Interested Article - Джами

Иллюстрация из Джами, 1553

Нуридди́н Абдуррахма́н ибн Ахма́д Джами́ ( перс. نورالدّین عبد الرّحمن بن احمد بن محمد جامی ‎, также известный как Мавланá Ну́р ад-Ди́н 'Áбд аль-Рахмáн Мухáммад Дашти́ , или просто как Джами́ ; 7 ноября 1414 , , Хорасан-Резави , Герат или Джам , Гур 9 ноября 1492 , Герат ) — персидский поэт - мистик , суфийский шейх , теолог , философ , теоретик музыки . Прежде всего он был выдающимся поэтом-богословом школы Ибн Араби и Хваджагани Суфи, известным своим красноречием и анализом метафизики милосердия . Джами считается завершителем классического периода поэзии на персидском языке.

Очерк биографии и творчества

Джами родился в местечке Торбете-Джам в таджикской семье влиятельного духовного лица . Его отец Низам ад-Дин Ахмад бин Шамс ад-Дин Мухаммад был родом из маленького городка Дашт в окрестностях Исфахана . Джами был суннитом . Получил образование в Герате и Самарканде .

Джами оказавшись при дворе тимурида Абу Саида , посвятил ему свой первый поэтический сборник — диван, написанный в 1463 году. Религиозным советником и духовным наставником Абу Саида был накшбандийский шейх Ходжа Убайдулла Ахрар . Он и Джами поддерживали тесные и взаимовыгодные отношения в течение 30 лет. Позже, Джами выступал в качестве полуофициального представителя Ходжа Ахрара в Герате. Под влиянием встречи с Ходжой Ахраром Джами написал свое первое крупное поэтическое произведение, первую книгу «Силсилат аль-захаб» («Золотая цепь»).

Джами в своей поэме «Золотая цепь» подчеркивал, что считает шиитский толк заслуживающим порицания, но не потому, что шииты любят Али , двоюродного брата пророка Мухаммада , а потому, что ненавидят законных преемников пророка .

Характерная черта творчества Джами — многожанровость. Он пользовался всеми традиционными поэтическими формами — месневи , касыда , газель , рубаи , кыта . Джами — автор трактатов о рифме и метрике, о музыке, о составлении шарад (искусства, широко распространённого в XV веке ). Наставник и друг Алишера Навои , о чём свидетельствуют его стихи :

|او که یک ترک بود و من تاجیک،

هردو داشتیم خویشی نزدیک.

Хоть он был тюрком, а я таджик,

Мы были близки друг к другу.

Слава Джами достигла Османской империи . Однажды при дворе османского султана Мехмеда Фатиха происходила дискуссия улемов. Спорящие не могли договориться и решили обратиться к Джами за разрешением их сомнений. Джами тотчас написал целый трактат, излагающий связанные с ним теории .

В 1468 году к власти пришёл Султан-Хусейн Байкара , покровительствовавший Джами. Визирем султана был знаменитый поэт и меценат Алишер Навои . Расцвет творчества Джами, относящийся к периоду после 1474 года , открывается религиозно-философскими касыдами «Море тайн» ( 1475 ) и «Сияние духа», в которых Джами осуждает рационализм Ибн Сины , и сборником биографий суфийских святых «Дуновения дружбы из обители святости» ( 1476 1478 ). В 1480 1487 годах Джами завершает цикл поэм ( дастанов ) «Семь корон» («Созвездие Большой Медведицы») , состоящий из следующих произведений:

  • Саламан и Абсаль (1479—1480)
  • Юсуф и Зулейха (1483)
  • Лейли и Маджнун (1484)
  • Дар благородным (1481—1482)
  • Чётки праведников (1482—1483)
  • Золотая цепь (1485—1486)
  • Книга мудрости Искандара (1486—1487)
Иллюстрация из Бахаристана . Датировано 1595 годом, с двумя строками включенного текста

Джами написал около восьмидесяти семи книг и писем, некоторые из которых были переведены на русский язык. Его произведения варьируются от прозы до поэзии, от мирских до религиозных. Он также написал труды по истории и науке. Кроме того, он часто комментирует работы предыдущих и нынешних теологов, философов и суфиев .

Поэмы «Юсуф и Зулейха», «Саламан и Абсаль», «Лейли и Маджнун» являются образно-аллегорическими и гуманистическими произведениями персоязычной литературы . В прозаическом сочинении « Бахаристан » (1487) содержатся образцы народной мудрости и морали, неприятие социальной иерархии .

Джами читал тюркскую «Хамса» Алишера Навои, то есть он понимал тюркский (староузбекский) язык .

Смерть и память

Могила Джами в Герате

Джами скончался в Герате в 1492 году. В день его смерти весь город был в трауре. Организатором поминовения был Алишер Навои. Похороны состоялись при участии самого султана, его приближенных и всех вельмож. Тело несли на кладбище тимуридские принцы. Как султан, так и Навои устроили в гератской мусалла пышные поминки для народа. Через год Навои устроил для широких масс гератского населения грандиозные поминки (йил оши) .

По повелению султана, поэту были устроены блестящие похороны . Могила Джами является одной из достопримечательностей Герата.

В 1510 г. Герат был завоеван Сефевидским шахом Исмаилом I . Фанатичное шиитское духовенство, которое считало его злейшим врагом, решило расправиться с ним посмертно. Было приказано вскрыть могилу поэта и выбросить оттуда его останки. Сын Джами Зия-ад-Дин Юсуф предвидел это и заблаговременно перенес тело отца в другое место. Однако мазар был тогда совершенно разрушен, надписи разбиты .

Трактат о музыке

Мавлана Джами на почтовой марке Афганистана, 1968

Труд о музыке Джами обобщает достижения предшественников — аль-Фараби , Ибн Сины , Сафи-ад-Дина Урмави , Абд аль-Кадира Мараги . Первая часть («книга») труда посвящена учению о композиции, вторая — учению о ритме. Джами рассматривает интервалы и интервальные системы ( тетрахорды , пентахорды и бо́льшие по объёму звукоряды вплоть до 17-ступенного октавного звукоряда уда ), обсуждает ладовую систему макама . В учении о ритме Джами выделяет наименьшую единицу (аналогичную греческому «хронос протос») под названием «накр», вводит понятие «ритмического круга» (аналогичное европейскому ритмическому остинато ). В учении о музыкальной композиции Джами уделяет особое внимание корреляции (поэтического) текста и музыки.

Память в ХХ веке

Переводы сочинений Джами на русский язык

Примечания

  1. Jāmī // (англ.)
  2. . www.iranicaonline.org . — «JĀMI, ʿABD-AL-RAḤMĀN NUR-AL-DIN b. Neẓām-al-Din Aḥmad-e Dašti, Grammarian, Persian poet, scholar and Sufi of the 15th century». Дата обращения: 28 октября 2019. 23 октября 2019 года.
  3. : [ англ. ] . — BRILL, 2014. — «works of the Persian polymath ʿAbd al-RahmanJami (1414–1492) under the auspices of the Neubauer Collegium for ...». — ISBN 9789004264489 .
  4. от 18 октября 2020 на Wayback Machine // БРЭ
  5. от 14 июля 2014 на Wayback Machine Четвёртый путь
  6. Уильямс, Джон (1961). . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер.
  7. Абдуллаев К. Н. От Синьцзяна до Хорасана. Душанбе. 2009, с.70
  8. Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад / А. Н. Болдырев // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  9. Losensky, Paul . Encyclopædia Iranica (23 июня 2008). Дата обращения: 6 октября 2017. 17 ноября 2017 года.
  10. . Дата обращения: 11 марта 2023. 11 марта 2023 года.
  11. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Навои и Джами. М., 1965, с.83.
  12. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Навои и Джами. М., 1965, с.237-238.
  13. Ризви, Саджад Х. (2006).
  14. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2004. — ISBN 9965-9389-9-7 .
  15. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Навои и Джами. М., 1965, с.120.
  16. А. Крымский . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Литература

Книги

на русском языке

  • Фраёнова Е. М. Джами // Большая российская энциклопедия. Т.8. М., 2007, с.632.
  • Бертельс Е. Э. Джами. Эпоха, жизнь, творчество. — Сталинабад, 1949.
  • Бертельс Е. Э. Навои и Джами. — М. , 1965.
  • Урунбаев А. Рукописи произведении Адуррахмана Джами в собрании Института востоковедения АН Узб. ССР. — Таш. , 1965.
  • Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка. Литературно-библиографический справочник. — М.—СПб.: Терра . Азбука , 1997. — 608 с.
Творчество Джами в сети
  • [publ.lib.ru/ARCHIVES/D/DJAMI_Abdurrahman/_Djami_A..html Джами. Стихи]
О поэте

При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .

Источник —

Same as Джами