Interested Article - Хиндемит, Пауль

Па́уль Хи́ндемит ( нем. Paul Hindemith ; 16 ноября 1895 , Ханау 28 декабря 1963 , Франкфурт-на-Майне ) — немецкий композитор , альтист , скрипач , дирижёр , педагог и музыкальный теоретик.

Биография

Хиндемит родился в городе Ханау в семье ремесленника и с девяти лет получал уроки игры на скрипке. В 1913 году окончил Франкфуртскую консерваторию Хоха по классам скрипки А. Ребнера и композиции Б. Зеклеса (до 1912 обучался у А. Мендельсона). Хиндемит достиг больших успехов как скрипач, и в 1915 году ему было предложено место концертмейстера в оркестре Франкфуртской оперы, где он и играл до 1923 года . Одновременно с 1915 года он играл вторую скрипку в струнном квартете своего наставника Адольфа Ребнера , а в 1919 году по собственному решению перешёл в составе этого же коллектива на альт. В 1921 году , недовольный более консервативными вкусами Ребнера, вместе с виолончелистом Маурицем Франком перешёл в новосозданный квартет Ликко Амара ; этот коллектив много гастролировал по Европе (в том числе, в 1927 в СССР) и просуществовал до 1929 года .

Башня во Франкфурте, где в 1923—1927 годах жил Хиндемит

В 1922 году несколько сочинений Хиндемита впервые были исполнены на Всемирных днях музыки в Зальцбурге и привлекли внимание общественности. На следующий год он приступил к обязанностям организатора Фестиваля современной музыки в Донауэшинген , где он продвигал сочинения ведущих авангардных композиторов эпохи начиная с Арнольда Шёнберга и Антона Веберна , а альтовый репертуар (в частности, сонату Артюра Онеггера ) исполнял сам. В 1927 году Хиндемита пригласили преподавать композицию в Берлинской Высшей школе музыки. В 1930-е годы Хиндемит посетил Каир и Анкару , неоднократно бывал с гастролями в США , где имел большой успех как альтист.

Отношения Хиндемита с нацистским режимом были сложными. Его музыка вызывала противоречивые чувства: нацистская критика относила её к « культурбольшевизму » и « дегенеративному искусству » (в основном это относилось к ранним сочинениям композитора, таким как опера «Святая Сусанна»), а 6 декабря 1934 года министр пропаганды Йозеф Геббельс в своей речи публично назвал Хиндемита «атональным шумовиком» ( нем. atonaler Geräuschemacher ). Другие придерживались мнения, что образ Хиндемита как нового современного композитора (к тому времени уже перешедшего к более традиционным методам сочинения) может продвигать Германию в глазах мировой общественности. Эта позиция заявлена в письме Вильгельма Фуртвенглера в защиту Хиндемита, опубликованном в 1934 году. Дискуссия вокруг статуса Хиндемита продолжалась в течение нескольких лет, и в конце концов он в 1938 году переехал в Швейцарию.

В составе квартета: Хиндемит — крайний справа, за фортепиано Артур Шнабель , слева Бронислав Губерман (скрипка) и Пабло Казальс (виолончель), 1933

В 1935 году во время визита Хиндемита в Анкару Мустафа Кемаль Ататюрк обратился к нему с просьбой предложить план реорганизации системы музыкального образования в Турции и подготовить материал для «Универсальной образовательной программы турецкой полифонической музыки» для всех музыкальных заведений. Хиндемит успешно справился с этой задачей. Существует мнение, что этот проект поддерживался нацистским режимом для внедрения немецких взглядов на музыку (сам Хиндемит говорил, что чувствует себя послом немецкой культуры). Хиндемит решил не оставаться в Турции на длительное время, как это сделали многие другие эмигранты. Тем не менее он оказал огромное влияние на развитие музыкальной жизни в этой стране. Во многом именно благодаря его усилиям в Анкаре была открыта консерватория. До сих пор турецкие музыканты помнят и уважают Хиндемита .

В 1940 году Хиндемит перебрался в США . К этому же периоду относится начало разработки его собственного музыкального языка и педагогической системы. По мнению музыкальных критиков (в частности, Эрнеста Ансерме ), сочинения Хиндемита этого времени находятся под явным влиянием его собственной теории. Педагогическую деятельность в США Хиндемит вёл в Йельском университете , а также в Гарварде (на основе курса своих лекций он впоследствии создал книгу «Мир композитора»). После окончания Второй мировой войны обсуждалась идея приглашения Хиндемита на пост директора Гамбургской высшей школы музыки . В 1946 году Хиндемит получил гражданство США, однако в 1953 году вернулся в Европу и поселился в Цюрихе , где преподавал в университете. В это время он делает многочисленные записи в качестве дирижёра, в основном своих собственных сочинений.

Хиндемит умер в 1963 году во Франкфурте-на-Майне от острого панкреатита .

Музыка

Хиндемит — один из крупнейших немецких композиторов своего времени. Глубоко откликаясь на современную эпоху, Хиндемит искал внесубъективных форм выражения этого отклика и держался в стороне от музыкальной моды, в том числе — от додекафонии . Его ранние работы написаны в позднеромантическом стиле, в дальнейшем композитор обращается к экспрессионистской манере сочинения, отчасти в стиле раннего Арнольда Шёнберга , а в 1920-е годы — к сложному контрапунктическому стилю. Часто этот период в творчестве Хиндемита называют «неоклассическим», но его сочинения этого времени сильно отличаются от работ Стравинского , по отношению к которому обычно применяется этот термин. Манера письма Хиндемита скорее приближается к контрапунктическому языку Баха , чем к ясности классицизма Моцарта .

Этот новый стиль прослеживается в серии работ под названием «Kammermusik» (камерная музыка), создававшихся в период с 1922 по 1927 год. Каждая из этих пьес написана для небольшого инструментального ансамбля, часто необычного по составу (например, Kammermusik № 6 — это концерт для виолы д’амур — инструмента эпохи барокко и раннего классицизма. Надо сказать, что сам Хиндемит прекрасно владел этим инструментом). В течение своей творческой карьеры Хиндемит неоднократно обращался к нестандартным составам, например, в 1949 году он написал сонату для контрабаса и фортепиано.

В 1930-е годы Хиндемит от камерной музыки переходит к сочинениям для большого оркестра. В 1933—1935 годы он пишет одну из своих самых известных опер — «Художник Матис», в основе сюжета которой — жизнь художника Маттиаса Грюневальда . Эта опера пользуется большим уважением среди музыкантов, но, как и большинство других опер XX века, редко ставится на сцене. (Одна из постановок была осуществлена в 1995 году Нью-Йоркским оперным театром ). В этой опере Хиндемит попытался объединить неоклассицизм ранних работ и народную музыку. В дальнейшем музыку из оперы «Художник Матис» Хиндемит использовал в одноимённой симфонии, которая стала одним из самых известных сочинений композитора.

Подобно Курту Вейлю и Эрнсту Кшенеку , Хиндемит обращался к так называемой «публичной» музыке ( нем. Gebrauchsmusik ) — музыке, предназначенной отразить какое-либо политическое или социальное событие, часто написанной для исполнения любителями. Один из известных примеров такого сочинения в творчестве Хиндемита — «Траурная музыка» (Trauermusik), написанная в 1936 году . Хиндемит готовился к концерту на BBC , когда узнал о смерти английского короля Георга V . Буквально за несколько часов композитор написал по этому поводу небольшую пьесу для альта и струнных и исполнил её в тот же день.

Возможно, самое известное и часто исполняемое оркестровое произведение Хиндемита — «Симфонические метаморфозы тем Вебера», написанные в 1943 году . В этом сочинении композитор использовал темы из фортепианной музыки Карла Марии фон Вебера и переработал их так, что каждая часть произведения оказывается основанной на одной теме.

В 1951 году Хиндемит сочиняет «Симфонию си-бемоль мажор» для духового оркестра. Она была написана для исполнения американским духовым оркестром «Pershing’s Own». 5 апреля того же года состоялась премьера симфонии в исполнении этого оркестра под управлением самого Хиндемита . Это сочинение — образец «позднего», строго контрапунктического периода творчества Хиндемита. «Симфония си-бемоль мажор» — одно из основных произведений в репертуаре духовых оркестров и по сей день.

Основные сочинения

Полный список произведений Хиндемита доступен по ссылке .

Оперы

Балеты

Сочинения для оркестра

  • Концерт для оркестра, ор. 38 ( 1925 )
  • Концертная музыка для струнных и медных («Бостонская симфония»), ор. 50 ( 1930 )
  • Филармонический концерт (Вариации для оркестра; 1932 )
  • Симфония «Художник Матис» по одноимённой опере ( 1933 1934 )
  • Симфония ми-бемоль мажор ( 1940 )
  • «Симфонические метаморфозы тем Вебера» ( 1943 )
  • «Весенняя симфония» ( 1946 )
  • Симфониетта ми мажор ( 1949 )
  • Симфония «Гармония мира» по одноимённой опере ( 1951 )
  • Симфония си-бемоль мажор для духового оркестра ( 1951 )
  • «Питтсбургская симфония» ( 1958 )
  • Пять пьес для струнного оркестра

Сочинения для солирующих инструментов с оркестром

  • «Концертная музыка» для фортепиано, медных и арфы, соч. 49 ( 1930 )
  • Концерт для фортепиано с оркестром ( 1945 )
  • Концерт для скрипки с оркестром ( 1939 )
  • Траурная музыка для альта и струнных ( 1936 )
  • «Der Schwanendreher» . Концерт на темы старинных народных песен для альта с оркестром ( 1935 )
  • Концерт для виолончели с оркестром ( 1940 )
  • Концерт для кларнета с оркестром ( 1947 )
  • Концерт для валторны с оркестром ( 1949 )
  • Концерт для органа с оркестром ( 1962 )
  • Концерт для трубы, фагота и струнных ( 1949 )
  • «Четыре темперамента» — цикл для фортепиано и камерного оркестра

Камерные ансамбли

  • Квартет для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
  • Семь струнных квартетов
  • Два струнных трио
  • Трио для геккельфона , альта и фортепиано
  • Квинтет для деревянных духовых
  • Септет для духовых
  • Октет для духовых и струнных
  • Восемь пьес для струнного квартета и контрабаса ( 1927 )

Инструментальные сочинения

  • Скрипка и фортепиано
    • Соната № 1 ми бемоль мажор, соч. 11, № 1 ( 1918 )
    • Соната № 2 ре мажор, соч. 11, № 2 ( 1918 )
    • Соната № 3 ми мажор ( 1935 )
    • Соната № 4 до мажор ( 1939 )
  • Скрипка соло
    • Соната № 1, соч. 31, № 1 ( 1924 )
    • Соната № 2, соч. 31, № 2 ( 1924 )
  • Альт и фортепиано
    • Соната № 1 фа мажор, соч. 11, № 4 ( 1919 )
    • Соната № 2, соч. 25, № 4 ( 1922 )
    • Соната № 3 ( 1939 )
    • Маленькая соната для виолы д’амур и фортепиано, соч. 25, № 2 ( 1922 )
  • Альт соло
    • Соната № 1, соч. 11 № 5 ( 1919 )
    • Соната № 2, соч. 25 № 1 ( 1922 )
    • Соната № 3, соч. 31 № 4 ( 1923 )
    • Соната № 4 ( 1937 )
  • Виолончель и фортепиано
    • Соната № 1, соч. 11, № 5 ( 1919 )
    • Соната № 2 ( 1948 )
    • Три пьесы, соч. 8 ( 1917 )
  • Виолончель соло
    • Соната, соч. 25, № 3 ( 1923 )
  • Соната для контрабаса и фортепиано ( 1949 )
  • Духовые инструменты
  • Соната для арфы ( 1939 )

Сочинения для фортепиано

Сочинения для органа

  • Соната № 1 ( 1937 )
  • Соната № 2 ( 1937 )
  • Соната № 3 (на народные темы)( 1940 )

Книги по теории

  • Unterweisung im Tonsatz. Theoretischer Teil (Teil 1). Mainz: Schott, 1937.
  • A concentrated course in traditional harmony; with emphasis on exercises and a minimum of rules. New York: Associated Music Publishers, 1944
  • Elementary training for musicians. New York: Associated music publishers, inc., 1946
  • A composer’s world, horizons and limitations. Cambridge: Harvard UP, 1952

Признание

Премия Бальцана ( 1962 ).

Примечания

  1. . www.bach-cantatas.com. Дата обращения: 18 августа 2017. 19 августа 2017 года.
  2. Arnold Reisman. (англ.) . — New Academia Publishing, 2006. — ISBN 0-9777908-8-6 . 3 января 2007 года.
  3. Matthias Pasdzierny. Wiederaufnahme?: Rückkehr aus dem Exil und das westdeutsche Musikleben nach 1945. — Muenchen: Richard Boorberg Verlag, 2014. — S. 114.
  4. Holland, Bernard (1995-09-09). . The New York Times (англ.) . из оригинала 18 июля 2003 . Дата обращения: 18 августа 2017 .
  5. . 13 апреля 2001 года.
  6. Под словом Schwanendreher (используется в тексте средневековой народной песни, на которую написан концерт) подразумевается лирник — музыкант, играющий на колёсной лире . Ручка, которую крутит (drehen) лирник, имела вид изогнутой лебединой шеи (Schwann).

Литература

  • Kemp I. Hindemith. London; New York: Oxford UP, 1970
  • Briner A. Paul Hindemith. Zürich: Atlantis-Verlag; Mainz: Schott, 1971
  • Skelton G. Paul Hindemith: The Man Behind the Music: A Biography. London: Gollancz, 1975
  • Preussner E. Paul Hindemith: ein Lebensbild. Innsbruck: Edition Helbling, 1984
  • Noss L. Paul Hindemith in the United States. Urbana: University of Illinois Press, 1989
  • Luttmann S. Paul Hindemith: a guide to research. New York: Routledge, 2005
  • Беляев В. Творчество Пауля Хиндемита. Л.: Тритон, 1927
  • Холопов Ю. Н. // Музыка и современность. Вып. 1. М.: Музыка, 1962, с. 303—338
  • Холопов Ю. Н. // Музыка и современность. Вып. 4. М.: Музыка, 1966, с. 216—329 (систематический обзор учения Хиндемита с исчерпывающими нотными и схематическими иллюстрациями этого учения)
  • Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит: Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974
  • Шахназарова Н. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. М.: Советский композитор, 1975
  • Пауль Хиндемит: статьи и материалы / И. Прудникова, сост. М.: Советский композитор, 1979

Ссылки

Источник —

Same as Хиндемит, Пауль