Московское общество испытателей природы
- 1 year ago
- 0
- 0
Диалектика природы ( нем. Dialektik der Natur ) — незаконченный труд Энгельса , в котором он пытается дать панораму естествознания на основе законов диалектики . Замысел написать работу созрел к 1873 году , основная часть была написана к 1882 году , но современный вид произведение приобрело лишь в 1925 году в СССР (русско-немецкая билингва) .
«Диалектика природы» посвящена философскому обобщению результатов естественных наук, разработке диалектического метода и основных положений диалектического материализма о материи и формах её движения, о пространстве и времени как основных формах существования материи, законах и категориях диалектики, о взаимоотношении философии и естествознания, о классификации наук. В этом произведении Энгельсом дана глубокая критика механистического материализма , метафизики , идеализма , агностицизма , спиритизма и одностороннего эмпиризма . Применяя диалектико-материалистический метод, Энгельс выводит законы мышления из природы и истории общества. «Так называемая объективная диалектика — пишет Энгельс, — царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путём противоположностей, которые и обуславливают жизнь природы…» Энгельс раскрыл огромное значение теоретического мышления и правильного метода познания. Без теоретического мышления «невозможно связать между собой два факта природы или уразуметь существующую между ними связь». Без мышления, подчёркивает он, нельзя двинуться ни на шаг, а для него «необходимы логические категории». По аналогии с гегелевской классификацией суждений, Энгельс говорит о трёх видах суждений :
Первое суждение Энгельс рассматривает как суждение единичности, второе — как суждение особенности и третье — как суждение всеобщности. Ценны замечания Энгельса по поводу рассудочной деятельности ( индукция , дедукция , абстрагирование , анализ , синтез , эксперимент ), которые он назвал средствами научного исследования, признаваемыми обычной логикой. Эти средства, по Энгельсу, нам общи с животными и различны только по степени развития. Диалектическое мышление, присущее только человеку, характеризуется тем, что оно исследует природу самих понятий . Подвергнув критике метафизический метод мышления, Энгельс в «Диалектике природы» утверждал, что «единственным методом мышления, соответствующим теперешней стадии развития естествознания, может быть только диалектический метод мышления».
В естествознании Энгельс обозначает три эпохальных открытия: клетка ( Теодор Шванн ), неуничтожимость движения ( Рене Декарт ) и эволюционизм ( Чарльз Дарвин ). Высоко оценивает небулярную гипотезу Канта. В главе, посвящённой происхождению человека из обезьяны ( нем. Anteil der Arbeit an der Menschwerdung des Affen ), акцентирует роль труда (« Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека »). Определяет жизнь как форму существования белковых тел. Критикует концепцию тепловой смерти Вселенной , спиритизм и Дюринга . Описание будущего, ожидающего жителей Земли, у Энгельса неоптимистично: он предрекал остывание Солнца и вымирание человечества от холода, однако «мы все же уверены, — писал он, — что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из её атрибутов не может погибнуть и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она некогда истребит на Земле свой высший цвет — мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время».
Философия Маркса и Энгельса является материалистическим прочтением философии Гегеля. Таким образом она является материалистическим пониманием диалектического развития истории Вселенной — наука история. Это подразумевает, что причины развития истории мира следует в каждом частном случае искать учёным в частном исследовании.
Философская часть марксизма, изложенная Энгельсом в «Диалектике природы», принципиально отрицает всякую наднаучную философию и без остатка сводится к научному методу материалистической диалектики . Именно поэтому философская часть выражена Энгельсом наиболее общими чертами, более известными как три закона диалектики.
Формы: