Interested Article - Алексий (Виноградов)
- 2021-06-05
- 1
Иеромонах Алексий (в миру Александр Николаевич Виноградов ; 5 [17] февраля 1845 , село Чамерово , Тверская губерния — 1919 , Оптина пустынь , Калужская губерния ) — иеромонах Русской православной церкви, исследователь церковной архитектуры и живописи, китаевед .
Биография
Родился 5 февраля 1845 года в семье Николая Сергеевича Виноградова (1818—1880) — священника села Чамерово Весьегонского уезда (1841—1870), а после Богоявленского собора города Весьегонска (1871—1880) Тверской губернии . Два младших брата: Константин — будущий патологоанатом, и Николай — будущий чиновник. Мать Анна Матвеевна умерла в 1849 году.
После домашнего воспитания поступил в 1859 году в Петербургскую духовную семинарию , которую окончил в 1865 году. По дошедшим сведениям, он сумел своими феноменальными способностями удивить ректора и даже своего собственного отца. По окончании семинарии ему предлагают остаться в ней в качестве помощника наставника преподавателя живописи и рисования. Он, однако перешёл в Московскую духовную семинарию преподавателем живописи и рисования, был помощником наблюдателя иконографии Ф. Г. Солнцева .
В 1867—1868 годах учился в Петербургской духовной академии .
С 1868 по 1874 год преподавал живопись и рисование в Ярославской духовной семинарии .
Активно занимаясь исследованием церковной архитектуры и иконографии, Александр Николаевич создаёт новый учебный курс — , однако руководство семинарии отказалось ввести предложенный им курс.
После этого он уходит из семинарии и в 1871 году поступает в ярославский Демидовский юридический лицей , который закончил в 1874 году со званием кандидата юриспруденции за сочинение «Весьегонская писцовая книга XVII века».
В 1874—1879 годах был аудитором , в том числе в 1875—1876 годах в 5-м Киевском гренадерском полку .
В 1876 году за реферат «Краткие сведения о деревянных старинных храмах Весьегонского уезда и некоторых при них достопримечательностях, также курганах и насыпях по Весьегонскому уезду Тверской губернии» избирается членом-сотрудником Археологического общества с правом участвовать в его заседаниях.
В 1877 году за рукописный сборник русских и карельских песен Весьегонского уезда Тверской губернии он избирается членом Географического общества.
С 1878 по 1881 год был слушателем Археологического института в Санкт-Петербурге .
В Тверской, Ярославской и Новгородской губерниях он продолжает изучать деревянные церковные памятники — уникальное сокровище истории и культуры Руси. Практически одним из первых русских учёных Виноградов обратил внимание на исчезновение памятников деревянного зодчества, в связи с их обветшанием, предложив создать коллекцию видов, планов и чертежей исчезающих шедевров. Им было написано учебное пособие для подготовки реставраторов, подготовлен курс публичных лекций для привлечения к этой проблеме общественного мнения. Однако поддержки Виноградов так и не получил.
10 мая 1880 года «добровольно принял на себя крест монашества», а вскоре был рукоположен в сан иеромонаха и получил золотой наперсный крест миссионера в составе 16-й русской духовной миссии.
В ноябре 1881 года приехав в Пекин, он начинает усиленно изучать китайский язык . Занимался в Пекине иконописью, создал там « ».
Пробыл в Китае до 1888 года. Затем был в Киево-Печерской лавре и его подворье в Санкт-Петербурге.
Назначен вторично в состав 17-й миссии Указом Святейшего Синода от 19 октября 1895 за № 5284.
Из-за тяжёлой психической болезни покинул Китай и в 1898 году по решению Синода был отправлен в Оптину пустынь , где прожил до конца жизни.
Готовил к печати собранные в Китае материалы, но ни одна из его работ не была напечатана. Занимался благотворительной деятельности, особенно в пользу Красного Креста .
В 1904 году пытался покинуть монастырь, но его прошение о снятии сана и расстрижении отклонил Синод.
Умер от голода в 1919 году. Место захоронения неизвестно. Его рукописи и материалы личного архива хранятся в ОР РГБ .
Научная деятельность
Научные интересы Виноградова составляли этнография , палеография , археология , живопись , история и библеистика . Исследовал памятники старины в Тверской, Новгородской , Ярославской и др. губерниях. Собирал в Тверской губернии материалы по этнографии карел и русских.
После пострижения занимался китаеведением . Значителен вклад в изучение переводов христианской литературы на восточные языки.
Был избран членом-сотрудником Императорского Археологического общества (1876), членом Географического общества (1877), корреспондентом Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге (1884), почётным вольным общником Академии художеств (1889, за передачу в дар Академии ценной коллекции видов и чертежей памятников древнерусского зодчества).
Труды
- Опыт сравнительного описания и объяснения некоторых символических икон древнерусского искусства // Изв. РАО. — 1877. — Т. 9. — Вып. 1. — С. 1—70.
- Краткие сведения о деревянных старинных храмах Весьегонского уезда и некоторых при них достопримечательностях, также курганах и насыпях по Весьегонскому уезду Тверской губернии // Там же. — С. 71—93.
- «Родословное древо» по памятникам христианской иконографии // Сборник Археол. ин-та. — СПб., 1879. — Кн. 3. Отд. 2. — С. 65—72.
- Труды западных христианских миссий в Китае. — Казань, 1886.
- — СПб., 1889.
- Миссионерские диалоги М. Риччи с китайским ученым о христианстве и язычестве и обзор китайско-церковной, римско-католической литературы с XVI по XVIII в. — СПб., 1889.
- Curriculum vitae. — К., 1891.
- История английско-американской Библии. — СПб., 1889—1891. — Ч. 1—2.
- История Библии на Востоке: С обзором метода и условий, благоприятных и неблагоприятных её переводам и распространение у китайцев, монголов, маньчжуров, тибетян, корейцев, японцев: у персов, турок, арабов, абиссинцев, армян, грузин и др. — СПб., 1889—1895. Т. -2.
- Памятники деревянного церковного зодчества в епархиях Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской XVII и XVIII вв. — СПб., 1892.
- Древнепатриархальные династии царей в Ассиро-Вавилонии и Персии, у евреев и магометан, или Патриархально-династическая хронология, основанная на исторических памятниках по новейшим открытиям и выводам науки. — СПб., 1895.
Примечания
Литература
- Краткая история православной миссии в Китае, составленная по случаю исполнившегося в 1913 году двухсотлетнего юбилея её существования. — Пекин, 1916. — С. 181—182.
- Чигринский М. Ф. О рукописном наследии А. Н. Виноградова из Оптиной пустыни // Общество и государство в Китае: XVII науч. конф. — М., 1986. — Ч. 3.
- Чигринский М. Ф. О синологических занятиях А. Н. Виноградова (Алексия) в Оптиной пустыни // Общество и государство в Китае: XXII науч. конф. — М., 1991.
- Чигринский М. Ф. Забытый энциклопедист // НиР. — 1991. — № 8.
- Чигринский М. Ф. К истории статьи Н. И. Конрада «Синолог из Оптиной пустыни» // Петербургское востоковедение. — СПб., 1992. — Вып. 1.
- Чигринский М. Ф. Иеромонах Алексий (Виноградов) в Оптиной пустыни // Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. — СПб., 1993. — С. 54—62.
- Чигринский М. Ф. // Исторический вестник. 2000. — № 3-4 (7-8). — С. 95-110
- Конрад Н. И. Синолог из Оптиной пустыни: (Новые материалы по истории Пекинской духовной миссии) // Конрад Н. И. Неопубликованные работы. Письма. — М., 1996. — С. 107—119.
- Шубина С. А. Китаевед А. Н. Виноградов // Краеведческие чтения, апрель 1996 года: тез докл. / ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова. — Ярославль, 1996. — С. 31.
- Зелов Н. С. Китаевед и археограф иеромонах Алексий (Виноградов) // Вопросы истории. – 1998. – № 10. – С. 139–143.
- Хохлов А. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 663-664. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
Источники
- Иеромонах Алексий Виноградов // Иеромонах Алексий Виноградов. История англо-американской Библии. Ч. II., кн. 1-я. — СПб.: Тип. братьев Пантелеевых, 1889—1891. — 308 с., X табл., 11 с. : ил. ; 25 см. — С прил. портретов автора и его отца, с curriculum vitae .
- Алексий (Виноградов) // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М. : Фонд имени Александра Меня, 2002.
- 2021-06-05
- 1