Вехи на пути
- 1 year ago
- 0
- 0
Джахили́я ( араб. جاهلية ) — в исламе обозначение первобытной грубости и невежества, предшествующей принятию ислама. В широком смысле — аналог «естественного состояния»: беззаконие и жестокость.
В арабско-русском словаре Харлампия Баранова приводятся следующие значения слова араб. جاهلية : 1) невежество; 2) язычество; араб. الجاهلية или араб. الجهلاء доисламская эпоха .
До возникновения ислама на Аравийском полуострове существовали общины иудеев, христиан и язычников, представителями которых были главным образом местные арабские племена. Изначально жители аравийского полуострова были преимущественно политеистами, поклонялись духам предков, исповедовали астральные культы, существовал фетишизм (поклонение деревьям, скалам, камням), тотемизм . Чёрный камень Каабы воспринимали как высший божественный символ. Каждое племя имело своего идола, а территория — своё божество. Жрецов не было, и каждый язычник мог самостоятельно совершать обряды. В то же время существовали хранители священных мест, которые решали важные вопросы жизни племен и племенных объединений. Также существовали прорицатели кахины. В IV—V веках в Йемене сложился «йеменский» монотеизм, единое божество там называли просто Богом, Милостивым, Владыкой небес и земли. В V—VI веках во Внутренней Аравии появились другие единобожники, ханифы, которые поклонялись единому Богу Рахману-Милостивому .
Согласно Корану, язычники считали, что идолы приблизят их к Аллаху:
Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе».
— ( Кулиев )
Согласно исламской историографии , сначала арабы (потомки Исмаила , сына Ибрахима ) были монотеистами, однако потом заимствовали идолов у амаликов . От той религии у них сохранился обряд хаджа и традиция почитания Каабы , охрана и обслуживание которого возлагалось на племя курайшитов , из которого происходил пророк Мухаммед . Большинство язычников были крайне консервативны по отношению к своей религии, находя причины такого консерватизма в том, что их отцы верили в тех же идолов.
У доисламских арабов широко почитались красноречие, гостеприимство и верность своему договору. Среди примитивных качеств доисламского общества можно выделить следующие : существовала кровная месть , у некоторых племён иногда закапывали заживо новорождённых девочек, если родители боялись не прокормить их.
В обществе доисламской Аравии поэты формировали общественное мнение, например, выражая протест против разлагающегося родо-племенного строя.
В V веке разграничение понятий «поэт» и «прорицатель» лишь наметилось, однако со временем произошла градация, в результате которой магические функции перешли к так называемым кя́хинам, а поэтический и историографический аспекты деятельности — к, собственно, поэтам ( араб. الشعر الجاهلي , невежественная поэзия).
Мекка, в которой жил Мухаммед, являлась торговым и финансовым центром Аравии. Город располагался на пересечении путей из Йемена в Сирию и из Эфиопии (Абиссинии) в Ирак . Валютой, употреблявшейся в обороте в те времена, был динар, который также упоминается в Коране. В соответствии с кораническими аятами это была монета из золота в 24 карата, или 4,25 грамма. Мусульманам предписывается использовать такие деньги при совершении сделок, выплате очистительного налога (закята) и для сбережений. Пророк Мухаммед является основоположником исламской экономики , которая со всеми присущими ей особенностями практически не изменилась до наших дней. В частности, в высказываниях пророка Мухаммеда осуждается ростовщическая практика ( риба ), а также говорится о золоте и серебре. Эти высказывания (хадисы) отразились на современных экономиках стран исламского мира. В частности, после экономического кризиса 1997 года в противовес бумажным деньгам и нестабильности современной финансовой системы, которую они несут, появился проект золотого динара , поскольку во времена пророка Мухаммеда необеспеченных бумажных денег не существовало. Хотя в мусульманском мире издавна были распространены различные виды оборотных документов, таких как , и другие, принимавшиеся к оплате наряду с обычными металлическими деньгами.
Мекка располагалась среди бесплодных скал, земледелие в ней было невозможно. Земледелие было распространено только в оазисах , одним из которых был Ясриб ( Медина ). Существует мнение о том, что распространение ислама и арабская экспансия в Персию, Сирию и Северную Африку была обусловлена осушением арабских степей и, как следствие, голодом. При этом никаких достоверных сведений по поводу каких-либо существенных изменений климата не имеется , что ставит под сомнение такого рода выводы. К тому же имеются сведения о том, что мусульмане возвращались после завоевательных походов обратно в пустыню.
Мекка, как главный центр южной Аравии, была ареной постоянной борьбы за власть. В арабских источниках содержится немало информации о семейных и племенных междоусобицах, однако некоторые западные критики делают акцент на легендарности этих преданий. В связи с тем, что Мекка была крупным торговым городом, политические группировки, получавшие власть, были вовлечены во взаимоотношения с различными арабскими племенами, а также государствами, с которыми была связана торговля Мекки.
Джа́хиль ( араб. جَاهِلٌ — грубиян, дикарь, невежда) — термин, которым называют людей, живших во времена джахилии. Средневековый исламский богослов Такиа д-Дин Ибн Таймия был, вероятно, первым, кто использовал термин «джахиль» для описания отступников в современном мусульманском обществе.