Interested Article - Стхавира никая

Ранний буддизм
Письменные источники
Соборы
Махасангхика
Стхавиравада
* Ватсипутрия

Стхавира никая ( санскр. स्थविर , IAST : Sthavira nikāya — «секта старейшин»; кит. 上座部) была одной из ранних буддийских школ. Она отделились от махасангхиков во время Второго буддийского собора .

Воззрения

Происхождение

Стхавира никая была одной из ранних буддийских школ . Она отделились от махасангхиков во время Второго буддийского собора .

Mahāsāṃghika āriputraparipcchā , текст, написанный для обоснования отхода этой школы от дисциплинарного кодекса старших монахов, утверждает, что совет был созван в Паталипутре по вопросам винаи и раскол явился результатом отказа большинства ( санскр. Mahāsaṃgha) принять дополнение к правилам винаи , предложенное меньшинством ( санскр. Sthaviras) . Таким образом, махасангхики видели в стхавирах отколовшуюся группу, которая пыталась изменить первоначальный дисциплинарный кодекс — винаю .

Учёные в целом согласились с тем, что предмет спора действительно касался винаи. Рассказ о махасангхиках подкрепляется самими дисциплинарными текстами, поскольку виная стхавиров на самом деле содержит больше правил, чем виная махасангхиков . Таким образом, современные учёные в целом согласны с тем, что виная Махасангхики — самая старшая .

Язык

Тибетский историк Будон Ринчендуб (1290—1364) писал, что махасангхики использовали пракрит , сарвастивадины — санскрит, стхавиры — пайшачи , а последователи Ватсипутрии апабхраншу .

Наследие

Позже Cтхавира никая разделилась и образовала несколько школ, таких как:

Ветвь Вибхаджьявада в свою очередь дала начало ряду школ :

Отношение к Тхераваде

Научные данные

Школа Тхеравады в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии отождествляла себя исключительно со стхавирами, поскольку палийское слово тхера эквивалентно санскритскому стхавира . Поэтому ранние западные историки предполагали, что эти школы идентичны. Тем не менее, это не так и уже ко времени Ашоки секта Стхавира разделилась на школы Саммития Пудгалавада , Сарвастивада и Вибхаджьявада .

Считается, что школа Вибхаджьявада также дала начало другим школам, такие как школа Махишасака и предшественница школы Тхеравады . Согласно Дэмиену Кеону, нет никаких исторических свидетельств того, что школа Тхеравады возникла примерно через два столетия после Великого раскола, произошедшего на Третьем соборе .

Позиция Тхеравады

Начиная с хроники Дипавамса , датируемой IV веком , тхеравадины Махавихары в Шри-Ланке пытались идентифицировать себя со стхавирами . Дипавамса поясняет, что название «Тхеравада» относится к учениям «старейшин», не делая никаких ссылок на Второй собор. Точно так же название «Махасангхика» относится к тем, кто следует изначальной винае до раскола сангхи . В хронике ДипавамсеТхеравада названа «великим баньяном », тогда как другие ранние буддийские школы сравниваются с шипами ( kaṇṭaka ) :

Эти 17 сект раскольнические,
только одна не раскольническая.
С не раскольнической сектой,
всего их восемнадцать.
Как большое баньяновое дерево,
Тхеравада — высшее,
Провидение Победителя,
полная, без недостатка или избытка.
полная, без недостатка или избытка.
Другие секты возникли
как шипы на дереве. Дипавамса, 4.90–91

Согласно Махавамсе , источнику Тхеравады, после завершения Второго собора сторонники младших монахов провели собственное собрание, на котором присутствовало десять тысяч человек, назвав его Махасангити (Великое собрание), в результате которого возникла школа, получившая название Mahāsāṃghika. Однако такие популярные объяснения Sthavira и Mahāsāṃghika обычно считаются народными этимологиями .

объясняет отношения между Стхавирой и Тхеравадой следующим образом: «Термин санскр. sthavira (что означает «старейшина») является санскритским вариантом термина, более известного сегодня в палийской версии пали thera , как в Theravāda, «Учение старейшин». Первоначальная же Стхавира ни в коей мере не идентична современной школе под названием Тхеравада. Скорее, стхавиры были предками группы родственных школ, одной из которых является Тхеравада» .

Примечания

  1. Harvey, Peter. (англ.) . — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — P. 89—90. — xxii, 374 p. — ISBN 0-521-30815-1 . — ISBN 978-0-521-30815-1 .
  2. ↑ , p. 48.
  3. , p. 64.
  4. Zhihua Yao. (англ.) . — London: Routledge, 2005. — P. 9. — xii, 198 p. — ISBN 978-1-134-28746-8 .
  5. , p. 61.
  6. ↑ , p. 66—67.
  7. Keown, Damien. (англ.) . — Oxford: Oxford University Press, 2004. — P. 279—280. — ISBN 978-0-19-157917-2 .
  8. Diane Morgan. (англ.) . — Santa Barbara, Calif.: Praeger, 2010. — P. 113. — xi, 260 p. — ISBN 978-0-313-38453-0 .
  9. Williams, Paul. (англ.) . — London: Routledge, 2005. — Vol. 2. — P. 56—57. — ISBN 0-415-33226-5 . от 7 июня 2020 на Wayback Machine
  10. , p. i.
  11. , p. 56—57.
  12. Bhikkhu Sujato. (англ.) . Дата обращения: 18 февраля 2021. 22 декабря 2015 года.

Литература

  • Andrew Skilton. (англ.) . — 2nd edition, corrected and completeley reset. — Birmingham: Windhorse, 2004. — 263 p. — ISBN 0-904766-92-6 .
  • Bhikkhu Sujato. Sects & Sectarianism (англ.) . — The Corporate body of the Bhudda, 2006.
  • Williams, Paul. Buddhism: Critical Concepts in Religious Studies (англ.) . — Routledge, 2004. — 336 p. — ISBN 978-0415332262 .

Same as Стхавира никая