Interested Article - Литваки

Литваки́ (от идиш ליטוואַק ‎ — ли́твак или ли́твэк ) — территориально-лингвистическая подгруппа ашкеназских евреев и исторически связанное с ними ортодоксальное течение в иудаизме , сформировавшиеся на территории Великого княжества Литовского .

Отличительные особенности

Язык

Литваки как территориально-лингвистическая подгруппа ашкеназских евреев являются носителями северо-восточного, или литовского ( идиш ליטװיש ‎, ли́твиш ), диалекта языка идиш . Этот диалект был исторически распространён на территории большей части современной Белоруссии , Латвии , Литвы , в некоторых прилегающих районах России , Украины , Польши и частично Эстонии . Со времён Речи Посполитой , в связи с внутренним территориальным делением польско-литовского государства, этот ареал северо-восточного диалекта идиша в еврейских источниках соответственно именуется «Литвой» ( идиш ליטע ‎, ли́тэ ), а его историческая столица и центр еврейской культуры в регионе, Вильно (современный Вильнюс ) — «Литовским Иерусалимом» ( ашкеназский арамейский ירושלים דליטא, ерушола́йим д’ли́то ) .

Традиции

Как этнолингвистическая подгруппа, евреи-литваки помимо собственного диалекта идиша и соответствующего ему произношения древнееврейского и арамейского языков, обладают также некоторыми отличительными особенностями традиционной кухни и приписываемых им черт характера.

В северных областях ареала проживания ашкеназских евреев (то есть в еврейской Литве , см. выше) хасидизм в период своего расцвета не получил широкого распространения, главным образом благодаря влиянию Виленского Гаона (в литовской традиции: рабби Элийоhу бен Шлеймэ Залмена), сторонников которого в противопоставлении приверженцам хасидизма называли миснагдим («протестующие»). Впоследствии литваками стали называть всех миснагдим (последователей Виленского Гаона, противников хасидизма) вне зависимости от их местонахождения и общинного происхождения.

История

С середины XIX века последователями Виленского Гаона была развита собственная система религиозного образования, центрами которой стали иешивы Мира , Воложина и Поневежа , называемые обыкновенно иешивами (или ешиботами) литовского толка или направления. Уже в начале XX века филиалы этих учебных заведений начали появляться в Америке , а после разрушения традиционных центров религиозного образования литовских евреев и сами иешивы были воссозданы в США (штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси ) и Израиле ( Иерусалим и Бней-Брак ). Эти иешивы объединяет традиционная литовская методика изучения Торы , разработанная в конце XIX — начале XX века.

Помимо собственно литовского течения в ортодоксальном иудаизме , среди литваков получили значительное распространение и хасидские династии специфически литвацкого происхождения — Хабад любавического толка (а также его ответвления — , , и другие), ( ), , Койдановская , а также некоторые другие.

Связанные фамилии

Ашкеназская фамилия Литвак (вариант: Литваков ) обыкновенно давалась носителям северо-восточного еврейского диалекта, живущим вне его исторического ареала (чаще всего на Украине).

Современные духовные лидеры и религиозные авторитеты

См. также

Литература

  • Dov Levin, Adam Teller . The Litvaks: A Short History of the Jews of Lithuania. Berghahn Books, 2001.
  • Alvydas Nikžentaitis, Stefan Schreiner, Darius Staliūnas, Leonidas Donskis . The Vanished World of Lithuanian Jews. Rodopi, 2004.
  • Dovid Katz . Lithuanian Jewish Culture. Вильнюс : Baltos lankos, 2004.

Примечания

  1. . Дата обращения: 26 мая 2017. 9 мая 2017 года.
  2. . Дата обращения: 13 февраля 2009. 23 июля 2011 года.
  3. . Дата обращения: 21 августа 2015. Архивировано из 2 октября 2018 года.
Источник —

Same as Литваки