Комуз (струнный музыкальный инструмент)
- 1 year ago
- 0
- 0
Корне́т ( нем. Kornett ), корнет-а-пистон ( фр. cornet à pistons — корнет с вентилями) — медный духовой музыкальный инструмент с помповыми (реже — поворотными ) вентилями . По конструкции, строю, диапазону и технике игры близок к трубе , но отличается от неё более мягким приглушённым звучанием за счёт большего количества изгибов основной трубки (4 против 2 у трубы).
Натуральный звукоряд корнета:
Диапазон звучания от ми малой октавы до си-бемоль второй. Нотируется на большую секунду выше реального звучания (например, основной тон си-бемоль малой октавы нотируется как до первой).
Вместе с альтами , тенорами , баритонами и тубами корнет входит в основную группу инструментов духового оркестра , выполняя функцию мелодического голоса . Партии корнета в симфоническом оркестре исполняются на трубах .
В XIX веке корнеты часто вводились в оркестр наряду с трубами. Несмотря на то, что трубы уже были хроматическими инструментами, композиторы редко доверяли им сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, что корнет обладает бо́льшими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба. С другой стороны нежность тембра у него присутствует только в первой октаве. В низком регистре его тембр мрачный и зловещий (похож на тембр английского рожка с примесью низкого кларнета), нижние ноты на нем легче, чем на трубе. Во второй октаве его тембр становится все более крикливым, наглым с оттенками фанфаронства. Корнеты использовались в оркестровых сочинениях Берлиоза (симфония «Гарольд в Италии»), где использованы его зловеще звучащие крайние регистры, Бизе (музыка к драме «Арлезианка»), Чайковского (Итальянское каприччио, « Франческа да Римини », где его тембр подражает завываниям адских вихрей). Один из самых знаменитых сольных номеров корнета — Неаполитанский танец из балета Чайковского « Лебединое озеро » теперь играется на флюгельгорне, если есть желание подчеркнуть нежность, или на простой трубе, если нужно подчеркнуть блеск.
Во второй половине XIX века корнет пользовался большой популярностью. В 1869 году класс корнета был открыт в Парижской консерватории , основателем и первым его профессором был знаменитый корнетист-виртуоз Жан-Батист Арбан .
В XX веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.
Одни из самых известные классические соло на корнете- это «Неаполитанский танец» из 3-го действия балета « Лебединое озеро » П. И. Чайковского и «Танец балерины» из балета « Петрушка » И. Ф. Стравинского .
Популярный инструмент в джазовых ансамблях досвингового периода (впоследствии уступил место трубе). Знаменитыми джазовыми корнетистами были Луи Армстронг и Кинг Оливер .