Interested Article - Хамиты
- 2020-04-06
- 1
Хами́ты — устаревший термин, который использовался в лингвистике и африканистике для обозначения народов, разговаривающих на «хамитских языках» (в настоящее время относятся к афразийской языковой семье ). Название происходит от имени Хама , одного из трёх сыновей Ноя .
Источник
В 9 главе Книги Бытия повествуется, что однажды (уже после Потопа), когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном ) увидел «наготу отца своего» и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям, насмехаясь при этом над отцом. « Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» ( Быт. ). За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета ( Быт. ).
Также, согласно одной из апокрифических книг, Книге Юбилеев , первоначальным местом расселения потомков Хама стала «вторая наследственная часть, по ту сторону Гихона , к югу, направо от рая, и она идёт к югу» .
Дальнейшее использование и толкование термина
Представление о Хаме и его потомках стали фиксироваться в исторических преданиях, хрониках и трактах, основанных на библейской истории. Так, например, в « Повести временных лет », записанной Нестором Летописцем в XII веке о Хаме говорится следующее:
Хаму же достался юг: Египет , Эфиопия , соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы , Ливия , соседящая с Киринией , , Сирты , другая Ливия, Нумидия , , Мавритания , находящаяся напротив Гадира . B его владениях на востоке находятся также: Киликия , Памфилия , Писидия , Мисия , Ликаония , Фригия , , Ликия , Кария , Лидия , другая Мисия , Троада , , и острова некии: Сардиния , Крит , Кипр и река Геона, иначе называемая Нил
.
Также представление о хамитах как о совокупности народов, проживающих к югу от Ханаана , легло в основу средневековых европейских географических представлений, что, в частности, нашло своё отражение в картах.
Уже в Новое время, когда европейцы проникли в Африку, представление о детях Хама как о рабах Сима и Иафета стало одним из идеологических обоснований работорговли.
Хамитская теория в лингвистике
В середине XIX века немецкий египтолог Карл Рихард Лепсиус ввёл этот термин в лингвистику, назвав хамитскими общность малоизученных к этому времени языков африканских народов. По мере изучения оказалось, что многие из «хамитских» языков не являются генетически родственными, а другие хамитские языки близки к семитским языкам . Поэтому в 1887 году лингвист Фридрих Мюллер предложил ввести термин «семито-хамитские языки» для обозначения совокупности уже достаточно изученных семитских и хамитских языков.
В 1908 году семитолог А. М. Крымский писал:
Термин «Xамиты» заимствован новейшей этиологией из Χ гл. «Бытия» для обозначения народов, которые живут в сев. и сев.-вост. Африке, говорят так наз. хамитскими языками и отличаются как от соседних негров (банту), так и от семитов (арабов и абиссинцев-эфиопов); этот общепринятый теперь термин (введён Лепсиусом и Ф. Миллером) не совсем удачен, потому что, таким образом, приходится не причислять к Х. финикиян, которые составителем «Бытия», на основании культурных и политических отношений, помещены в число потомков Хама, но говорили языком не Х., а семитским. Антропологически Х. принадлежат к расе средиземной (см. соотв. статью), то есть сродни и семитам, и индоевропейцам, но ближе стоят к семитам, к которым они ближе и по языку.
— «Семитские языки» Т. Нёльдеке в обработке А. Крымского
Впоследствии М. Коэн доказал, что термин «хамитские языки» не имеет определённого лингвистического содержания, и он уступил место термину «семито-хамитские языки» .
В 1970-е годы американский лингвист Дж. Гринберг предложил использовать термин « афразийские языки » вместо семито-хамитских.
Хамитская теория в африканистике
Господствующее убеждение в неспособности самостоятельного развития африканских народов привела к появления так называемой «хамитской теории». История обнаруженных в XIX—XX веке памятников культуры рассматривались как последствие восприятия пассивными африканцами- негроидами внешних культурных влияний. Последующее появление на континенте европейских колонизаторов в этом контексте воспринималось лишь как очередная волна переселенцев с более высокой культурой.
К африканистике термин «хамиты» впервые применил немецкий лингвист К. Мейнхоф в 1912 г. Он определял хамитов, как некий единый антропологический и культурный тип, который якобы и дал начало языкам, культуре и общественным институтам негроидных народов Африки. Наибольший расцвет хамитской теории пришёлся на межвоенные годы XX в. Однако работы этнографов, антропологов, лингвистов доказали самостоятельность происхождения культуры африканских народов и отсутствие единой «хамитской» общности языков, расового типа и культуры. Расистская по существу хамитская теория была подвергнута резкой критике видных африканистов, в частности российским африканистом Д. А. Ольдерогге .
Примечания
- ↑ Львова Э. С. История Африки в лицах.— М.: Муравей, 2001.
- Апокриф Книги Юбилеев
- от 8 марта 2009 на Wayback Machine .
- Коростовцев М. А. Введение в египетскую филологию. — М. : Восточная литература, 1963.
Ссылки
- Cruciani et al. // . — 2004. — Т. 74 . — С. 1014–1022 . — doi : . — .
- Ольдерогге Д. А. Хамитская проблема в африканистике. — « Советская этнография », 1949, № 3, стр. 170.
- Peter Rohrbacher: Die Geschichte des Hamiten-Mythos. (Veröffentlichungen der Institute für Afrikanistik und Ägyptologie der Universität Wien; 96 Beiträge zur Afrikanistik ; Bd. 71). Afro-Pub, Wien 2002. ISBN 3-85043-096-0
- Vycichl W. Hausa und Ägyptisch.— MSOS, Jg. 37, 1934, Abt. 3. S. 3.
- 2020-04-06
- 1