Работал научным сотрудником в
Институте Дальнего Востока РАН
, Центре духовных цивилизаций Восточной Азии.
В 1992 году в Институте Дальнего Востока РАН под научным руководством доктора исторических наук, профессора
Л. С. Переломова
защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Тайные общества в политической культуре Китая XX в. (конец 20-х-80-е гг.)» (специальность 07.00.03 —
всеобщая история
)
.
В 1996 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Социально-исторические и теоретические аспекты ушу и его роль в культурной традиции Китая» (специальность 07.00.03 —
всеобщая история
)
.
В 1997—2008 годы — заведующий кафедрой всеобщей истории
Российского университета дружбы народов
, научный руководитель программ компаративных межцивилизационных исследований, кросс-культурных тенденций в истории, посвящённых изучению форм, границ и перспектив диалога между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и западными цивилизациями. В 2008—2010 годы — директор Центра стратегических исследований Китая
РУДН
.
В 2010—2019 годах — профессор и руководитель Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики
НИУ ВШЭ
.
В марте 2020 — октябре 2021 года — временно исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока РАН.
С 1 сентября 2021 года — и. о. директора ИСАА МГУ.
Действительный член
,
.
Свободно владеет английским, китайским, французским языками. Автор 15 научных монографий, многочисленных научно-популярных книг по
ушу
, более ста
научных статей
, посвящённых вопросам истории и традиций культуры стран Восточной Азии, изданных на нескольких языках
.
Ведущий еженедельной передачи «Восточная шкатулка» на радиостанции «
Вести ФМ
».
Экспертная деятельность
Член российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области образования, советник министра образования РФ (2001—2005);
С 2007 года является членом российской части многосторонней комиссии по сотрудничеству в области образования государств-членов ШОС;
С 2014 года руководитель экспертного совета Российско-Китайского комитета дружбы, сотрудничества и развития;
С 2014 года член правления российско-китайской торговой палаты по торговле машинно-техническим и инновационным оборудованием;
C 2019 года член экспертного совета Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП)
Научный куратор проекта «Создание Межрегиональных институтов Общественных наук» (координатор проекта «ИНО-Центр», совместный проект фонда Carnegie foundation, MacArthur’s Foundation, Kennan Institute) (2004—2006);
Соруководитель проекта «Разработка и реализация мероприятий по развитию сотрудничества образовательных учреждений высшей школы России и Китая в рамках консорциума из ведущих вузов федеральных округов России» (Министерство науки и образования РФ) (2007 — по н/в);
Руководитель проекта «Анализ основных программ сотрудничества стран Азии с Российской Федерацией в сфере образования, в том числе в рамках создания и функционирования интегрированных образовательных учреждений» по заказу Министерства Науки и образования РФ (2008).
Лекции по приглашениям
С 2011 года — выступает в качестве ведущего спикера на Ежегодной Международной конференции по риск-менеджменту
, которая традиционно проходит в г. Алматы (Казахстан). Организатором данного форума является
АО "Страховая компания «Евразия»
.
1994, 1997 — серия лекций в университетах Лидс, Оксфорд, Ковентри (Великобритания) по приглашению
Британской Академии
.
Практика боевых искусств Китая
Сфера научных интересов Маслова тесно связана с изучением и практическим исследованием боевых искусств Китая. Он впервые ввёл в научную историографию тему боевых искусств Китая как часть культурной и духовной традиции Восточной Азии и, начиная с 1994 года, ведёт обширные полевые исследования в регионе по специально разработанной им методике, жил в буддийских общинах. Маслову принадлежат переводы многих древних даосских и чань-буддийских текстов, он признан одним из лучших историков боевых искусств в мире.
В 1991 году Маслов пришёл в Шаолиньсы к Ши Дэцяню. Свободно владея китайским языком, Маслов жил и обучался ушу в шаолиньском монастыре. С 1993 г. он является прямым учеником преподобного мастера
Ши Дэцяня
и старшего монаха Ши Суси. Личные духовные наставления получал у
Ши Суси
. А. Маслов первый из европейцев прошёл обучение в Академии ушу монастыря Шаолинь (окончил в 1996 г.) и получил полное посвящение и имя
Ши Синъин
(
Синъин
означает «
Странствующий Орел
»), став посвящённым последователем шаолиньской традиции в 32-м поколении. Также обучался ушу у
Ши Дэяна
, Ши Синцзюня и у других настоящих китайских мастеров. Обладатель 8-й мастерской степени. Носитель традиции шаолиньского цигун —
Ицзиньцзин
. По благословению Ши Суси и Ши Дэцяня Маслов начал работу по созданию сети шаолиньских школ за рубежом. В России была создана Федерация шаолиньских боевых искусств (1996). В тот же год в его честь, как знак признания, была установлена стела в монастыре Шаолинь в храме Мириад Будд.
Маслов включен в список ста выдающихся мастеров мира (1997) и назван в числе лучших бойцов 2000—2007 годов по версии Международной федерации ушу/гунфу (International Kungfu Federation, IKFF), единственный из иностранцев занесён в «Схемы-хроники шаолиньских монахов-бойцов» (2006). Также его имя внесено в «Большую энциклопедию Шаолиньского ушу» в раздел «Знаменитые люди Шаолиньского ушу за рубежом».
В настоящее время является:
Генеральный секретарь, первый вице-президент Международной Федерации Шаолиньского ушу (IFSK, с 1998).
Президент Российского национального отделения Международной Федерации ушу/кунфу (IFKK, с 1999).
Президент Федерации шаолиньских боевых искусств (ФШБИ, Россия, с 1996 года).
Президент Московской Генеральной Федерации традиционного ушу Цзинъу.
Президент Российского отделения Международной федерации спортивного Будо (International Budo Sport Federation).
Полномочный представитель Международной федерации ушу/кунгфу в России.
Вице-президент Ассоциации боевых искусств России, международный инструктор Всемирного Общества боевых искусств.
Международный судья и президент Генеральной Ассоциации боевых искусств Цзинъу по России.
Как мастер боевых искусств (ушу) является:
единственным из иностранцев занесён в «Схемы-хроники шаолиньских монахов-бойцов» (
2006
).
Первый вице-президент Международной Федерации Шаолиньского ушу (International Federation Shaolin Kungfu, IFSK, с 1998).
Президент Федерации шаолиньских боевых искусств (ФШБИ, Россия, с
1996
)
.
Критика
Книги Маслова подвергаются критике со стороны профессиональных
китаистов
. В 2007 году Маслов выступил в радиобеседе «Буддизм и мы» на радио «
Свобода
». Маслов был раскритикован на портале «Сохраним Тибет!» Центра тибетской культуры и информации и Фонда содействия сохранению культурных и философских
традиций
тибетского буддизма «Сохраним Тибет» за данное выступление буддологом, приглашённым профессором Центра буддологических исследований
Гонконгского университета
, секретарём Санкт-Петербургского союза буддистов и главным редактором журнала «Буддизм России»
А. А. Терентьевым
. Терентьев критикует Маслова за некорректное отождествление
ваджраяны
и
тибетского буддизма
, за фразу «буддизм … не затрагивает проблем морали», за незнание того, что нарушение
целибата
ведёт к потере монашеского сана, за «обвинение
Далай-ламы
в постоянной лжи» по вопросу тибетского народного восстания, а также за утверждение Маслова, что в период СССР «буддизм спокойно и безболезненно замещался новой идеологией», которое Терентьев называет «плевком в могилы тысяч убитых и замученных российских буддийских монахов»
.
Ответы на критику
В беседе на «
Радио России
» Маслов прокомментировал фразу «книги Маслова подвергаются критике со стороны профессиональных китаистов» следующим образом
:
Думаю, это очень приятное явление: значит, мои книги читают. Понимаете, востоковедение — очень консервативная наука, и в этом — её прелесть. Потому что наука вообще должна быть очень консервативной, особенно та, которая касается трактовки и перетрактовки традиций, религии и всего остального. И я попытался несколько выйти за пределы этого консервативизма и пере-перевести несколько китайских крупных книг, известных, пожалуй, во всем мире: это
Конфуций
,
Лао-Цзы
«
Дао Де Цзин
», и показать немного другой взгляд на древнюю историю Китая. Что, естественно, вызвало, с одной стороны, волну одобрения, с другой — волну критики…
Я, например, читаю лекции в
Гонконге
, в Гонконгском университете по трактовкам древнекитайских текстов, где, собственно, китайцам объясняю, как мог звучать китайский язык в древности, и какие у него были смыслы. Это, конечно, вызывает сомнения, но самое главное — вызывает дискуссии. То, что сейчас вообще нужно при осмыслении Востока, Китая, в частности, — это дискуссия.
Книги
Битвы на атласных простынях: святость, эрос и плоть в Китае
. — М.:
Рипол-классик
, 2020. — 375 с.
Китай 2020: пандемия, общество и глобальные альтернативы
. — М.:
Рипол-классик
, 2020. — 367 с.
Конфуций и его учение
// Энциклопедия для детей [Т.6]. Религии мира [Ч.1] / ред. колл.:
М. Аксёнова
,
Д. Володихин
, Т. Каширина и др. — 4-е изд., испр. —
М.
: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. — С. 424—459. — 492 с. —
ISBN 978-5-98986-038-8
.
Манихейство: учение о царстве света
// Энциклопедия для детей [Т.6]. Религии мира [Ч.1] / ред. колл.:
М. Аксёнова
,
Д. Володихин
, Т. Каширина и др. — 4-е изд., испр. —
М.
: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. — С. 114—129. — 492 с. —
ISBN 978-5-98986-038-8
.
Загадки, тайны и коды цивилизации Майя
. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 285 с.
Мудрецы Атлантиды
. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. 288 с.
Другое человечество. Здесь кто-то побывал до нас
. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 384 с.
Дыхание Шамбалы
. — Ростов-на-Дону:
, 2006. — 288 с.
Китай. Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз.
— 2-е изд. — М.:
Алетейа
, 2006. 480 с.
Книга судьбы. Ежедневные медитации с Конфуцием
. — Ростов н/Д:
, 2006. — 400 с.
Конфуций за 30 минут
— Ростов н/Д:
, 2006. — 61 с.
Конфуций. Суждения и беседы
— Ростов н/Д:
, 2006. — 304 с.
Тайные коды боевых искусств Японии
. — Ростов н/Д:
, 2006. — 400 с.
Тайный код китайского кунфу
. — Ростов н/Д:
, 2006. — 400 с.
Ши Децянь, Маслов А. А.
Гимнастика Бодхидхармы
. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 160 с.
Шулика Ю. А., Коблев Я. К., Маслов А. А.
Борьба дзюдо. Первые уроки
. — Ростов н/Д:
, 2006. — 160 с.
Дзэн самурая
. — Ростов на Дону:
, 2005. — 336 с.
Загадки, тайны и коды «Дао дэ цзина».
— Ростов-на-Дону:
, 2005. — 267 с.
Китай. Колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала.
— М.:
Алетейа
, 2005. — 375 с.
Тайный код Конфуция. Что пытался передать Великий Учитель?
— Ростов н/Д:
, 2005. — 285 с.
Тайный смысл и разгадка кодов Лао-Цзы
— Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 288 с.
Укрощение драконов: Духовные поиск и сакральный экстаз в Китае
. — М.:
Алетейа
, 2005. — 475 с.
Утраченная цивилизация: в поисках потерянного человечества
. — Ростов н/Д:
, 2005. — 520 с.
Боевая добродетель. Секреты боевых искусств Китая
. — Ростов н/Д:
, 2004. — 224 с.
Встретить дракона: толкование изначального смысла «Лао-цзы
». — М.:
, 2004. — 387 с.
Дзэн самурая.
— Ростов н/Д:
, 2004. — 329 с.
Классические тексты Дзэн
(перевод, исследование, комментарии). — Ростов н/Д:
, 2004. — 479 с.
Школа ниндзя. Тайны воинов тьмы
. — Ростов н/Д:
, 2004. — 176 с.
Дао дэ цзин. Канон пути и благодати
. / вступ. ст., пер. и коммент. А. А. Маслова. — Ростов н/Д:
: Эксперимент. колледж
, 2003. — 479 с.
Путь воина. Секреты боевых искусств Японии.
— Ростов н/Д:
, 2003. 431 с.
Танцующий Феникс. Тайны внутренних школ ушу
. — Ростов н/Д:
, 2003. — 381 с.
Письмена на воде. Первые наставник Чань в Китае
(исследования, переводы, комментарии). — М.: Сфера, 2000. — 604 с.
Энциклопедия восточных боевых искусств. Т. 1: Традиции и тайны китайского ушу
. — М.: ГАЛА Пресс, 2000. — 520 с.
Энциклопедия восточных боевых искусств. Т. 2: Воины и мудрецы страны восходящего солнца
. — М.: ГАЛА Пресс, 2000. 424 с.
Inconstancy of the Eternity. Lao-zi: Myth, Man, and His Book
. — New York:
, 1999. 403 с.
Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина»
. — М.: Сфера, 1997. 512 с.
Невозможная цивилизация? Сборник
. / Сост. Маслов А. А. — М.:
Знание
, 1996. — 464 с.
Жуковская Н. Л.
, Маслов А. А.
Чань-буддизм
// Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 2. Религии мира. —
М.
: Аванта+, 1996. — С. 5—43. — 688 с. —
ISBN 5-86529-044-4
.
Небесный путь боевых искусств: духовное искусство китайского ушу
. — СПб.: ТЕКС, 1995. — 495 с.
Синъицюань: единство формы и воли
. Часть 2. — М: Оздоровительный и научно-информационный центр «Здоровье народа», 1995. — 176 с., илл.
Синъицюань: единство формы и воли
. Часть 1. — М: Центр здоровья народа, 1993. — 176 с., илл.
Гимнастика цигун: китайские традиции здоровья
. — М.:
Знание
, 1992.
Маслов А. А., Космолинский Ф. П.
Гимнастика цигун. «24 часа в сутки…»
— М.:
Знание
, 1992. — 128 с.
Длинный кулак. Чанцюань
. — М., 1991. — 79 с.
Ушу: Традиции духовного и физического воспитания Китая
. — М.:
Молодая гвардия
, 1990. — 78с
Долин А. А., Маслов А. А.
Истоки у-шу
. — М.: 1990. — 240 с.
Маслов А. А., Померанцев Ю. М.
Гимнастика ушу: реальность через призму мифов. Путешествие в подводный мир
. — М.:
Знание
, 1990. — 190 с.
Маслов А. А., Подщеколдин А. М.
Уроки китайской гимнастики. Вып. 3
. — М.:
Советский спорт
, 1990. — 94 с.
Участие в телевизионных и медийных проектах
С 2006 года — комментатор и ведущий радиопрограмм на «Радио России» и «Сити-FM» по Китаю и странам Азии.
2008 — Автор сценария, документальный фильм «Тайны великих смертей» (СТС).
2006 — Автор сценария, документальный фильм «Двуликий Мао» (РТР).
2005 — Автор сценария, документальный фильм «Дэн Сяопин» (РТР).
Примечания
.
* Маслов, Алексей Александрович. Тайные общества в политической культуре Китая XX в., конец 20-х — 80-е гг.: дисс. … канд. ист. наук : 07.00.03 / Российская Академия наук. Ин-т Дальнего Востока. — Москва, 1992. — 372 с.
Маслов, Алексей Александрович.
от 7 июня 2022 на
Wayback Machine
: автореф. дис. … канд. ист. наук : 07.00.03 / Российская Академия наук. Ин-т Дальнего Востока. — Москва, 1992. — 27 с.
Маслов, Алексей Александрович. Социально-исторические и теоретические аспекты ушу и его роль в культурной традиции Китая : автореф. дис. … д-ра ист. наук : 07.00.03 / Ин-т Дальнего Востока. — Москва, 1995. — 39 с.
Маслов, Алексей Александрович. Социально-исторические и теоретические аспекты ушу и его роль в культурной традиции Китая : дисс. … д-ра ист. наук : 07.00.03. — Москва, 1995. — 335 с. + Прил. (с. 336—743).
(неопр.)
. «
НИУ ВШЭ
». Дата обращения: 15 августа 2013.
29 августа 2013 года.