Альфред Шюц
(
нем.
Alfred Schütz
; в некоторых источниках А. Шютц;
13 апреля
1899
,
Вена
,
Австро-Венгрия
—
20 мая
1959
,
Нью-Йорк
,
США
) — австрийский
социолог
и
философ
еврейского происхождения, основоположник
феноменологической социологии
. Предложил собственную версию
понимающей социологии
, в которой изучил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.
Биография
Родился в
Вене
, где учил
законоведение
. Изучал юриспруденцию и экономику вместе с
Хайеком
у профессора
фон Мизеса
. Служил юрисконсультом в банковских фирмах, одновременно посвящая себя научным занятиям. В
1939
г. в связи с «
аншлюсом
» Австрии Шюц эмигрировал в Соединённые Штаты, где смог вступить в нью-йоркскую
Новую школу социальных исследований
. Его вдохновляли
Анри Бергсон
,
венская экономическая школа
и мышление
Эдмунда Гуссерля
, его прямого наставника. Здесь он долгое время преподавал и работал над своими книгами, не имея полноправной научной должности (он получил такую должность лишь в
1952
г.).
С
1952
Альфред Шюц стал профессором социологии нью-йоркской Новой школы социальных исследований.
Свой первый труд «Смысловая структура повседневного мира»
опубликовал в
1932
, ещё будучи в Вене. Работа была высоко оценена основоположником
феноменологии
Эдмундом Гуссерлем
. В ней заложены основные идеи, предпринята попытка философского обоснования социальных наук на основе гуссерлевской описательной феноменологии. Тем самым Шюц стремился выполнить поставленную
Гуссерлем
задачу восстановления связи абстрактных научных категорий с «жизненным миром», понимаемым как мир непосредственной человеческой жизнедеятельности, мир культуры. Шюц постарался подвести философскую основу под методологическую перспективу и основные категории
Макса Вебера
. Его мышление нашло новые возможности в умственном диалоге с предшествующими авторами
прагматической ориентации
, такими как
Джордж Герберт Мид
и
Джон Дьюи
. Работа Шюца, мало известная, повлияла на современную социологическую теорию через труды
Бергера
и
Лукмана
, а также через
этнометодологический подход
Гарфинкеля
и
.
Опираясь на свою теорию, Шюц исследовал структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного сознания, структуру человеческого общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы методологии и процедуры социального познания. Результаты этих исследований, изложенные в большом количестве изданий его работ в 1970—1980-е годы, широко распространялись среди профессиональных социологов.
Некоторые из основных идей, развитых Шюцем
-
Социальная реальность
: Совокупность предметов и событий общественного культурного мира, так как его испытывает общий смысл людей, которые проводят своё повседневное существование между себе подобными, связанные с ними множеством отношений взаимодействия. Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, в котором мы должны передвигаться и который мы должны понимать.
-
Жизненный мир
: Человек постоянно участвует в сфере реальности в одновременно неизбежных и шаблонных формах (кажущихся «очевидными»). Та область, в которую он может вмешиваться и которую он может модифицировать, оперируя в ней своим живым организмом, называется мир повседневной жизни.
-
: В условиях, ограничивающих жизнь, Шюц установил два типа элементов: 1) Те, что управляемы или могут быть управляемы; 2) Те, что находятся вне или за возможностью управления. Индивид, действующий в мире, пытается изменить мир, который его окружает. Биографическая ситуация обуславливает образ определения места действия, интерпретации возможностей и принятия решений.
Работы
-
«Избранные статьи» (
1971
)
-
«Феноменология социального мира» (
1972
)
-
«Структуры жизненного мира» (
1974
)
Публикации работ на русском
Монографии
Статьи
-
Шютц А.
Некоторые структуры жизненного мира // Философия языка и семиотика. — Иваново:
ИвГУ
, 1995. — С. 213–229.(перевод
Портнов А. Н.
)
-
Шютц А.
Некоторые структуры жизненного мира // NOOS. 2001. Вып. 1. — С. 191–209. (перевод
Портнов А. Н.
,
)
-
Шютц А.
Некоторые структуры жизненного мира //
Личность. Культура. Общество
. — 2007. — Вып. 2 (36). — С. 52–68. (перевод
Портнов А. Н.
,
)
См. также
Примечания
-
нем.
«Der Sinnhafte Aufbau der sozialen Welt»
. Распространены и другие варианты названия — «Смысловое строение социального мира», «Феноменология социального мира».
Литература
-
Бергер, Питер
и
Лукман, Томас
. Структуры жизненного мира.
-
Бутенко И. А.
Социальное познание и мир повседневности: горизонты и тупики феноменологической социологии. — М.: «
Наука
», 1987. — 141 с.
-
Вебер, Макс
. Экономика и общество. Основы понимающей социологии.
-
Григорьев Л. Г.
«Социология повседневности» Альфреда Шюца //
Социологические исследования
. — 1988. — № 2.
-
Гуссерль, Эдмунд
. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология.
-
Ионин Л. Г.
Понимающая социология: историко-критический анализ. — М.: «
Наука
», 1979. — 207 с.
-
Ионин Л. Г.
Альфред Шюц и социология повседневности // Современная американская социология. Под ред.
В. И. Добренькова
. — М., 1994.
-
. Феноменология социального действия Альфреда Шюца.
-
Феноменологическая социология знания. — М.: «
Наука
», 1993—270 с. —
ISBN 5-02-007999-5
.
-
Л. Г. Ионин.
//
Новая философская энциклопедия
:
в 4 т.
/ пред. науч.-ред. совета
В. С. Стёпин
. — 2-е изд., испр. и доп. —
М.
:
Мысль
, 2010. — 2816 с.
Ссылки
-
[yanko.lib.ru/books/philosoph/shutz-smusl_str_povsed-a.htm Смысловая структура повседневного мира]
-
[yanko.lib.ru/books/philosoph/shutz-izbr-mir-a.htm Избранное: Мир, светящийся смыслом]
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны
неавторитетными источниками
или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки
ссылками на соответствующие правилам сайты
или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
|