М. Баттерфляй
- 1 year ago
- 0
- 0
Баттерфля́й (от англ. butterfly — «бабочка» ), также дельфин — один из наиболее технически сложных и утомительных стилей плавания . Это стиль плавания на животе, в котором левая и правая части тела двигаются симметрично и синхронно — руки совершают широкий и мощный гребок, приподнимающий тело пловца над водой, ноги и таз совершают волнообразные движения. Баттерфляй — один из самых сложных способов плавания и считается вторым по скорости после кроля . Кроль на спине на дистанциях от 200 метров уже практически не уступает баттерфляю в скорости, что частично объясняется низким стартом первого.
Подобный баттерфляю стиль плавания известен в мире животных: в процессе эволюции он развился у черепах .
Первоначально существовало только 3 стиля плавания: кроль , брасс , кроль на спине . Баттерфляй появился при «модернизации» брасса. Руки стали проносить над поверхностью воды, что ускорило продвижение пловца. А потом изменили и движение ног на более естественное.
В конце 1933 года Генри Майерс плавал подобием баттерфляя в соревновании в центральном Бруклине ИМКА. Баттерфляй развивался из брасса . Дэвид Армбрустер, тренер по плаванию в университете штата Айова , исследовал брасс. В 1934 Армбрустер усовершенствовал метод для выдвижения рук вперёд над водой при брассе. Он назвал новый стиль «баттерфляем». Несмотря на то, что стиль — труден, в нём наблюдается значительное улучшение в скорости. Один год спустя в 1935-м году Джек Зиг, пловец также из Университета штата Айова, разработал технику удара, связанную с плаванием на спине и биением ногами в унисон, подобно хвосту рыбы, а затем изменил технику чтобы плавать лицом вниз. Он назвал это «стилем дельфина» — как удар рыбьего хвоста. Армбрустер и Зиг быстро обнаружили, что сочетание этих техник создают очень быстрый стиль плавания.
В баттерфляе исключительно важна правильная техника . В отличие от кроля, кроля на спине и брасса, в баттерфляе невозможно добиться хорошей скорости за счёт только физической силы . Многие [ кто? ] считают этот стиль самым трудным в изучении. Основную трудность для новичков представляет одновременный возврат над водой рук и всего тела в исходную позицию, при этом ещё и с одновременным дыханием.
Техника состоит из синхронного движения руками и ногами, в этом большую роль играет волнообразное движение всего тела. В начальной позиции пловец лежит на воде на животе, руки — вытянуты вперёд, ноги — вытянуты назад.
Состоят из трёх главных фаз — к себе, от себя, возврат, но могут быть поделены и на более мелкие части. В начале движения отчасти напоминают брасс, руки погружаются в воду ладонями в стороны (и немного вниз) примерно на ширине плеч, а затем разводятся в стороны в виде буквы Y. В фазе «от себя» руки описывают полукруг вокруг тела, локти выше кистей, кисти — направлены вниз и немного под себя. Движение достигает примерно 1/3 бедра, затем начинается возврат. Скорость рук возрастает с самого начала до точки наибольшего ускорения в самом конце движения. Это ускорение создает достаточный толчок для выхода на поверхность передней части тела.
Затем следует фаза возврата, в которой руки быстро переносятся вперёд, локти при этом — прямые, руки — расслаблены. Начинается эта фаза когда руки ещё под водой, затем они выносятся резким движением вперёд за счёт мышц трицепса . Важно не погружать их в воду слишком рано, так как движение вперёд под водой создаст дополнительное сопротивление, хотя на длинных дистанциях такого эффекта избежать невозможно.
Руки снова погружаются в воду на расстоянии плеч, большими пальцами вниз. Шире разводить руки не рекомендуется, это уменьшит гребок, так же, как и сводить уже. Некоторые пловцы, тем не менее, предпочитают коснуться руками в этой точке, это помогает им сделать гребок более энергичным.
Если в начале движения руки описывают полукруг, то к концу фазы «от себя» они могут двигаться параллельно. Это всегда было классической траекторией движения, однако в последнее время заметна тенденция совершать только большой полукруг по всей длине движения руками.
Отчасти напоминает движение в кроле, однако ноги движутся одновременно, а не по очереди, и при этом задействуется другой набор мышц. За счёт сильного движения ногами вниз, затем слабого вверх, на поверхность выносятся плечи и голова, после чего сильное движение ногами вниз и слабое вверх поднимает спину. Оба этих движения переходят одно в другое, благодаря естественным волнообразным колебаниям тела.
Ноги при этом держат вместе, чтобы избежать потерь в усилии. Ступни направлены вниз. В правилах не указывается, сколько раз за цикл ударов ногами должен совершить пловец. Это зависит от удобства, и обычно за цикл делается 2 удара.
Некоторым спортсменам удаётся совмещать движения руками баттерфляем с движениями ног из брасса. Такой сплав — вполне естественен, так как баттерфляй появился как разновидность брасса приблизительно в 1953 году. До 2001 года правилами не запрещалась такая комбинация. И по сей день правилами допускаются исключения, хотя большинство пловцов сейчас предпочитает волнообразные движения ногами.
Вдох приходится делать за очень короткий промежуток времени. Удобно помогать себе, изгибая тело, для этого требуется хорошо отточенная техника движений. Начинается вдох на завершающей фазе движения руками — гребок на уровне груди приподнимает тело над поверхностью. Подняв голову в этот момент, пловец может сделать вдох через рот. Опытным спортсменам удаётся при этом держать взгляд направленным в нижнюю часть противоположного бортика, то есть оставлять голову слегка опущенной — в таком варианте тело лучше сбалансировано и более прямое. Когда руки начинают взмах вперёд, голова погружается обратно в воду. Не следует задерживать голову над поверхностью — это замедляет возвратное движение. Выдох происходит через рот и нос в течение всего последующего цикла до следующего вдоха. Некоторые пловцы предпочитают делать вдох через сторону, как в кроле, при этом все остальные условия сохраняются, как пример, можно привести спортсмена Дениса Панкратова .
Как правило, вдох делается на каждый второй выход из воды — это оптимальный вариант для больших дистанций. Можно брать дыхание и на каждом выходе, но это может уменьшать скорость и приводить к гипервентиляции лёгких. Тренированные пловцы добиваются того, чтобы циклы с дыханием и без были одинаково быстрыми, и поэтому могут делать вдох каждый раз, например, так делает Майкл Фелпс . Используется также последовательность «два со вдохом, один без», создающая меньшую нагрузку на лёгкие и «на каждый третий», пригодная для пловцов с хорошо развитыми лёгкими, особенно на коротких дистанциях или на последнем участке. На коротких дистанциях отдельные спортсмены могут вообще не брать дыхание.
Сложную координацию движений в баттерфляе можно облегчить с помощью правильных движений телом. Когда плечи опускаются вниз, бёдра поднимаются выше, а таз пересекает линию воды, отчего по телу как бы проходит волна. Затем в последующей фазе гребка плечи движутся вверх, и тогда бедра оказываются внизу, причём этот импульс кажется сильнее.
Используется обычный старт. После прыжка следует фаза скольжения под водой, во время неё — волнообразные движения ногами. Подводная фаза — очень важна, так как сопротивление воды во время неё минимально. А также в момент проскальзывания под водой спортсмен не нагружает руки, которые будут на 100% загружены в момент плавания. Правила допускают максимум 15 м подводного плавания, после чего голова спортсмена должна появиться над поверхностью воды.
При повороте и на финише дистанции пловец должен дотронуться до бортика обеими руками одновременно, лицо повёрнуто вниз. Как правило, это делают слегка согнутыми руками, чтобы оттолкнуться от бортика при развороте. Одна рука разворачивается первой, затем ноги достигают бортика, вторая рука разворачивается, тело погружается глубже, грудь — параллельна или почти параллельна дну. Затем следует толчок, тело остаётся вытянутым, руки вперёд. Как и при старте, разрешается до 15 м плавания под водой. Большинство спортсменов на этом промежутке помогают себе вертикальными одновременными движениями ногами.
На финише правила требуют коснуться бортика двумя руками одновременно, руки должны быть в одной горизонтальной плоскости.
Нормативы на спортивные звания выполняются в 25- и 50-метровом бассейне :
Баттерфляй 50 м в 25-метровом | М | Ж |
---|---|---|
МСМК | 22,87 | 25,64 |
МС | 24,25 | 27,60 |
КМС | 25,25 | 28,75 |
I разряд | 27,25 | 31,25 |
II разряд | 30,25 | 33,75 |
III разряд | 33,25 | 36,75 |
Баттерфляй 50 м в 50-метровом | М | Ж |
---|---|---|
МСМК | 23,62 | 26,39 |
МС | 25,00 | 28,35 |
КМС | 26,00 | 29,50 |
I разряд | 28,00 | 32,00 |
II разряд | 31,00 | 34,50 |
III разряд | 34,00 | 37,50 |
Олимпийская дистанция 100 и 200 м.
Условия выполнения норм:
1. МСМК присваивается: |
1.1. За выполнение нормы на спортивных соревнованиях, имеющих статус не ниже международных спортивных соревнований, включённых в ЕКП. | ||||||||||||||||||
1.2. Для норм, помеченных знаком «*», за выполнение указанных норм на спортивных соревнованиях, имеющих статус не ниже международных спортивных соревнований, включённых в ЕКП, чемпионате России, Кубке России. | ||||||||||||||||||
2. МС присваивается: | ||||||||||||||||||
2.1. За выполнение норм на официальных спортивных соревнованиях не ниже статуса первенства федерального округа, зональных отборочных соревнований , чемпионатах и первенствах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга . | ||||||||||||||||||
2.2. При обязательном использовании электронной системы хронометража . | ||||||||||||||||||
3. КМС присваивается: | ||||||||||||||||||
3.1. За выполнение нормы на соревнованиях не ниже статуса официальных спортивных соревнований субъекта Российской Федерации . | ||||||||||||||||||
3.2. За выполнение нормы на официальных спортивных соревнованиях муниципального образования при наличии трёх секундометристов на каждой дорожке. | ||||||||||||||||||
3.3. По результатам ручного хронометража могут присваиваться только спортивные разряды . Сотые доли секунды не учитываются. | ||||||||||||||||||
4. I, II, III спортивные разряды и юношеские спортивные разряды присваиваются за выполнение нормы на соревнованиях любого статуса. |