Interested Article - Рен, Кристофер
- 2021-02-01
- 1
Сэр Кри́стофер Рен ( англ. Christopher Wren ; 20 (30) октября 1632, Ист-Нойл, Уилтшир , Англия — 25 февраля (8 марта) 1723, Лондон , Англия ) — английский математик, учёный-физик, астроном, геометр и анатом, архитектор , который перестроил центр Лондона после « Великого пожара » 1666 года. Он отвечал за восстановление пятидесяти двух церквей в лондонском Сити и построил знаменитый Собор Святого Павла на Лудгейт-Хилл, завершённый в 1711 году" .
Рен был создателем одного из национальных стилей английской архитектуры конца XVII — начала XVIII века, — так называемого реновского классицизма с элементами барокко , характерного для «стиля королевы Анны» и раннегеоргианского периода культуры Великобритании .
Кристофер Рен был основателем Лондонского королевского общества и занимал пост его президента с 1680 по 1682 год. Его научная работа была высоко оценена Исааком Ньютоном и Блезом Паскалем .
Биография
Кристофер Рен родился в Ист-Нойле в Уилтшире и был единственным выжившим сыном местного епископа Кристофера Рена Старшего (1589—1658) и Мэри Кокс. Кристофер Старший был в то время ректором колледжа Ист-Нойла, а затем деканом Виндзора . Сын учился в Вестминстерской школе между 1641 и 1646 годами. 25 июня 1650 года Кристофер Рен поступил в Уодхэм-колледж в Оксфорде , где изучал латынь и труды Аристотеля, через два года получил степень магистра гуманитарных наук .
Получив образование в области латыни и аристотелевской физики в Оксфордском университете, в 1657 году Рен был назначен профессором астрономии в Грешем-колледже в Лондоне. В 1661 году был избран профессором астрономии в Оксфорде, а в 1669 году назначен инспектором работ при короле Карле II . С 1661 по 1668 год жизнь Рена протекала в Оксфорде, хотя посещение научных собраний Королевского общества требовало периодических поездок в Лондон. Научные работы Кристофера Рена охватывали широкий круг научных проблем того времени от астрономии и оптики, проблем определения долготы на море, космологии, механики, микроскопии, геодезии, медицины и метеорологии. Рен наблюдал, измерял, анализировал, строил модели, изобретал и улучшал множество инструментов. Например, для создания перспективных рисунков он исследовал технику шлифовки конических линз и зеркал.
Рен занимался исследованиями и решениями многих вопросов математики, астрономии и механики , которыми интересовались современные ему учёные Христиан Гюйгенс и Блез Паскаль ; таковы вопросы о спрямлении дуги циклоида , квадратуры и кубатуры образуемых ей площадей и тел вращения, вопросы о свойствах маятника, о силах, удерживающих планеты на их орбитах. Одновременно с математиком Джоном Валлисом и Гюйгенсом он предложил решение вопроса о соударении вполне упругих шаров, центры которых движутся по одной прямой. Кроме того, он занимался вопросами кораблестроения, сопротивления жидкости движению плавающего в ней тела, механикой вёсел и парусов.
Занятия математическими науками шли у Кристофера Рена рука об руку с трудами по естествознанию, по части которого им были изданы рисунки к сочинению Джона Валлиса об анатомии мозга. Он был одним из основоположников инфузионной терапии , в 1665 году Реном были опубликованы труды по опытам о введении животным внутривенно различных растворов с использованием птичьих перьев .
Рен уехал в Париж в июле 1665 года в свою первую и единственную поездку за границу. Во Франции архитектор столкнулся с архитектурной средой, тесно связанной с идеалами итальянского Возрождения . Рен также познакомился с гением итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини , который, уже признанный современниками величайшим художником столетия, гостил в то время в Париже. И хотя влияние творчества выдающегося итальянца на проекты Кристофера Рена было опосредовано ранее опубликованными планами и гравюрами, их встреча, несомненно, повлияла на дальнейшее развитие английской архитектуры. Вероятно, примерно в это же время сэр Кристофер Рен был вовлечен в реконструкцию обветшавшего старого Собора Святого Павла в Лондоне. Он консультировал реставраторов, разработал проекты капеллы Пемброк-колледжа в Кембридже и в Оксфорде .
Однако в 1666 году « Великий лондонский пожар » уничтожил две трети города. Рен представил свои планы королю Карлу II , но они в целом так и не были приняты. С назначением в 1669 году королевским инспектором работ Рен участвовал в общем планировании города. Однако за восстановление пятидесяти двух церквей в лондонском Сити c 1711 года он отвечал лично, многие из этих церквей он проектировал сам .
Кристофер Рен был посвящен в рыцари 14 ноября 1673 года. Эта честь была ему оказана после его отставки с кафедры в Оксфорде, к тому времени Рен уже зарекомендовал себя как архитектор на службе короны .
Кристофер Рен был известным в Европе масоном . По крайней мере одна из четырёх масонских лож (Вторая Ложа древностей), основавших Великую ложу Англии в 1717 году, сообщала, что Рен был её Досточтимым Мастером ложи «Изначальных» № 1 , ныне носящей название ложа «Древних» № 2. Название было принято 18 мая 1691 года .
Согласно легенде, «масонская кувалда» XVIII века с надписью 1827 года, принадлежащая Ложе, использовалась Реном для закладки фундамента собора Святого Павла. Ныне она выставлена в Библиотеке и Музее масонства в Лондоне .
По легенде XIX века, Кристофер Рен часто ездил в Лондон, чтобы посетить собор Святого Павла и проверить, как продвигается «моя величайшая работа». Во время одной из таких поездок в Лондон в возрасте девяноста лет архитектор простудился, и 25 февраля 1723 года слуга, пытавшийся разбудить Рена, обнаружил, что он умер во сне.
Сэр Кристофер Рен был похоронен 5 марта 1723 года. Его тело было помещено в юго-восточном углу крипты собора Святого Павла. Там же установлен памятник . Простая каменная табличка была написана старшим сыном и наследником Рена, Кристофером Реном Младшим. Надпись, которая вписана в круг из чёрного мрамора на первом этаже храма под центром купола, гласит: SUBTUS CONDITUR HUIUS ECCLESIÆ ET VRBIS CONDITOR CHRISTOPHORUS WREN, QUI VIXIT ANNOS ULTRA NONAGINTA, NON SIBI SED BONO PUBLICO. LECTOR SI MONUMENTUM REQUIRIS CIRCUMSPICE Obijt XXV Feb: An°: MDCCXXIII Æt: XCI. Эта замечательная эпитафия переводится следующим образом: «Здесь в её основании лежит архитектор этой церкви и города Кристофер Рен, проживший свыше девяноста лет не для собственной выгоды, а для общественного блага. Читатель, если ты ищешь ему памятник — оглянись. Умер 25 февраля 1723 г. в возрасте 91 года».
Кристофер Рен — архитектор
Согласно «комиссии», полученной Реном после пожара Лондона 1666 года, выдающийся архитектор выработал несколько идей. По одной из них здания в центре города следовало строить на расстоянии друг от друга, с кровлями из сланца во избежание дальнейших пожаров. План застройки Лондона не был осуществлён полностью, но удалось создать несколько площадей. По проектам Рена в Лондоне построили пятьдесят одну приходскую церковь, из них четыре в неоготическом стиле . Церкви в стиле классицизма имели разработанную Реном типовую композицию : один неф и башня со шпилем на западном фасаде.
Эта схема, в частности, послужила одним из источников композиции Петропавловского собора в Санкт-Петербурге . Известно, что в январе 1698 года, в ходе первого путешествия Петра I за границу, русский царь посетил Англию и встречался с Кристофером Реном в Лондоне. Мотив башни со шпилем часто повторяется и в английской и в русской архитектуре периода «петровского барокко». Наибольшее сходство с собором в Санкт-Петербурге имеют две церкви Рена: Сент-Мэри-ле-Боу и Сент-Мартин (1677—1684) .
В 1673 году на Кристофера Рена было возложено другое важное предприятие — сооружение в Лондоне нового собора Святого Павла . Колоссальный храм, заложенный в 1675 году и законченный в 1711 году , — главное произведение Рена, увековечившее его имя.
Собор Святого Павла представляет собой уникальное сооружение. Он строился 36 лет, и не повторяет ни один из храмов мира, хотя и задумывался как символ противостояния англиканской церкви римско-католическому миру с его главным храмом — собором Святого Петра в Ватикане , о чём косвенно свидетельствует «перекличка» имён святых покровителей римского и лондонского храмов. Архитектурный стиль собора в целом атрибутируют как «барочный классицизм». Король Карл II , при котором началось строительство храма, скончался в 1685 году и основное строительство велось при королеве Анне (1702—1707). Поэтому и архитектурный стиль того времени, в котором соединились классицистические и барочные влияния, в английской историографии часто именуют «стилем королевы Анны». Перед собором на площади установлен памятник королеве .
Старый собор был разрушен пожаром 1666 года. В 1711 году Рен был назначен в Комиссию по строительству новых церквей. Однако проект Собора показался королю Карлу II слишком скромным и вызвал критику со стороны коллег архитектора. В 1712 году в рукописи было распространено «Письмо касательно проекта» (Тhe Letter Concerning Design) Энтони Эшли Купера, третьего графа Шефтсбери . Предлагая новый «британский стиль архитектуры», Шефтсбери осудил собор Рена и «его устаревший вкус» (Рен был скован требованиями «соборной базиликальной формы», желаемой англиканским духовенством). Кристофер Рен ответил своим критикам, создав другой проект в виде деревянной модели, названный «Великая модель», частично основанный на проекте собора Святого Петра Микеланджело , который был принят королём, и строительство началось в ноябре 1673 года. В 1675 году Рен переработал проект и предложил третий, «Ордерный план», в котором нашёл компромиссное решение: "Он возвёл над базиликальным телом собора грандиозный купол, который опирается на барабан, окружённый колоннадой, напоминающей ту, что придумал Браманте для собора Святого Петра. Купол Рена объединил все элементы композиции здания и подчинил себе его массу .
Новая композиция отличается тем, что соединила в себе традиции северной романо-готической архитектуры (удлинённый неф и две симметричные башни западного фасада), элементы стиля барокко (слабо выраженный трансепт , сдвоенные колонны двухъярусного портика фасада и «римский купол» над средокрестием) и элементы классицизма , особенно заметные в стремлении архитектора сохранить центрическое пространство в интерьере . Лондонский собор имеет широкий продольный неф , обширное, похожее на зал, подкупольное пространство и трёхнефный хор . В процессе проектирования Рен взял за основу так называемую французскую схему: тип центрического крестово-купольного храма, «греческие» портики и «римский купол». Всё это архитектор смешал, как он сам определил, «для разнообразия». Собор имеет нартекс (вестибюль) с двумя симметричными капеллами по сторонам и тройной неф . Трансепт завершён полукружиями капелл. Огромный купол на колонном барабане возносит крест на высоту 111 м (высота креста ватиканского храма 142 м).
«Барочный классицизм» Кристофера Рена эклектичен . Довольно странно выглядят двухъярусные «греко-римские портики» с фланкирующими их романо-готическими башнями, ярусы которых также обработаны по-барочному. Двухъярусные портики, купол и внутреннее пространство лондонского собора по мнению многих специалистов инспирированы не архитектурой римского барокко, а также эклектичными французскими образцами: композицией церкви Валь-де-Грас (1646) и церкви Сорбонны (1635—1642) Жака Лемерсье и церкви Дома инвалидов (1693—1706) Жюля Ардуэн-Мансара . Эти церкви Кристофер Рен видел в Париже .
Огромное средокрестие венчается куполом, внутреннюю поверхность которого Рен предполагал украсить мозаиками, но в итоге купол расписал техникой гризайль академический живописец Джеймс Торнхилл (1716—1719). Восемь композиций изображают эпизоды из жизни Св. Апостола Павла .
Величественный интерьер собора отражает консервативные, академические тенденции «стиля королевы Анны». Рен хотел интерьер украсить множеством статуй, а купол — мозаиками , но не получил возможности выполнить своё намерение. Купол расписал техникой гризайль академический живописец Джеймс Торнхилл (1716—1719). Восемь композиций изображают эпизоды из жизни Св. Апостола Павла . «Барочно-академический вкус» этих росписей уже в то время вызывал критику и даже насмешки .
-
Церковь Сент-Мэри-ле-Боу в Лондоне. 1671—1680
-
Церковь Сент-Мартин в Лондоне. 1677—1684
-
Собор Святого Павла в Лондоне. Проектный вариант «Великая модель». 1672
-
«Ордерный вариант» проекта собора. 1674
-
Общая композиция храма
-
Западный фасад
-
Купол
-
Интерьер главного нефа
Кроме собора Святого Павла и малых лондонских церквей к числу сооружений Кристофера Рена относятся так называемый « Лондонский монумент » — колонна высотой в 61,57 м, воздвигнутая в память « Великого лондонского пожара 1666 года », церковь Святого Стефана в Уолбруке, в Лондоне, Мальборо-хаус , королевский и епископский дворцы в Винчестере , Королевская обсерватория (1675—1676), госпитали ( военный в Челси и морской в Гринвиче ), «Реновская библиотека» (Wren Library) Тринити-колледжа в Кембридже (1676—1695), новый корпус загородного дворца английских королей Хэмптон-Корт и многие другие здания в разных местах Англии .
Наиболее характерные постройки «в стиле королевы Анны»: здание библиотеки в Тринити-колледж в Кембридже (1676—1684) и комплекс зданий Морского госпиталя в Гринвиче (1696—1702; проект К. Рена, строительство Николаса Хоксмура ) .
-
Монумент в память Великого лондонского пожара. 1671–1677. Лондон
-
Библиотека Рена. Тринити-колледж, Кембридж. 1676—1695
-
Капелла Эммануэль-колледжа, Кембридж. 1663
-
Хэмптон-Корт. Новый корпус. Южный фасад. 1689—1702
-
Гринвич-парк. Вид на Корпус королевы Анны. 1617
-
Морской госпиталь в Гринвиче. Корпус королевы Анны
Память о Рене
- В честь Кристофера Рена назван на Меркурии .
- В начале XX века реновский классицизм и стал официальным архитектурным стилем Британской империи.
- Портрет Рена был размещён на английской банкноте в 50 фунтов выпуска 1981—1993 годов .
Примечания
- Sir Christopher Wren (1632—1723). Retrieved 31 August 2018
- ↑ Власов В. Г. Анны королевы стиль // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 291—295
- The Elements of Style. — London: RIBL, 1991. — P. 72, 170—203
- Downes K. Christopher Wren. — New York: Oxford University Press, 2007. — ISBN 9780199215249 . OCLC 83977472
- [ Котляров С. Н., Александрова Л. Н. История создания шприца // Наука молодых — Eruditio juvenium. 2016, № 2. — Рязань: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова . С. 41—48. УДК: 615.473.3. ISSN 2311-3820
- Базен Ж. Барокко и рококо. — М.: Слово, 2001. — С. 154
- Tinniswood A. His Invention So Fertile: A Life of Christopher Wren. — Pimlico, 2002. — Рp. 115—129. — ISBN 978-0-7126-7364-8
- . Дата обращения: 10 мая 2011. 15 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 10 мая 2011. 27 мая 2014 года.
- Manifesto of 1778 issued by The Lodge of Antiquity, formerly The Old Lodge of St Paul,… to preserve the Ancient Landmarks of Freemasonry, Brotherly Love, Relief and Truth
- Sinclair W. Memorials of St Paul’s Cathedral. London: Chapman & Hall, Ltd, 1909. Р. 469
- Власов В. Г. . Комбинаторный метод архитектуры «петровского барокко» первой четверти XVIII века // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 30
- Базен Ж. Барокко и рококо, 2001. — С. 157
- Watkin D. English Architecture. A concise History. — London: Thames&Hudson, 1979. — P. 199
- The Cathedrals of Britain. — Hampshire: Pitkin Guides, 1999. — P. 133
- Герман М. Ю. Уильям Хогарт и его время. — М.: Искусство, 1977
- Власов В. Г. Торнхилл, Джеймс // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 385. — ISBN-5-88737-010-6
- Downes K. The Architecture of Wren (second ed.). — Redhedge, 1988. — ISBN 978-0-9513877-0-2 . — Р. 131
- George S. Cuhaj — Standard catalog of world paper money (1961 — present) (17th edition)
Литература
- Campbell, Dr. James. Was Sir Christopher Wren a Freemason?. — privately printed, 2011. — Т. Prestonian Lecture .
- Danzer, Gerald A.; Klor De Alva, J. Jorge; Krieger, Larry S. The Americans. — Rand McNally, 2003. — ISBN 0-618-37719-0 .
- Downes, Kerry. . — 2nd. — Redhedge, 1988. — ISBN 0-9513877-0-7 .
- Elmes, James. . — Chapman & Hall , 1852.
- Escott, John. London (англ.) . — Oxford University Press , 1996. — ISBN 0-19-422801-0 .
- ISBN 0-7148-2998-6 . St Paul's Cathedral: Sir Christopher Wren (англ.) . — Phaedon, 1995. —
- Jardine, Lisa. (англ.) . — HarperCollins , 2003. — ISBN 0-00-710775-7 . ISBN 0-00-710776-5 paperback
- Oxford University Press , 2001. — ISBN 0-19-514989-0 . His Invention So Fertile: A Life of Christopher Wren (англ.) . —
- Ward, J. (англ.) . — 1740.
Ссылки
- Encyclopædia Britannica (11th ed.). Cambridge University Press . Chisholm, Hugh, ed. (1911). .
- , lecture by Professor Allan Chapman, Gresham College , 23 April 2008 (available in text, audio and video formats).
- on a Freemasonry website
- 2021-02-01
- 1