Interested Article - Хун Сюцюань

Хун Сюцюа́нь ( кит. упр. 洪秀全 , пиньинь Hóng Xiùquán ; предположительно январь 1813 — 1 июня 1864) — лидер Тайпинского восстания и провозглашённого тайпинами «Небесного государства великого благоденствия».

Детство и юность

Хун Сюцюань родился в бедной семье, происходящей из хакка , в провинции Гуандун на юге Китая. Как самый способный из трёх сыновей он имел возможность посещать школу и впоследствии стал деревенским учителем. В надежде получить пост чиновника Сюцюань несколько раз пытался сдать государственный экзамен , но безуспешно. Однако в городе Гуанчжоу , где проходили экзамены, в руки молодого учителя попадают трактаты христианских миссионеров. Он также слушает проповеди Лян Фа — ученика Р. Моррисона . Позже, во время болезни, у Хуна (согласно его автобиографии) случается ряд видений, в которых Бог-Отец и Иисус Христос поручают ему дело борьбы с демонами на земле. После шести лет учительствования в родной деревне, Хун начинает проповедовать, обращает в христианство своего двоюродного брата Ли, а после с помощью него несколько других своих родственников.

Основание религиозного движения

Начиная с 1844 года Хун усиленно занимается изучением христианства, сочинением трактатов и од на религиозные темы. В это время его ближайший друг Фын Юньшань успешно проповедует учение Хуна, основанное на идее мессианской роли последнего, среди крестьян Хакка и Мяо . Целые деревни переходят в новую веру и разрушают древних идолов, заменяя их новыми.

В скором времени в рядах сторонников Хуна находились тысячи людей. Была сформирована военная группировка под названием «Воины Бога». К этому моменту движением заинтересовалось тайное общество Триад , которое преследовало цель свержения маньчжурской династии. Присоединение общества Триад к Воинам Бога, равно как и стремление крестьянства к аграрной реформе придало движению весомый политический аспект, впоследствии ставший основным.

Начало и расцвет восстания тайпинов

Реконструкция резиденции Хун Сюцюаня в Нанкине.

В 1850 году Хуном и его сподвижниками было принято решение о начале восстания. Оно разразилось в районе (провинция Гуанси ). После взятия нескольких районов Хун Сюцюань 25 сентября 1851 года был объявлен «Небесным Царём» (Тянь Ван) «Небесного государства великого благоденствия» (Тайпин тяньго). После кровопролитных стычек с частями цинской армии повстанцы отступили в провинцию Хунань . Ряды тайпинов пополняли в основном бандитские шайки, пираты и деревенская беднота. Ко времени подхода к Янцзы численность их составляла уже полмиллиона человек. Высокая численность, фанатизм и строгая организация тайпинов позволили им одержать ряд побед над деморализованными и неспособными цинскими войсками. Важнейшей из них стало взятие в конце марта 1853 года Нанкина , одного из крупнейших городов страны, бывшего некогда столицей. Теперь Хун сделал его столицей государства тайпинов.

К 1855 году тайпины достигли вершины своего успеха. Бо́льшая часть провинций Аньхой , Цзянсу , Чжэцзян , Цзянси и Хубэй — почти весь средний Китай — находилась под их властью. Одно время войска тайпинов стояли всего в ста километрах от Пекина .

Закат восстания тайпинов и гибель Хуна

Однако с 1856 года звезда тайпинов начала неуклонно заходить. Ян Сюцин , один из «Небесных Принцев», попытался сместить Хун Сюцюаня с верховного поста. С помощью Вэй Чанхоя, другого принца, Хуну удалось разделаться с Яном, однако после этого Вэй развернул кампанию чисток среди тайпинов, которая коснулась даже личных слуг самого Хуна. Небесному Царю пришлось сместить и этого Принца. После этого Хун разочаровался в своих сподвижниках и отошёл от политики, проводя время со своим гаремом.

На военном поприще тайпины также всё чаще терпели поражение. Армия Цзэн Гофаня , талантливого цинского полководца, а также англо-французские войска, поначалу симпатизировавшие тайпинам, занимали область за областью. 31 мая 1864 года началась осада Нанкина . Неудачи и болезнь ввергли Хуна в депрессию, а впоследствии и слабоумие. В начале июня 1864 года, незадолго до падения своей столицы, Хун Сюцюань покончил жизнь самоубийством, приняв яд . После его смерти власть осуществлялась от имени его сына, Хун Тянгуйфу , однако последний реально не правил, вскоре был схвачен цинским правительством и казнён вместе с другими вождями восстания.

Примечания

  1. Feigon L. N. Hong Xiuquan // (англ.)
  2. (англ.) — 6 — United States of America: OUP , 2000. — P. 247. — 1136 p. — ISBN 978-0-19-512504-7
Источник —

Same as Хун Сюцюань