Interested Article - Кэцзюй
- 2021-12-26
- 1
Государственные экзамены в императорском Китае ( кит. трад. 科舉 , упр. 科举 , пиньинь kējǔ ) — неотъемлемая часть системы конфуцианского образования, обеспечивавшая соискателям доступ в государственный бюрократический аппарат и обеспечивавшая социальную мобильность (во всяком случае, фактически на ранних этапах существования, а формально — на всем протяжении существования).
Система кэцзюй просуществовала (с перебоями) 1300 лет: от создания в 605 году (династия Суй ) и до 1905 года (закат династии Цин , за год до рождения Пу И ). Её существование было неотъемлемой частью существования сильной централизованной империи. По мнению , после 1400 года и вплоть до отмены в 1905 году она представляла собой центральный элемент в культурной истории Китая .
Начиная с XVI века представители китайского чиновнического класса, сформированного при помощи этой экзаменационной системы, стали известны европейцам как « мандарины ».
Формирование и значимость
О существовании наиболее ранних экзаменов известно мало, косвенные сведения указывают на III в. до н. э. Наиболее ранний документированный случай письменного экзамена (в Китае и в мире) — 165 год до н. э .
Предшественницей кэцзюй была система девяти рангов ( кит. трад. 九品中正製 , упр. 九品中正制 , пиньинь jiǔ pǐn zhōngzhèng zhì , палл. цзю пинь чжунчжэн чжи , она же кит. трад. 九品官人法 , пиньинь jiǔ pǐn guānrén fǎ ), зародившаяся в во времена династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) и сформировавшаяся в эпоху Троецарствия . Её создателем считается ( кит. трад. 陳羣 , упр. 陈群 , пиньинь chén qún ), министр Цао Вэя . Местным правителям предписывалось рекомендовать кандидатов на посты в правительстве, характеризуя их таланты соответственно девяти степеням. Однако фактически кандидатами становились только богатые и знатные члены общин.
Введение системы кэцзюй позволило частично устранить этот недостаток. Централизованная экзаменационная система ослабила влияние аристократических кланов и на раннем этапе развития системы стала важным фактором социальной мобильности: теоретически, к экзаменам допускался каждый взрослый мужчина, независимо от финансового состояния и социального статуса (дискриминации подвергался класс торговцев, однако в поздний имперский период они также стали частью учёной элиты, поскольку право на экзамены предоставлялось их сыновьям. Участники движения Тайпинов впервые выступили за допущение к экзаменации женщин). По мнению ряда исследователей, благодаря кэцзюй Китай был близок к реализации меритократической модели управления государством .
При большинстве династий сдача экзаменов, естественно, требовала хорошего знания традиционного китайского литературного языка — вэньяня ; однако в 1173 г. чжурчжэньской династии Цзинь (1115—1234) , властвовавшей в те годы на севере Китая, ввёл также и параллельные экзамены на чжурчжэньском языке . Впрочем, большинство кандидатов, прошедших чжурчжэньский вариант экзаменационной системы, нашли работу в чжурчжэньских школах, а не в системе государственной администрации .
Успешная сдача всей серии экзаменов обеспечивала кандидату должность в корпусе высших чиновников. Однако реальная выгода от участия в экзаменах варьировалась в зависимости от имперской политики: альтернативной дорогой для продвижения, особенно в смутные времена, оставалась военная служба. Обладателям учёных степеней не всегда гарантировались государственные посты, но предоставлялись налоговые и судебные льготы. Процесс обучения был долгим и дорогим (как правило, для подготовки детей в состоятельных семьях нанимались частные учителя), и поэтому кандидатами на учёную степень становились преимущественно дети богатых землевладельцев, малочисленной, но влиятельной социальной прослойки. Кроме того, будучи дорогой к власти, система кэцзюй давала немало возможностей для злоупотреблений, которые иногда доходили до отмены экзаменов и прямой продажи должностей.
Тем не менее, государственная служба оставалась амбицией, поддерживаемой конфуцианской системой ценностей, а символ процветания — дух богатства — рисовался народному воображению носящим шапку и пояс чиновника высшего ранга. В плане внутренней политики система государственных экзаменов была мостом между императорским домом и местными элитами, обеспечивала лояльность последних и, в определённой мере, гарантировала равноправное представительство всех регионов империи в столице. В качестве защиты от коррупции и возможного усиления местных кланов, важным условием для предержащих высокие звания была регулярная смена места службы.
Циркуляция кадров по стране была также важным фактором национального единства: будучи представителями государственной власти, чиновники пользовались унифицированным языком (в противопоставление местным диалектам и говорам) и являлись носителями единых культурных ценностей. Получая финансирование из центра и/или из местной казны, они становились инициаторами и координаторами локальных проектов (инженерных, образовательных, социальных), судьями, патронами искусств и учителями.
Структура уровней чиновников системы Кэцзюй
Система проведения экзаменов, и соответственно присваиваемых чинов, постепенно усовершенствовалась.
В эпоху Тан система девяти рангов превратилась в метод классификации гражданских и военнослужащих всех уровней: чиновники прямого подчинения Императору именовались Первым Рангом, а провинциальные, соответственно, спускались до 9-й ступени. Кроме того, существовало дополнительное деление девятого ранга на «чжэн» (正, zheng), «цун» (從, cong), «шан» (上, shang) и «ся» (下, xia). В более позднее время военное ведомство было отмежевано и не пользовалось популярностью: согласно знаменитой поговорке, «из хорошего железа не делают гвоздей, из хороших людей не делают солдат» ( кит. упр. 好铁不打钉 好汉不当兵 , пиньинь hǎo tiě bù dǎ dīng hǎohàn bùdāng bīng ).
В своем классическом варианте, утверждённом в начале эпохи Сун , система кэцзюй состояла из трех ступеней. Впоследствии, по мере увеличения территории страны в эпохи Мин и Цин, каждая из ступеней получила дополнительные градации, и система приняла следующий вид:
Шэнъюань
Шэнъюань ( кит. трад. 生員 , упр. 生员 , пиньинь shēngyuán ), более широко известный как сюцай ( кит. трад. 秀才 , пиньинь xiùcai ) — лицензиат, обладатель диплома первой степени, сродни западному бакалавру . Экзамен проводился в региональных центрах ежегодно.
- шэнъюань с лучшим результатом получал титул аньшоу ( кит. трад. 案首 , пиньинь ànshǒu );
- бытовал также титул гуншэн , старший лиценциат ( кит. трад. 貢生 , упр. 贡生 , пиньинь gòngshēng ).
Цзюйжэнь
Цзюйжэнь ( кит. трад. 舉人 , упр. 举人 , пиньинь jǔrén ) — обладатель второй степени, присуждаемой на провинциальном уровне раз в три года.
- Цзеюань ( кит. трад. 解元 , пиньинь jièyuán ) — цзюйжэнь с лучшим результатом.
- Хуэйюань ( кит. трад. 會元 , упр. 会元 , пиньинь huìyuán ) — цзюйжэнь с лучшим результатом по итогам предварительных экзаменов.
- Гунши ( кит. трад. 貢士 , упр. 贡士 , пиньинь gòngshì ) — цзюйжэнь, прошедший этап предварительных экзаменов.
Цзиньши
Цзиньши ( кит. трад. 進士 , упр. 进士 , пиньинь jìnshì ) — обладатель высшей степени на экзамене, проводившемся в столице раз в три года.
- Цзиньши цзиди ( кит. трад. 進士及第 , упр. 进士及第 , пиньинь jìnshì jídì ) цзиньши — обладатель первой степени по результатам экзамена.
-
Чжуанъюань (
кит.
трад.
狀元
,
упр.
状元
,
пиньинь
zhuàngyuán
), дословно: «образец для подражания во всём государстве», цзиньши — обладатель лучшего результата среди получивших первую степень.
- Банъянь ( кит. трад. 榜眼 , пиньинь bǎngyǎn ), дословно: «с глазами, расположенными по бокам, косоглазый» (лучший ученик), цзиньши — обладатель второго результата среди получивших первую степень.
- Таньхуа ( кит. трад. 探花 , пиньинь tànhuā ), дословно: «избранный талант» (в честь одноимённого банкета), цзиньши — обладатель третьего результата среди получивших первую степень.
- Цзиньши Чушэнь ( кит. трад. 進士出身 , упр. 进士出身 , пиньинь jìnshì chūshēn ) обладатель второй степени по результатам экзамена.
- Тун Цзиньши Чушэнь ( кит. трад. 同進士出身 , упр. 同进士出身 , пиньинь tóng jìnshì chūshēn ) цзиньши — обладатель третьей степени по результатам экзамена.
До 115 [ уточнить ] года был утверждён учебный курс для так называемого первого поколения экзаменуемых. Они подвергались испытанию на мастерство владения « Шестью искусствами ».
Статистика
Согласно Б. Элману, сохранились записи об экзаменационных практиках в количестве: 2 от династии Сун, 18 от Юань, 153 от Мин и 869 от Цин . Общее количество кандидатов, достигших степени цзиньши , за две последние династии составило более 50 000 человек .
Символика
Знаками различия держателей ученых степеней разных статусов служили квадратные нашивки на груди парадного одеяния с изображением разного рода птиц и животных , а также замысловатые шапки и пояса, получившие гротескное изображение в китайском традиционном театре.
Интересные факты
- В 847 году ( дин. Тан ) обладателем высшей ступени на имперском экзамене стал араб.
- Первый аналогичный экзамен на государственную службу в Европе состоялся в Берлине в 1693 году.
- Около 1100 года ( дин. Северная Сун ) в Китае распространилась практика серийного печатания карманных шпаргалок для использования на экзаменах .
- Шпаргалка эпохи Цин могла представлять собой мелко исписанную исподнюю рубашку (поскольку экзаменующимся предоставлялись изолированные друг от друга кельи).
См. также
Примечания
- ↑ Elman, Benjamin A. A Cultural History of Civil Examinations in Late Imperial China , 2000:xxiii
- Creel, The Origins of Statecraft in China , 16
- James E. McClellan III, Harold Dorn. Science and Technology in World History. Second Edition. Johns Hopkins university press, 2006. p.121
- Jing-shen Tao (Тао Цзиншэнь), «The Jurchen in Twelfth-Century China» («Чжурчжэни в Китае XII века»). University of Washington Press, 1976, ISBN 0-295-95514-7 . Глава 6. «The Jurchen Movement for Revival» («Движение за чжурчжэньское национальное возрождение»), стр. 69-83.
- Elman 2000:xxvii
- Patricia Buckley Ebrey. (англ.) . A Visual Sourcebook of Chinese Civilization . Дата обращения: 13 декабря 2020. 14 ноября 2020 года.
- Lucille Chia, Printing for Profit: the Commercial Publishers of Jianyang. Cambridge, 2002.
- 2021-12-26
- 1