Возникновение
термина
«антропология» восходит к
античной философии
. Древнегреческий
философ
Аристотель
(384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (
Кант
,
Фейербах
и др.), специальная
философская
дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «
философская антропология
».
На раннем этапе формирования антропологии как науки (XVIII — середина XIX веков) преобладало широкое понимание её как универсальной науки о человеке, включая его естественную историю, физическую организацию, психологию, культуру и язык. Первые общие концепции природы человека и человеческого общества предвосхитили теорию географического детерминизма и эволюционизма. Идея последовательной смены охотничьей, скотоводческой и земледельческой стадий развития человеческого общества была сформулирована
Робером Тюрго
; место человека в биологической классификации дал
Карл Линней
. Систематизацию знаний о человеке подпитывали научные открытия в гуманитарной области в первой половине XIX века: например, сравнительно-историческое языкознание, и археологические открытия
первобытности
. К середине XIX века главным стал эволюционистский взгляд на человека, связанный, в частности, с развитием изучения биологии человека и созданием
симиальной теории
его происхождения (от обезьяны)
Ч. Дарвина
.
С середины XIX века создаются антропологические научные общества. В 1855 году был открыт антропологический отдел в
Музее естественной истории в Париже
. Первое Антропологическое общество во Франции было создано на базе существовавшего ранее Этнологического общества в 1859 году
Полем Брока
. Такого же рода общества возникли в других странах: в 1863 году в Великобритании (в 1871 году оно объединилось с существовавшим ранее Этнологическим обществом в
) и в том же году в России (
Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии
), в 1869 году — в Германии (
); в Италии первым, в 1868 году, было создано
, в 1871 году такое же в
Риме
.
В дальнейшем во Франции и России под антропологией стали понимать главным образом изучение биологии (физическая, или биологическая, антропология), в англоязычных странах включали также изучение социальной и культурной деятельности человека (социальная, или культурная, антропология), в Северной Америке — ещё и археологию и
историческую лингвистику
.
В России под антропологией до недавнего времени продолжали понимать преимущественно
физическую антропологию
, но, начиная с 1990-х годов, в вузах России начали появляться кафедры социальной, культурной, политической и философской антропологии.
Направления
Традиционно выделяют несколько в разной степени обособленных друг от друга и взаимосвязанных дисциплин.
— занимается изучением человека как кибернетической системы, функционирующей на основании определённых программ.
— рассматривает воспитание как антропологический феномен.
Религиозная антропология
— богословское или философское учение о сущности человека, развиваемое в русле
теологии
и рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений. Самоопределение предмета антропологии в богословии — раскрытие учения церкви о человеке.
Феминистская антропология
— междисциплинарный подход к изучению антропологии (археологический, биологический, культурный, лингвистический), направленный на преобразование существующих исследований, социальных практик, а также выработку научных знаний с учётом
феминистской
теории
.
Физическая антропология
— изучает происхождение и
эволюцию
физической организации человека и его рас. Включает
палеоантропологию
и прикладную дисциплину
судебная антропология
. Рассматривает человека в качестве биологического
вида
в контексте его эволюции и в сравнении с его ближайшими родственниками — современными и ископаемыми человекообразными
приматами
. Одним из основных разделов палеоантропологии является
расоведение
, исследующие
расы
человека (проблемы классификации современных рас, их географическое распространение, историю формирования и т. д.)
.
Философская антропология
— философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
Меджидова, Наргиз (2022-12-15).
(PDF)
.
.
5
(4): 22–37.
eISSN
.
ISSN
.
OCLC
.
(PDF)
из оригинала
28 января 2023
. Дата обращения:
15 декабря 2022
.
{{
cite journal
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (дата и год) (
ссылка
)
Якимов В.
Антропология
// Философский энциклопедический словарь
(рус.)
. — 2010.
//
Философская энциклопедия
. В 5-х т. —
М.
: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Воронцова Л. П.,
Антропология
// Культурология. XX век. Энциклопедия
(рус.)
. — 1998.
//«Культурология. XX век. Энциклопедия», Университетская книга, Санкт-Петербург, 1998.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 ноября 2020.
18 июня 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 октября 2020.
29 октября 2020 года.
Дерягина М. А.
Эволюционная антропология: Биологические и культурные аспекты. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное.
М.
: Изд-во УРАО, 2003. 208 с.
Ископаемые гоминиды и происхождение человека. Труды ин-та Этнографии им. Н. И. Миклухо-Маклая. Нов. сер. Т. 82.
М.
: «Наука». 1966. 555 с.
Джохансон Д.
, Иди М.
Люси: Истоки рода человеческого.
М.
, 1984.
Кибернетическая антропология
Исаев А.А.
Программы человека. М.: Директ-Медиа, 2022. - 47 с.
Социальная и культурная антропология (учебники)
Токарев С. А.
История зарубежной этнографии: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1978. 352 с.
Итс Р. Ф.
Введение в этнографию: Учебное пособие. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.
Бейтсон Грегори.
Шаги в направлении экологии разума: Избранные статьи по АНТРОПОЛОГИИ. Пер. с англ. Изд.3, 2010 — подходы к решению поставленной автором широкомасштабной задачи по ревизии и модификации фундаментальных основ гуманитарного знания в свете современных положений кибернетики, теории информации и теории систем, а также созданию новой синтетической науки о живом, которую он назвал «экология разума».
: Монография/МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э. А. Дидоренко, Восточноукр. нац. ун-т им. В. Даля. — Луганск: РИО ЛГУВД им. Э. А. Дидоренко, 2010. — 368 с.
ISBN 978-966-2905-79-3
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны
неавторитетными источниками
или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки
ссылками на соответствующие правилам сайты
или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).