Социальная работа
- 1 year ago
- 0
- 0
Социа́льная револю́ция в Руа́нде ( англ. Rwanda's Social Revolution ), также известная как Руанди́йская револю́ция ( англ. Rwandan Revolution ; фр. Révolution rwandaise ), Револю́ция ху́ту ( англ. Hutu revolution ), Социа́льная револю́ция ху́ту ( англ. Hutu social revolution ) или « Ве́тер разруше́ния » ( руанда umuyaga wo kurimbuka , англ. Wind of destruction ), — период истории Руанды с 1959 по 1961 год, который характеризовался взаимным насилием между двумя основными национально-этническими группами страны — хуту и тутси , развившимся на почве этнической и национальной ненависти. Итогом стало преобразование Руанды из подконтрольной Бельгии монархии во главе с династией тутси родом из клана в независимую республику под контролем хуту .
Революция началась в ноябре 1959 года с серии нападений, поджогов домов и этнических столкновений, совершённых хуту после того, как группа экстремистов из числа тутси совершила нападение на их вождя Доминика Мбоньюмутву . В ответ тутси попытались добиться скорейшей независимости и изгнать хуту и бельгийцев из страны, но в этом им помешал властвовавший в регионе бельгийский полковник . Бельгийцы стали поддерживать замещение тутси хуту, проводя массовые переназначения и чистки в государственном аппарате. Король Кигели V превратился из фактического правителя страны в номинального властителя, который на деле не имел никакой власти; позже он и вовсе бежал из страны. На фоне продолжающегося этнического насилия бельгийцы организовали выборы, на которых победили националисты-хуту, собрав более 70 % поддержки. В 1961 году страна стала автономной республикой, а год спустя получила независимость.
Революция оказала большое влияние не только на Руанду, но и на ряд других стран региона Великих Африканских озёр . Некоторые историки называют это событие ключевым в истории региона. Оно унесло жизни около ста тысяч человек, не менее 336 тысяч человек стали беженцами. В дальнейшем партизанские отряды тутси пытались вернуть себе власть, порождая новые всплески этнического насилия . В 1990 году самая крупная из группировок, сформированных из беглецов, — Руандийский патриотический фронт — развязала полномасштабную гражданскую войну , которая привела к ещё более серьёзному обострению межнациональных отношений в стране и геноциду . В итоге РПФ во главе с Полем Кагаме одержал победу и вернул власть тутси. На 2023 год данная военизированная группировка, преобразованная в партию, остаётся главной правящей силой в стране.
Племена охотников-собирателей заселили территорию современной Руанды, как и все земли вокруг Великих Африканских озёр , не позднее последней ледниковой эпохи , в промежутке между началом или серединой неолита и 3000 годом до н. э., то есть примерно концом . Они считаются предками тва , самой древней и ныне самой малочисленной нации страны .
В 2000 году до н. э. состоялась миграция говорящих на языках банту племён с юга Африки . Относительно того, кем были мигрировавшие племена , есть две теории. Согласно первой из них, «первой волной мигрантов» были хуту или их предки, а тутси представляют собой пришедшие позже племена завоевателей с севера, из района притоков Нила . Таким образом, последние генетически отличаются от хуту , в пользу чего говорит и тот факт, что хуту — земледельцы , а тутси — скотоводы . Согласно другой теории, племена, являющиеся предками хуту и тутси, прибывали в земли Великих Африканских озёр с юга одновременно и постепенно, небольшими группами, а позже слились в единый народ . Таким образом, исходя из этой теории, все сложившиеся между хуту и тутси различия являются не этническими , а лишь классовыми , связанными с тем, что вторые стали править первыми . В целом же остаётся крайне дискуссионным; в научном сообществе достаточно давно не существует единого мнения на этот счёт . Так или иначе, уже к XVIII—XIX векам обе основные племенные группы страны говорили на одном языке из группы банту , носили одинаковые имена и вступали в брак друг с другом .
Изначально племена банту по всей территории Великих Африканских озёр организовывались в кланы ( руанда ubwoko ), в составе каждого из которых были как тутси, так и хуту с тва . Позже эти кланы стали объединяться в «королевства» и «княжества» — к 1700 году таких монархий насчитывалось уже восемь . Правителями большинства государств были хуту .
Примерно с середины XIV века на территории современной Руанды существовало три «княжества», которыми правили тутси . К 1740—1750-м годам они объединились в « королевство », которое вскоре стало доминирующим в регионе , а через сто лет, в правление короля-воина Кигели Рвабугири (он же Кигели IV ), достигло территориального апогея . Ему удалось расширить территорию своего государства почти втрое, завоевав земли нескольких соседей. После этого король начал далеко идущую земельную реформу , в ходе которой в обмен на работу в угоду тутси хуту передали часть скота и земель, пригодных для сельского хозяйства. Ранее они были де-факто бесправны, жили общинами и практически не имели имущества . Введённая королём система напоминала барщину и на местном наречии называлась убуретва ( руанда uburetwa ) — хуту работали безвозмездно два дня в неделю на своего хозяина из тутси . К тому же «королевство» во времена Кигели IV стало полноценным скотоводческим феодальным государством, в котором земледелие, традиционное занятие хуту, не играло большой роли . После этой реформы хуту стали ощущать себя ещё более униженными, чем ранее, поскольку до этого ничего не имея из имущества, они хотя бы не были прислугой у тутси . К тому же представителям двух национальностей отныне было фактически запрещено вступать друг с другом в брак; единичные случаи могли караться изгнанием . Тва же чувствовали себя лучше хуту. Некоторые из них даже были приближёнными королей. Однако представители этой карликовой нации были слабы физически, имели маленькое потомство, в связи с чем их количество стремительно сокращалось .
В 1884 году ведущие державы Европы провели в Берлине конференцию , на которой закрепили границы, по которым должен был проходить колониальный раздел Африки . После этого на территорию Руанды и в близлежащие «княжества» начались европейские экспедиции. Первым из тех, кто сумел проникнуть в земли «королевства», стал австриец Оскар Бауман , ступивший на землю Руанды уже в 1892 году . Следом за ним во главе войска в 620 человек сюда прибыл Густав Адольф фон Гётцен , которому даже удалось побывать на официальном приёме у короля, на котором Густав предложил ему добровольно перейти под протекторат Германии . Король ответил отказом, что привело к государственному перевороту , первому в истории страны . На трон сел Юхи V Мусинга , признавший протекторат кайзера и 22 марта 1897 года закрепивший его законодательно . Немцы создали здесь сильную вертикаль власти и осуществляли опосредованное военное правление, привлекая к процессу племенных вождей с целью обеспечения возможности содержания на территории как можно меньшего числа войск .
Ситуация изменилась с началом Первой мировой войны . 31 августа 1915 года Бельгия, входившая в Антанту и воевавшая с входившей в Тройственный союз Германией, вторглась в земли Германской Восточной Африки и к следующему году взяла значительную часть этой колонии под свой контроль, установив свою администрацию . Одержав победу, бельгийцы, как писал французский профессор и специалист по региону Великих озёр Африки Жан-Пьер Кретьен , стали управлять страной ещё более жёстко, чем немцы: они лишили всех местных вождей прав на правление своим народом и под мандатом Лиги наций управляли сами, централизованно и без посредников . Однако, согласно историку-африканисту , власть короля оставалась незыблемой, и в действительности все европейские чиновники, которые управляли провинциями, назначались лишь с его согласия. По её словам, главы низших субъектов теоретически зависели от них, однако де-факто тоже напрямую подчинялись мвами , а резиденции европейских губернаторов управлялись его жёнами или наложницами . Таким образом, в каждом округе было минимум по три должностных лица, напрямую зависевших от короля . Стремясь держать под контролем любые действия в колонии, бельгийцы сохранили немецкую систему управления государством и сотрудничали с традиционными руандийскими вождями-тутси, что ставило хуту в ещё более зависимое положение, чем когда «королевство» было полностью независимым . Они же внедрили в систему управления страной удостоверения личности с указанием национальности в отдельной графе без возможности её изменения, что сделало национальную ситуацию ещё более напряжённой . До этого люди разделялись по нациям более по социально-политическому, нежели этническому признаку , и могли «переходить из одной национальности в другую»: разбогатевший хуту имел возможность примкнуть к правящей элите, где его считали тутси, а обедневших тутси нередко относили к хуту .
Бельгия продолжала управлять территорией Руанды и после окончания Второй мировой войны , получив от Организации Объединённых Наций мандат на контроль территории вплоть до обеспечения её независимости . Война значительно изменила жизнь в стране, в частности экономический ландшафт: оборот наличности рос , а вместе с ним рос и спрос на рабочую силу на рудниках конголезской Катанги и на сахарных и кофейных плантациях Руанды-Урунди . Одновременно произошёл важный сдвиг в католической церкви : многих священников руандийской церкви, происходивших из богатых и консервативных слоёв общества , бельгийцы заменили на молодое и готовое к переменам духовенство из рабочего класса, подавляющая часть из которого была фламандцами по происхождению. В отличие от ранее занимавших эти посты валлонских бельгийцев, они сочувствовали положению хуту . Новые экономические условия и хорошо налаженное семинарское образование, которое давала церковь, дали хуту невозможную ранее социальную мобильность и позволили им создать своеобразную интеллигенцию , наиболее видной фигурой которой стал Грегуар Кайибанда . Как и большинство представителей сформированной «контрэлиты» хуту, он прошёл подготовку для получения духовного сана в и, завершив в 1948 году своё обучение на священника , устроился учителем начальных классов. В 1952 году Кайибанда сменил Алексиса Кагаме на посту редактора католического журнала L’Ami . В конце десятилетия он был одним из членов совета директоров продовольственного кооператива и редактором одного из поддерживающих движение хуту журналов Kinyamateka . Позже Кайибанда основал «Социальное движение Мухуту» ( фр. Mouvement Social Muhutu, MSM ), которое ставило своей целью защиту прав и интересов хуту .
Второй крупной фигурой движения был . Как и Кайибанда, он был семинаристом , но в своё время прекратил обучение, задавшись целью построить небольшой кирпичный завод на юге страны, где и жил . Он основал партию под названием « » ( фр. Association pour la promotion sociale de la masse, APROSOMA ). Историки церкви Ян и Джейн Линдены описали его как более сострадательного, нежели Кайибанда, но часто неустойчивого и порой фанатичного человека . В отличие от Кайибанды, Гитера ещё в 1957 году призывал к решительным действиям по свержению монархии, «угнетающей хуту». При этом по большей части его риторика была нацелена более на освобождение бедных (как хуту, так и тутси) от власти богатых королей, нежели на социальное разделение представителей разных национальностей .
В начале и середине 1950-х годов Бельгия проводила на территории Руанды-Урунди политику либерализации , демократизации и насаждения антикоммунизма . Интеллигенция поддерживала достаточно дружественные отношения с королём страны, надеясь мирно добиться установления конституционной монархии . Молодые хуту и тутси, которые вместе получали образование в семинарии или работали в области международной торговли , объединялись в группы , получившие среди европейцев известность как ( букв. «Развитый» ), и в дальнейшем работали на младших должностях в колониальной администрации . Однако во второй половине 1950-х отношения между ними резко ухудшились . В июле 1956 года конголезская газета La Presse Africaine опубликовала статью анонимного священника с подробным описанием многолетних предполагаемых злоупотреблений со стороны действующей власти в отношении хуту. Данная публикация не была единственной: позже несколько других конголезских и руанда-урундийских газет опубликовали похожие статьи, которые подробно описывали историю межнациональных взаимоотношений, а также статус и полномочия мвами. Король Мутара III и члены правящей верхушки тутси отвергли эти обвинения, заявив, что никаких национальных различий в государстве не существует и что хуту и тутси неотличимы друг от друга .
До 1956 года монархи тутси не придавали большого значения процессу обретения независимости, будучи уверены, что в должный момент бельгийцы просто передадут им всю полноту власти. Однако в конце этого года Мутара III и его приближённые, встревоженные быстрорастущим влиянием хуту, начали кампанию по максимально быстрому переходу к независимости . Историк Джеймс Карни назвал 1956 год в Руанде-Урунди «годом манифестов» ( англ. The Year of Manifestoes ) . Сначала мвами и его верховный совет, в котором по-прежнему доминировали тутси , через манифест, названный «mise au point» и написанный в ожидании миссии ООН , предложили основать новые министерства, которыми они бы управляли независимо от колонизаторов: финансов, образования, общественных работ и внутренних дел. Интеллигенция хуту быстро отреагировала на это событие, расценив его как заговор правящей элиты с целью закрепления превосходства тутси в стране и после обретения независимости . Кайибанда вместе с другими лидерами хуту начал работу над своим манифестом, получившим название « » ( фр. Manifeste des Bahutu ) . В его написании хуту помогали молодые бельгийские священнослужители, которые по-прежнему сочувствовали положению представителей этой национальности . Данный документ подверг резкой критике косвенное правление бельгийцев. Он призывал к отмене системы и развитию среднего класса в обществе. Это был первый в истории документ, в котором хуту и тутси представляли друг друга принадлежащими к разным расам: первые называли вторых хамитами и обвиняли в расизме и установлении «расовой монополии», называя расу «маркером угнетения и свободы» . Через манифест Кайибанда и другие лидеры хуту призывали к передаче всей полноты власти от тутси к ним на основе « статистического закона» и к началу экономических и политических реформ в стране . Эти манифесты о конкурирующих друг с другом представлениях по развитию будущего страны привлекли значительное внимание бельгийских политиков и общественности к проблемам социальной политики и социального неравенства в Руанде, которые до этого были предметом изучения лишь для социологов и некоторых специализированных подразделений бельгийской администрации .
Следующим катализатором ухудшения отношений стали , прошедшие в 1957 году, на которых имели право голосовать все совершеннолетние мужчины . 66 % избранных парламентариев были хуту, однако ранее на этих должностях хуту и тутси было поровну. На более высокие же должности люди по-прежнему назначались, а не избирались, и почти все они были тутси. Такая несбалансированность подчеркнула, что национальное неравенство не в пользу хуту могло существовать .
В 1958 году группа настроенных хуту во главе с Гитерой посетила дворец в Ньянзе . Гитера относился к монарху подчёркнуто уважительно, а Мутара III к лидеру хуту наоборот — с ярко выраженным презрением. В какой-то момент он схватил Гитеру за горло и назвал его и его последователей «ненавистниками Руанды» ( руанда inyangarwanda ). Это унижение побудило организации MSM, APROSOMA и поддерживающие хуту католические издания занять более твёрдую антимонархическую позицию . Журнал Kinyamateka опубликовал подробный отчёт о том, как монарх обращался с лидером хуту, развенчивая его полубожественный образ и обвиняя в « смертных грехах » — расизме и поддержке доминирования тутси в повседневной жизни. Кроме этого, в журнале публиковались статьи, которые цитировали мифы о происхождении хуту, тутси и тва из «манифеста Бахуту». Авторы этих статей называли политику мвами несовместимой с идеями равенства и демократии . Они не оспаривали власть короля над «крестьянами» напрямую , но рассказ об эмоциональном всплеске Мутары III привёл к расколу между ним, интеллигенцией хуту и бельгийскими властями . В том же году бельгийское колониальное правительство попыталось лишить короля власти, сделав его лишь номинальным властителем . Однако Мутара III всё ещё был популярен у локальных руководителей и среди большинства тутси, которые опасались усиления господства хуту и всё растущего националистического движения последних. Поэтому действия бельгийцев привели к серии протестов и забастовок .
В декабре 1958 года губернатор Руанды-Урунди выступил с официальным заявлением, в котором признал существование в стране этнонациональной проблемы, однако утверждая при этом, что она носит не политический характер. Он потребовал от хуту объединиться с тутси в общей борьбе с бедностью, а не заниматься межплеменной рознью . Позже, в январе 1959 года, бельгийское правительство организовало «рабочую группу» ( фр. Groupe du Travail ) и направило её в Руанду для «разведки политической ситуации» . Она вернулась в апреле или мае того же года , после чего правительство страны созвало парламентскую комиссию для изучения доступных вариантов демократизации и предоставления независимости колонии , по итогам заседания которой назначило новые выборы на конец года . Совместно с бельгийцами и большей частью духовенства на своей стороне Гитера начал кампанию по уничтожению или захвату ( руанда Kalinga ) — королевского барабана , одного из главных символов монархии. Мутара III к тому моменту был окончательно испуган движением хуту и контрабандным путём вывез музыкальный инструмент из страны. Он употреблял много алкоголя . 25 июля того же года Мутара III умер в Усумбуре вскоре после обращения за медицинской помощью. После первоначального обследования врачи пришли к выводу, что он скончался от кровоизлияния в мозг . Как писала американский гуманитарный деятель в книге о своей жизни в Руанде, многие руандеры тогда были уверены, что это бельгийцы ввели королю смертельную инъекцию . И хотя вскрытие никогда не проводилось из-за возражения королевы-матери, оценка независимых врачей позже подтвердила первоначальный диагноз естественной кончины . О наличии подобных подозрений у населения писала и Кэтрин Ньюбери, которая при этом отметила, что каких-либо реальных оснований для них у жителей не было . В бельгийских правительственных кругах ходили слухи, что король покончил жизнь по указанию придворных историков . Несмотря на отсутствие обоснования подозревать бельгийцев в убийстве, данная смерть стала основным катализатором для вспышки межнациональных противоречий и дальнейших событий . Элита тутси, полагая, что короля убили высокопоставленные лица церкви при поддержке бельгийского правительства, начала кампанию против них . Кигели V , брата Мутары III, на должность мвами тутси назначили уже не только без участия европейцев , но и даже против их воли . Историки церкви Ян и Джейн Линдены описали это событие как «малый переворот тутси» .
После коронации Кигели V , которая прошла 28 августа 1959 года , многие тутси, желавшие максимально быстрого продвижения к независимости , основали прокоролевскую и действующую на основе манифеста Мутары III партию, которая получила название « » ( фр. Union Nationale Rwandaise, UNAR ). Однако она, несмотря на свою в целом монархическую направленность, не контролировалась непосредственно королём и собиралась после независимости сделать страну частью коммунистического блока . UNAR призывала руандеров, «детей Руанды», бороться «за независимость страны и против угнетения со стороны бельгийцев» . Однако она имела и скрытую от основных масс цель — заставить последних подавить новые группировки хуту . Помимо этого, UNAR начала продвижение руандийского национализма , пообещав в первую очередь заменить в школьном курсе истории изучение истории Европы на изучение завоеваний короля Кигели IV, и призвала к устранению « белых захватчиков» и их миссионеров . Это побудило церковные власти, а вместе с ними и многих руандеров, которые считали, что церковь вытащила их из бедности, назвать UNAR антикатолической организацией . Они опубликовали это официальное от имени церкви заявление в газете Temps Nouveaux d’Afrique . Гитера же, пользуясь этим обстоятельством, ложно заявил о поддержке церкви со стороны своей партии . Колониальное правительство попыталось ограничить всё растущее влияние UNAR с помощью устранения трёх лидеров партии, а также открыло огонь по протестующим руандерам . Тем временем Грегуар Кайибанда зарегистрировал своё движение MCM как официальную политическую партию, которая получила название « Пармехуту » ( Parti du Mouvement de l’Emancipation Hutu , с фр. — «Движение и партия за освобождение хуту») . Она начала мобилизовать ячейки сторонников по всей стране, призывая к установлению конституционной монархии при политической власти хуту . Историк-африканист Кэтрин Ньюбери описала ситуацию в конце 1959 года как «кипящий котёл» ( англ. simmering caldron ) : количество демонстраций хуту, требовавших передачу власти представителю их национальности, равно как и аналогичных митингов со стороны тутси, стало настолько велико, что 10 октября бельгийцы запретили их вовсе. Однако данное действие лишь «подлило масла в огонь». 17 октября напротив резиденции губернатора в Кигали прошла демонстрация с требованием освобождения трёх ранее задержанных вождей тутси. Бельгийцы применили против неё слезоточивый газ , и мирное шествие переросло в насилие, в ходе которого пострадали четыре человека, один из которых позже умер . К концу ноября, когда должен был быть опубликован новый парламентский отчёт о ситуации в стране и приближались новые выборы , уровень напряжённости достиг пика . На тот момент бельгийцы планировали привести страну к автономному управлению лишь к 1964 году, а в 1968 году даровать окончательную независимость .
В воскресенье , 1 ноября 1959 года, Доминик Мбоньюмутва , один из немногочисленных хуту на высших должностях в колониальной администрации, активист за права хуту и член партии «Пармехуту», подвергся нападению после посещения мессы со своей женой возле церкви, недалеко от своего дома в Баймане, в . Нападавшими были девять членов молодёжного крыла UNAR, которые мстили за отказ Мбоньюмутвы подписать письмо протеста организации, которое осуждало произведённые бельгийцами смещение и арест трёх вождей тутси . Сначала они вовлекли его в разговор о всё растущем влиянии хуту на жизнь в Руанде, а после нанесли удар кулаком . Мбоньюмутва смог отбиться от нападавших и вместе с женой спокойно вернулся домой , но по стране стали расползаться слухи о том, что он был убит . Джеймс Карни предположил, что эти слухи Мбоньюмутва мог распускать сам .
Нападение на Мбоньюмутву стало очередным катализатором, вызвавшим ожидаемый, в связи с напряжённостью в предыдущие месяцы, насильственный конфликт между хуту и тутси. 2 ноября, на следующий день после нападения, хуту устроили акцию протеста напротив дома вождя тутси Афанасе Гашагазы, непосредственного начальника Мбоньюмутвы, в Ндизе (провинция Гитарама) . Демонстрация завершилась мирно, но на следующий день в том же месте прошла ещё одна, которая переросла в массовую драку. Хуту с лозунгом «за Бога , церковь и Руанду» убили четырёх тутси и заставили Гашагазу скрыться и покинуть свой пост. Его место занял Мбоньюмутва . Таким образом началась так называемая «ноябрьская революция» , которую в официальных бельгийских кругах описали словами « гражданская война » .
Протесты, которые ранее медленно тлели, быстро переросли в массовые беспорядки и вскоре охватили всю страну: объединённые в группы, хуту перемещались по своим районам и нападали на дома тутси . 7 ноября началось восстание в Гичумби и Каронги , а 10 ноября волнения добрались до Ньябисинду и Кигали (при том, что последний населяли преимущественно тутси) . Исключением стали провинция Астрида , где проживал Джозеф Гитера, и крайние юго-западные и восточные регионы страны — Русизи и Нгома . Хуту в основном поджигали имущество тутси и грабили их дома, а не убивали. Жертв в этот период было немного — они были связаны со случаями, когда тутси давали активный отпор . Сначала в Ндизе, а затем и по всей стране хуту сожгли дотла множество домов тутси . Главным их «оружием» был парафин — легковоспламеняющееся и широкодоступное, благодаря использованию в лампах, средство . Оставшись без крова, одни тутси принялись искать убежище в домах бельгийских католических миссионеров, в то время как другие направились в другие колонии, такие как Бельгийское Конго или британская Уганда . Поджигатели вербовали в свои ряды крестьян из деревень, быстро распространив восстание по всей стране . При этом многие из мятежников-хуту, веря, что король является сверхчеловеком для тутси, утверждали, что совершают нападения от его имени . Самые сильные беспорядки происходили на северо-западе колонии. Например, в провинции Мусанзе сгорели все дома, в которых на момент мятежа жили тутси .
Первоначальная реакция бельгийских властей на насилие была сдержанной: в начале ноября колониальное правительство имело на территории Руанды лишь 300 военнослужащих, несмотря на существующую угрозу начала гражданской войны, которая лишь усилилась за прошедшие месяцы. Альфонс ван Хоф, белый отец , работавший в стране, описал бельгийские силы как «несколько джипов, мчащихся по дороге» ( англ. a few jeeps speeding along the road ). Некоторые поджигатели были арестованы, но колонизаторы не смогли предотвратить распространение восстания и были вынуждены вызвать подкрепление из Конго . Король попросил у бельгийцев разрешения сформировать собственную армию для борьбы с насилием , однако колониальный губернатор отказал ему в этой просьбе. Как утверждает Джеймс Карни, представитель колониальной власти опасался, что если дать тутси вооружиться, то данный кризис действительно перерастёт в полномасштабную гражданскую войну .
Несмотря на отказ в вооружении, 7 ноября король Кигели V начал контрнаступление против восставших . Мобилизовав тысячи верных ему ополченцев , он приказал арестовать или убить несколько видных лидеров националистических движений хуту в надежде, что потеря командования приведёт к «подавлению остальных крестьян» . Среди погибших в ходе контратак был брат Гитеры, который являлся одним из руководителей APROSOMA . Многие из арестованных были доставлены в королевский дворец в Ньянзе, где их пытали члены UNAR. Кайибанда в это время успешно скрывался, и поэтому его схватить не удалось . 9 и 10 ноября отряды Кигели V атаковали возвышенность в , недалеко от Астриды, стремясь добраться до дома лидера APROSOMA и схватить его. Гитера собрал все имевшиеся у него силы на защиту холма и позже контратаковал в ответ . Силам короля не хватило боевого опыта, чтобы выиграть эту битву, и в конце концов колониальные власти направили собственные силы в Саве с целью предотвращения дальнейшего кровопролития. Это привело к побегу Гитеры . Хотя у Кигели и UNAR оставалось больше сил, и они были лучше вооружены, чем группировки хуту, тутси знали, что бельгийцы теперь решительно поддерживают националистов. Они понимали и то, что время работало на противника. Поэтому UNAR при поддержке короля стремилась максимально быстро добиться независимости и воспользоваться обретённой полнотой власти в своих интересах .
Ноябрьское восстание 1959 года и последующие боевые действия между хуту и тутси положили начало революции, но, как утверждает Джеймс Карни, именно решительное вмешательство в конфликт бельгийцев обеспечило изменение ролей этих двух этнических групп в независимой Руанде . Наиболее важное решение принял , полковник бельгийской армии , который служил в Бельгийском Конго в составе колониальной жандармерии Force Publique . Как утверждает Кэтрин Ньюбери, Логест был близким другом губернатора Руанды-Урунди Жан-Поля Арруа , и ещё до начала революции последний попросил полковника приехать в Руанду, чтобы оценить расквартированные там силы Бельгии . После первой вспышки насилия Логест ускорил свой отъезд из Конго и 4 ноября уже прибыл в Руанду . Вместе с ним прибыли несколько солдат. Арруа отдал той боевой группе приказ любым способом восстановить порядок в колонии .
Описанный Карни как набожный католик и социал-демократ по политической ориентации , Логест решил помочь хуту обрести власть в стране . Отчасти это было связано с соображениями безопасности, поскольку он утверждал, что хуту продолжат своё насилие, если тутси останутся у власти. Тем не менее Логест выступал за революцию на демократических основаниях, поскольку видел в этом возможность для «угнетённых крестьян-хуту» восстать против правящего класса из тутси . Позже он писал в своих мемуарах:
Некоторые из моих помощников считали, что я был неправ, что относился с таким пристрастием к тутси, и что я вёл Руанду по пути демократизации, конец которой был далёк и не определён. Это, вероятно, было желание положить конец надменности и разоблачить двуличие, которое лежало в основе деспотичной и несправедливой аристократии .
После того как Кигели и UNAR устроили нападение на лидеров хуту ради справедливого, по их мнению, возмездия, приоритетной задачей Логеста и его людей стала защита мятежников .
12 ноября, после того как Арруа объявил чрезвычайное положение, он назначил Логеста «особым военным губернатором» ( англ. Special military resident ) с мандатом на любые действия с целью восстановления порядка в колонии . Чувствуя, что независимость страны неизбежна и что UNAR и руководство тутси имеют возможность достаточно быстро сформировать независимое королевство тутси, он со всей решительностью подтолкнул политические силы в стране к помощи хуту в установлении республики. При поддержке Арруа Логест назначил нескольких представителей интеллигенции на высшие административные должности . Затем он заменил на хуту более половины вождей тутси. Большая часть назначенцев при этом принадлежала к националистической «Пармехуту». Логест назвал эти назначения временными, заявив, что вскоре последуют прямые и полностью демократические выборы. При этом, если многих членов UNAR предали суду и осудили за совершённые ими в ходе «ноябрьской революции» преступления, хуту из группировок «Пармехуту» и APROSOMA, виновные в поджогах и убийствах, избежали наказания и ушли без предъявления обвинений. В декабре 1959 года Логест получил новую должность — «особого гражданского губернатора» ( англ. Special civil resident ), заменив более консервативного политика Андре Преудомме . Бельгийское правительство уполномочило полковника свергнуть короля Кигели V и наложить вето на его решения, что означало установление де-факто «конституционной диктатуры » при полной власти Логеста как фактического руководителя страны .
В период после смерти Мутары III в июле 1959 года и последующего переворота против бельгийцев со стороны тутси движение «Пармехуту» Кайибанды получило решающее преимущество в уровне поддержки по сравнению с APROSOMA Гитеры и UNAR тутси. Последняя выступала за подход к руандийскому национализму, в то время как авторитарное правление короля подпитывало враждебные к тутси настроения среди хуту . Власть и поддержка «Пармехуту» ещё больше усилились после ноябрьских протестов и беспорядков, когда Логест назначил временных лидеров, которые принадлежали в основном к этой партии, что позволило им задавать повестку дня и контролировать проведение будущих выборов . Несмотря на это, члены партии утверждали, что людям хуту всё ещё требуется больше времени, чтобы «достаточно эмансипироваться и начать эффективно защищать свои права». Они успешно лоббировали бельгийцев, убедив их перенести выборы с января на июнь 1960 года. В марте Руанду посетила делегация Организации Объединённых Наций, которая должна была оценить прогресс политических реформ в стране на пути к независимости. Во время её визита основные политические партии поощряли уличные демонстрации, которые перерастали в новые вспышки насилия. Некоторые дома тутси сжигались прямо на глазах у представителей делегации. Это побудило представителей ООН в апреле 1960 года заявить, что бельгийские планы на июньские выборы неосуществимы . Вместо этого они предложили бельгийцам провести круглый стол с участием всех политических группировок, чтобы положить конец насилию . В этом же году, за некоторое время до выборов, «Пармехуту» выступила с заявлением, направленным в сторону антиколониального движения всего мира. Оно получило название «Appel Pathétique» ( букв. «Страстный призыв») и де-факто отождествило европейский колониализм и ранний феодализм :
Население Руанды-Урунди желает независимости от двух колонистов: европейцев и тутси. Первый колониализм в истории Руанды — это феодализм колониального характера. Хуту, составляющие 85 % населения страны, подвергались насилию [со стороны] бесчеловечного феодального режима тутси, пришельцев из Эфиопии , что составляют не более 14 % населения [страны] .
Несмотря на предостережение, бельгийские власти решили всё же провести выборы в июне/июле 1960 года. Их результатом стала решительная победа «Пармехуту», которая получила 160 из 229 мест (в целом же разные партии хуту получили на выборах 83,94 % голосов). Все партии тутси вместе взятые контролировали лишь 19 мест. Члены «Пармехуту» немедленно лишили местных вождей их прав и власти. Они проводили политику, подобную феодализму в годы «королевства» Руанда и Руанды-Урунди, однако при этом отдавали предпочтение хуту. Несмотря на то, что Логест объявил об окончании революции после проведения выборов, насилие продолжилось: массовые убийства тутси происходили на протяжении всего периода 1960—61 годов . Король Кигели V, который жил фактически под арестом в южной части страны , в июле 1960 года окончательно бежал и несколько десятилетий жил в различных странах Восточной Африки , прежде чем обосноваться в США .
После выборов 1960 года, закрепивших господство хуту, Бельгия в целом и Логест в частности поддержали «Пармехуту» и утвердили результаты выборов. Влияние тутси было практически уничтожено. Совет по опеке ООН , в котором доминировали страны коммунистического блока, поддерживавшие UNAR, был недоволен произошедшим. Он выпустил две резолюции от имени Генеральной Ассамблеи под номерами 1579 и 1580, которые призывали к новым выборам и референдуму о монархии . Логест решительно отклонил их как «совершенно бесполезные». В январе 1961 года в Бельгии прошла конференция по вопросу национального примирения, закончившаяся неудачей, после чего в Руанде начался переворот, направленный на окончательное свержение монархии .
Министр внутренних дел созвал национальное совещание местных выборных должностных лиц, якобы для обсуждения вопросов поддержания порядка на предстоящих выборах до получения независимости . Рано утром 28 января 1961 года грузовики начали доставлять членов коммунальных советов и бургомистров в город Гитарама . В конечном итоге было собрано 3126 местных чиновников. Группа собралась на городском рынке, чтобы выслушать ряд ораторов . Неподалёку собрались около 25 тысяч человек, которые собирались следить за процессом . Первым выступил Рвасибо, который произнёс длинную речь с критикой монархии и закончил её вопросом: «Каково будет решение проблемы монархии? Когда мы покинем царство „временщиков“? На эти вопросы обязаны ответить вы, бургомистры и советники, представители руандийского народа». Затем выступил Гитера, который говорил на языке киньяруанда. Он объявил об отмене монархии и её регалий, включая королевский барабан, и провозгласил создание «демократической и суверенной Республики Руанда». Толпа ответила аплодисментами и несколькими возгласами «Vive la République!» (с фр. — «Да здравствует республика»). Затем Кайибанда обратился к толпе на французском языке. Он повторил провозглашение Гитеры, вызвав ещё больше аплодисментов . Тогда же они вдвоём представили новый национальный флаг красного, жёлтого и зелёного цветов .
Затем местные чиновники приступили к работе в качестве учредительного собрания , избрав президента Республики . После того как голоса разделились по региональному признаку за Кайибанду, Гитеру и Бальтазара Бикамумпаку, собрание выбрало Мбонюмутву в качестве консенсусного кандидата . Оно также избрало новое Законодательное собрание из 44 членов, 40 из которых были от «Пармехуту», а 4 от APROSOMA . Затем толпа попросила Кайибанду сформировать новое правительство. К 19:00 был согласован кабинет из 10 членов с Кайибандой в качестве премьер-министра . Также был создан верховный суд и обнародована 80-статейная , вдохновлённая конституцией Франции и бывших французских колоний . Провозглашение республики вызвало массовые демонстрации поддержки по всей стране . Новый режим заявил о своей готовности оставаться подопечной территорией под бельгийским надзором и выразил желание встретиться с официальными лицами Бельгии и ООН .
ООН опубликовала отчёт, в котором резюмировала, что «одна система угнетения сменила другую» ( англ. oppressive system has been replaced by another one ), однако хоть как-то повлиять на события она оказалась неспособна. В сентябре 1961 года «Пармехуту» получила контроль над законодательным советом , который провозгласил Грегуара Кайибанду президентом Руанды , а 1 июля следующего года страна стала полностью независимой . Правительство установило эту дату как государственный праздник, названный «Днём спасения» .
Революция оказала значительное влияние на многие страны всего региона Великих Африканских озёр , в первую очередь на Руанду и Бурунди. Американский историк Кэтрин Ньюбери и ссылающийся на её работу российский историк называют это влияние ключевым . В частности, в Бурунди (которая ранее вместе с Руандой входила в состав колонии Руанда-Урунди) усилилась социальная и национальная напряжённость между хуту и тутси. Правительство страны с тех пор всеми силами пыталось избежать аналогичной революции. В 1972 году по его приказу было убито несколько тысяч хуту в ответ на попытку восстания .
В ходе революции было убито около ста тысяч человек . По мере её развития многие тутси стали покидать Руанду, спасаясь от чисток и убийств. Исход начался ещё во время поджогов 1959 года и неуклонно продолжался на протяжении всей революции и даже после неё . Большинство тутси поселились в четырёх соседних странах — Бурунди , Уганде , Танганьике (современная Танзания ) и Республике Конго (Леопольдвиль) (современная Демократическая Республика Конго ) . Изгнанники, в отличие от этнических тутси, которые переселились в эти страны в раннюю колониальную эпоху, рассматривались принимающими странами как беженцы ; среди них появились лидеры, которые почти сразу же стали агитировать за возвращение в Руанду . При этом их цели и методы различались: некоторые стремились заключить мир с «Пармехуту» и жить сообща, а другие надеялись устранить новую власть, силой вернуть трон королю Кигели V и организовать конституционную монархию . Однако они были значительно разобщены и дезорганизованы. Наряду с монархистами в рядах повстанцев были и социалисты , которые со временем стали преобладать . С конца 1962 года вооружённые группировки, состоявшие из изгнанников тутси (официальное правительство именовало их «иньензи», руанда inyenzi , букв. « тараканы » ), начали налёты на территорию Руанды с переменным успехом. На юге от республики, в Бурунди, установилась власть тутси, и наступавшие с этой стороны группировки нанесли немалый ущерб южной части Руанды . Беженцы в Конго, Уганде и Танганьике значительно реже организовывали подобные военные операции из-за местных условий; например, в последней из стран их приняли очень хорошо, и многие тутси приняли решение остаться здесь навсегда, отказавшись от попыток вернуться в Руанду. При этом нападения вооружённых группировок заставили многих тутси, ещё живших в Руанде, бежать за пределы страны, поскольку правительство Кайибанды отвечало на агрессию репрессиями против них .
Уже в декабре 1963 года базирующаяся в Бурунди повстанческая группировка предприняла масштабное наступление против властей новой Руанды , захватила провинцию Бугесера и начала движение в сторону столицы страны, Кигали. Правительственные войска без особых проблем разбили плохо оснащённые и слабоорганизованные повстанческие отряды. В ответ власти Руанды осуществили самую жестокую на тот момент расправу — за месяц в период с декабря 1963 по январь 1964 года хуту убили около 10—20 тысяч человек, включая всех политиков-тутси колониальной эпохи, ещё живших в стране. Международное сообщество де-факто никак не отреагировало на происходящее, и власть «Пармехуту» лишь усилилась. Это поражение положило конец нападениям группировок тутси, которые более не представляли угрозу правительству Кайибанды, на долгие годы . В 1964 году Кайибанда официально запретил создавать партии, которые продвигали бы интересы тутси, и ввёл квоту в 9 % (то есть не более 9 % от общего числа) на количество представителей этой национальности в учебных заведениях и на государственной службе. Ограничения коснулись и армии : тутси отныне не могли становится офицерами , а мужчинам-хуту было вновь запрещено вступать с женщинами-тутси в брак (бельгийцы и немцы не возражали против этого ). В государственных (а нередко и в частных) СМИ силами пропаганды тутси выставлялись чуждой Руанде нацией, которая была ответственна за все беды страны . К этому же году лишь по официальным данным около 336 тысяч тутси эмигрировали за пределы Руанды .
После состоявшейся резни тутси и разгрома крупнейшей на тот момент повстанческой группировки Грегуар Кайибанда и «Пармехуту» беспрепятственно правили Руандой на протяжении всего последующего десятилетия. Гегемония хуту во всех аспектах политической жизни оправдывалась « демографическим большинством и демократическим устройством» . Хотя официально правительство «первой республики» заявляло о поддержке экономики и других социальных инстанций , де-факто оно ими не занималось. Данный режим не терпел инакомыслия ни в каком проявлении, установив строго вертикальную ориентацию власти как в дореволюционной феодальной монархии, с фаворитизмом и непринятием политической оппозиции . При этом власти страны продвигали религию и пытались создать глубоко верующее католическое общество . К началу 1970-х из-за такой политики страна оказалась в международной изоляции, и внутри «Пармехуту» началось расслоение . В 1973 году главнокомандующий армией Жювеналь Хабьяримана организовал и, убив Кайибанду, сам занял пост президента страны .
Хабьяримана организовал собственную партию — « Национальное революционное движение за развитие » со слоганом «Мир и национальное единство» . Она стала единственной законной в стране , и к ней должен был принадлежать каждый гражданин. Установленный Хабьяриманой режим отличался авторитаризмом , иногда его называют тоталитарной диктатурой . К 1990 году Хабьяримана, находившийся под давлением союзной Франции , вынужденно ввёл многопартийность , однако политический режим оставался исключительно авторитарным, а большая часть законной оппозиции была номинальной .
В том же, 1990 году новая военизированная организация, ранее созданная беженцами тутси, — Руандийский патриотический фронт (РПФ) — начала наступление на Кигали, вторгнувшись в северные регионы страны со стороны Уганды , где ранее помогла повстанческой группировке Йовери Мусевени одержать победу в гражданской войне . В течение трёх последующих лет шли бои, в основном удачные для РПФ , однако ни одна из сторон так и не получила решающего перевеса . Несмотря на это, массовые демонстрации в стране, уставшей от войны, вынудили Хабьяриману пойти на перемирие и 4 августа 1993 года подписать , названные Арушскими — в честь города в Танзании , где проходили переговоры . Однако им было не суждено сбыться, поскольку в день прекращения огня неизвестные сбили самолёт , на котором летели Хабьяримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира . Убийство Хабьяриманы стало катализатором для начавшегося сразу после этого события, в апреле 1994 года, геноцида , в ходе которого радикалы убили от 200 тысяч до одного миллиона человек в основном из числа тутси и умеренных хуту, что не хотели участвовать в расправах . Истребление сопровождалось массовыми изнасилованиями и жестокостью, в него была вовлечена большая часть населения страны , а длился этот процесс ровно 100 дней . В ходе этих событий сильно пострадали и тва (по некоторым оценкам — в процентном соотношении даже больше, чем тутси), хотя они не являлись непосредственной мишенью геноцида . Повстанцы под руководством Поля Кагаме методично отвоевали Руанду, взяв под контроль всю страну к середине июля 1994 года . По состоянию на 2023 год власть в стране всё ещё остаётся за Кагаме, а установленный им политический режим называют первой в Африке « » по « сингапурской модели» .