского кладбища.
Армен Леонович Тахтаджян похоронен на Смоленском армянском кладбище Санкт-Петербурга .
Писать воспоминания о таком человеке, как Армен Леонович, очень трудно. Для этого нужен многолетний труд целого авторского коллектива, который бы смог охватить ту необыкновенную по широте сферу его интересов и активной деятельности, которые до сих пор потрясают тех, кто общался с ним достаточно близко, особенно в годы его расцвета.
— Н. С. Снигиревская
Основные труды — по систематике , эволюционной морфологии и филогении высших растений , происхождению цветковых , по фитогеографии , палеоботанике .
Разработал систему высших растений и подробную систему цветковых, предложил вариант системы органического мира.
Создал научную школу морфологов и систематиков растений.
Под редакцией и при участии Тахтаджяна изданы «Флора Армении» (т. 1—10, 1954—2001) и «Ископаемые цветковые растения СССР» (т. 1, 1974), «Сравнительная анатомия семян» (т. 1—6, 1985—2000), «Конспект флоры Кавказа» (т. 1—2, 2003—2006).
Я не думаю, что постоянное стремление к совершенствованию системы нуждается в оправдании. В наш век быстрого развития ботанических исследований и возрастающего применения новых методов и новой техники система классификации любой группы растительного мира не может оставаться неизменной. Каковы бы ни были чисто практические неудобства постоянно изменяющейся системы классификации, она должна постоянно совершенствоваться. Поэтому я не могу не согласиться со словами моего друга и коллеги Robert Thorne: «…we must be very tentative and elastic in our putatively phylogenetic systems».
— Тахтаджян А. Л. Введение из книги «Система магнолиофитов» (1987)
Полный список научных публикаций А. Л. Тахтаджяна приведён во втором номере журнала « » (2013) .
Много лет назад я указывал на то, что произвол в филогенетических построениях постепенно уступает место исследованиям, основанным на определённых принципах и методах… За прошедшие годы совместными усилиями сравнительно небольшого числа ботаников разных стран достигнут значительный прогресс в построении макросистемы покрытосеменных… Тем не менее есть ещё много спорного и в вопросах теории нашей науки, и в решении многих её частных задач. Остаётся также немало таксонов incertae sedis — неопределённого таксономического положения, причём даже среди семейств и порядков. Но работа ведётся интенсивная, фронт исследований расширяется и углубляется, и впереди открывается широкая перспектива нового расцвета этой увлекательной и волнующей области эволюционной ботаники.
— Тахтаджян А. Л. Введение из книги «Система магнолиофитов» (1987)
Основные звания и награды:
Тахтаджян являлся членом следующих академий и обществ:
С 2011 года Армянским ботаническим обществом вместо сборника «Флора, растительность и растительные ресурсы Армении» начал выпускаться журнал , названный в память Армена Леоновича Тахтаджяна.
С 2010 года в Ботаническом институте РАН проводятся «Тахтаджяновские чтения», посвященные памяти академика. Вторые Тахтаджяновские чтения состоялись в 2012 году , третьи — в 2015 году .
В честь Армена Леоновича Тахтаджяна названы многие биологические таксоны как ископаемых, так и современных организмов. Некоторые из них :