По утверждению
Ричарда Лахмана
,
социология
с самого начала создавалась как историческая дисциплина, предметом которой были социальные трансформации, но постепенно социологи все больше начали сосредотачиваться на современном обществе, анализировать отдельные аспекты статического среза общества и пытаться объяснить индивидуальное поведение
. Соответственно, современная историческая социология является «способом в пределах самой социологии сохранить верность фундаментальному проекту дисциплины „отцов-основателей“ (
Маркса
,
Вебера
,
Дюркгейма
)»
.
В 1920-х — 1950 годах историческая ориентация в социологии почти исчезает
. Отдельные исследователи, творчество которых можно отнести к этому направлению (как
Карл Поланьи
и его фундаментальное исследование «
Великая трансформация
»), в этот период стояли в стороне от общего развития социологии. Даже труд
Норберта Элиаса
«О процессе цивилизации» (1939), который позже был признан классическим, в годы своего появления на свет остался почти не замеченным. С середины 1960-х годов началось возрождение и стремительное развитие этого направления в США, что
Рэндалл Коллинз
впоследствии назвал началом «золотого века макроисторической социологии»
. Одной из первых важных работ в этот период стала книга
Баррингтона Мура
«Социальные истоки диктатуры и демократии» (1966), которая открыла серию произведений, ставших классическими. Благодаря работам Мура, Коллинза, а также
Рейнхарда Бендикса
,
Сеймура Липсета
,
Чарльза Тилли
,
Теды Скочпол
,
Майкла Манна
и других, историческая социология стала влиятельным направлением в социологии
. «Визитной карточкой» исторической социологии в этот период стало широкое применение
сравнительного метода
. Работы представителей этой «второй волны» в исторической социологии в значительной мере были реакцией на недостатки
теории модернизации
, которая слишком упрощала развитие человеческих обществ, они пытались ввести более научный подход и акцентировали внимание на изменениях в социальной структуре
. К этой же «волне» в развитии исторической социологии относится возникновение школы
мир-системного анализа
во главе с
Иммануилом Валлерстайном
и
Джованни Арриги
.
В 1990-х годах появилась «третья волна» в исторической социологии. Ее представители (
Ричард Лахман
, Рональд Аминзаде, Элизабет Клеменс, Брайан Дилл и др.) критиковали предшественников за недостаточную историчность их трудов и сосредотачиваются в своих исследованиях на динамике, изменчивости, субъектности исторических актеров и длительных непредсказуемых последствиях их действий
. Кроме того, они уделяли гораздо больше внимания
культуре
, чем представители двух предыдущих «волн», и акцентировали о её важности. Эта «волна» в значительной мере была реакцией на успехи
гендерных исследований
,
постколониальной
и других теорий, и усиливалась крахом режимов «
реального социализма
»
. Одним из главных сторонников «культурного поворота» в исторической социологии в 1990-х годах был
, но уже в 2000 году он заявил, что чрезмерная концентрация внимания на культуре и агентности приводит к забвению основных объективных условий капитализма, как раз тогда, когда он расширил сферу своего влияния и власти в мире, и призвал вернуться к исследованиям социальных структур
.
В современных американских университетах историческая социология занимает своеобразное место — ею занимается незначительное количество исследователей, но на работы с ней приходится непропорционально большая доля премий за лучшую научную книгу или статью, которые присуждаются Американской социологической ассоциацией
.
Рэндалл Коллинз.
от 1 декабря 2018 на
Wayback Machine
// Время мира, вып 1, 1998, с 72-89.
Кром М. М.
Сравнительно-историческая социология //
Кром М. М.
Введение в историческую компаративистику. — СПб, 2015.
Кром М.
Сравнение в истории и исторической социологии: общность метода и различие дисциплинарных подходов //
от 6 сентября 2017 на
Wayback Machine
— М.: Академический Проект, 2014. — с. 30
, с. 182.
Георгий Дерлугьян
Буржуазных революций не бывает! //
Ричард Лахман.
Капиталисты поневоле: конфликт элит и экономические преобразования в Европе раннего Нового времени / пер. с англ. А. Лазарева. — М. : «Территория будущего», 2010. — с.9.
Савельева И.
Историческая социология и социальная история в XXI веке: мосты и переправы //
от 15 декабря 2017 на
Wayback Machine
— М.:Совпадение, 2012. — с.118-126.
Травин Д. Я.
Как государство богатеет: путеводитель по исторической социологии. — М.: Издательство Института Гайдара, 2022. — 400 с.
ISBN 978-5-93255-585-9
: автореферат дис. … кандидата социологических наук : 22.00.01. — Москва, 1997. — 48 c.