Interested Article - Аномия
- 2020-08-14
- 2
Аноми́я (от франц. anomie — беззаконие, безнормность; др.-греч. ἀ- — отрицательная приставка, νόμος — закон) — состояние общества при дезорганизации социальных норм и институтов , неопределённости и нестабильности условий человеческого действия , расхождении между провозглашаемыми обществом целями и доступностью для массы людей законных средств их достижения .
Российские исследователи Громов, Мацкевич и Семёнов в своем труде определяют аномию как отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры , вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам .
Индивидуальное психологическое состояние аномии характеризуется деморализацией , ослаблением связи с обществом, переживанием беспочвенности, отчуждённости от людей, пустоты жизни и тому подобным, которое является причиной распространения отклоняющегося поведения и роста самоубийств .
Понятие введено в научный оборот Эмилем Дюркгеймом в 1893 году . Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона .
Проявления
Аномия проявляется в виде следующих нарушений:
- расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;
- низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;
- частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.
Аномия проявляется в различных сферах жизни общества. В настоящее время проводятся исследования проявлений аномии в экономике, политике, семейных отношениях, религии .
Причины
Эмиль Дюркгейм считал аномию атрибутом переходного состояния индустриального социоэкономического порядка, когда рухнули традиционные «механические» формы морального авторитета, при которых каждый человек «знал своё место» в иерархии социальных позиций и ценностей, а новый свободный самоуправляемый порядок дисциплинированного морального индивидуализма, порождающий «органическую солидарность» между людьми, ещё не установился окончательно .
Понятие аномии выражает собой политико-экономический обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой замене одних общественных идеалов и морали другими, определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит естественное их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) не успевают усваиваться членами этих групп и позиционируются уже вместо некогда конвенциональных и равных средств для достижения прежних индивидуальных или общественных целей как собственные (уже являющиеся не одобряемыми, в частности, противоправными). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.
Последствия
Огромную опасность для общества представляет вызванное аномией девиантное поведение . Распространение аномии приводит к увеличению уровня алкоголизма, наркомании, самоубийств, преступности, разводов и неполных семей. Социальная аномия приводит к возникновению аномии личности как индивидуально-психологическому переживанию кризиса нормативно-ценностного регулирования в обществе.
См. также
Примечания
- ↑ , с. 15.
- Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 531
- Плетнев А. В. Развитие аномии в религиозной сфере жизни постсоветского общества // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 4(24).
- Плетнев А. В. Религиозная аномия как катализатор девиации в современном обществе // Современные исследования социальных проблем. (электронный научный журнал). №9(53), 2015.
Литература
- на русском языке
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996;
- Дюркгейм Э. Самоубийство . СПб., 1998.
- Кара-Мурза С. Г. Аномия в России: причины и проявления. М.: Научный эксперт, 2013.
- / // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 15. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
- // Знание. Понимание. Умение . — 2005. — № 4 . — С. 155-156 .
- Мертон Р. К. // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — М.: Прогресс , 1966. — C. 299—313.
- Плетнёв А. В. Социологические истоки преступности и их динамика в современной России. Монография. СПб: Издательство СПб университета МВД России , 2016. — 136 с.
- Покровский Н. Е. Лабиринты одиночества. М.: Прогресс , 1989. — 624 с.
- Смирнов П. И. Социология личности. Учебное пособие. СПб. 2007 - 472 с.
- , // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19–20 мая 2004 г.) Вып. 2 / Под ред. . — СПб.: , 2004. - С. 249-258.
- на других языках
- Featherstone R. Deflem M. Anomie and Strain: Context and Consequences of Merton's Two Theories // Inquiry, Vol. 73, No. 4, November 2003, p. 471–489.
- Passas N, Agnew R. The future of anomie theory. , 1997 – 240 p.
- 2020-08-14
- 2