Список органных залов на территории бывшего СССР
- 1 year ago
- 0
- 0
Здание бывшего музея княгини Тенишевой «Русская старина» — памятник архитектуры, объект культурного наследия в Смоленске . До революции в нём размещался историко-этнографический музей княгини Марии Клавдиевны Тенишевой ; затем — картинная галерея .
Здание с вывеской «Русская старина» находится неподалёку от центра города, на пересечении улиц и . Оно построено в 1903—1905 годах в русском стиле для размещения коллекции княгини Марии Клавдиевны Тенишевой . Эта коллекция, первоначально находившаяся в селе Талашкино , включала несколько тысяч памятников по истории, декоративно-прикладному и народному искусству, иконы, рукописи, оружие .
Тенишева, стремившаяся перевезти коллекцию в Смоленск, планировала разместить её в Никольской башне Смоленской крепостной стены , но этому воспротивился реставратор древнерусского зодчества Пётр Петрович Покрышкин . Тогда подруга Тенишевой княгиня Святополк-Четвертинская предоставила под строительство музея участок земли, где ранее находилась рисовальная школа, и в 1905 году коллекция разместилась в специально построенном для этой цели здании. В 1911 году Тенишева подарила свою коллекцию Московскому археологическому институту , филиал которого в 1910 году был открыт в Смоленске, а спустя год ему было передано и здание .
Княгиня
М. К. Тенишева
:
Более всего меня обидело, когда в одной из газет я прочла, что Жиркевич советовал смолянам, в случае если я подарю городу музей, отказаться от этого дара. Меня очень интересовало мнение смолян по поводу этой статьи. Я несколько месяцев ждала, чтобы хоть один человек из смолян, знавший и мой музей, и мою деятельность вообще, возвысил голос в мою защиту и заявил, что смоляне не нуждаются в советах Жиркевича и не разделяют его дурного мнения обо мне. Но русские люди тяжелы на подъём, равнодушны и совершенно не интересуются подобными вопросами. Напрасно я ждала этого слова, никто и не подумал об этом, никто не выразил мне ни малейшего сочувствия. Тогда, обидевшись на смолян, я сама ответила в одной газете, что если Смоленску мой музей не нужен, то я всегда найду, куда его поместить .
Основным автором проекта был художник Сергей Васильевич Малютин . Сама Тенишева также лично участвовала в проектировании здания совместно с художником Виктором Васнецовым .
Здание музея является одним из лучших произведений русского стиля в Смоленской области . Оно представляет собой двухэтажный куб с подвалами и мезонином , обращённым на тыльную сторону. С западной стороны к основному объёму здания примыкает пониженный объём вестибюля, фасады которого оформлены по проекту художников Зиновьева и Бекетова. Между цоколем и первым этажом выложен пояс из различных орнаментальных рядов фигурной кирпичной кладки. Фриз , карниз вестибюля и фигурные наличники здания выложены из белого кирпича. В крупный тимпан над главным входом среди растительного орнамента помещены вензель Тенишевой «МТ», дата начала строительства музея «1903» и надпись «Русская старина». Цветовую гамму изначально довершали цветные стёкла и черепичная кровля. Помещения внутри здания представляют собой 8 больших экспозиционных залов, которые перекрыты кирпичными сводиками по балкам без дверных полотнищ .
После революции имущество музея было национализировано . В мае 1920 года в здании бывшей (ныне — здание администрации Смоленска) открылась художественная галерея, которая в 1931 году была объединена с историко-этнографическим музеем, размещена в здании музея Тенишевой и получила название Музея изобразительных искусств имени Надежды Константиновны Крупской .
Музей являлся отделом ОГБУК « Смоленский государственный музей-заповедник » .
С 2010 года Смоленская художественная галерея находится в бывшем здании Александровского реального училища на ул. Коммунистическая, 4 . В здании «Русская старина» в этот период размещался музей « Смоленский лён » , однако впоследствии он переехал в Никольскую башню , а на Тенишевой, 7 планируется воссоздание музея «Русская старина».