Interested Article - Космос (философия)

Античное и средневековое представление Космоса изображенное в книге Петра Апиана «Космография» ( Антверпен , 1539 год )

Ко́смос ( др.-греч. «порядок, гармония») — понятие древнегреческой философии и культуры , представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом . Противопоставлялся хаосу . Греки соединяли в понятии «космос» две функции — упорядочивающую и эстетическую .

История

Христианский космос. Иллюстрация из Нюрнбергских хроник , 1493 год

Термин «Космос» начинает употребляться в философском смысле уже в период становления первых философских школ Древней Греции. Согласно Диогену Лаэрцию , Пифагор был первым, кто назвал Вселенную «Космосом» . Однако использование этого понятия зафиксировано ещё до Пифагора у Анаксимена и Анаксимандра . Он широко употребляется у Гераклита , Парменида , Эмпедокла , Анаксагора , Демокрита и других досократиков .

Как отмечают, в поэмах Гомера общую картину мира можно рассматривать как первую — эпическую модель античного космоса: «это как бы огромное жилище, в котором живут, действуют и борются люди и боги» .

Платон в диалоге « Тимей » рассматривает космос как живой, соразмерный организм , обладающий разумной душой, а человека — как часть космоса. Здесь же Платон формулирует трудность в объяснении устройства космоса: он божественен, значит, все небесные тела должны двигаться равномерно по круговым орбитам, однако движение планет противоречит этому требованию. Эту проблему пытались решить Евдокс и Каллипп в рамках теории гомоцентрических сфер .

Аристотель выступил с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, в частности, отказался от учения о космической душе, заменив её космическим Умом.

В древнегреческой космологии Космос считался ограниченным, в его центре располагалась неподвижная Земля, вокруг которой вращались все небесные тела, включая Солнце. Звёзды располагались на периферии Космоса. Геоцентрическая система мира , доработанная в эллинистическую эпоху в рамках теории эпициклов ( Гиппархом , Птолемеем и др.), господствовала до XVI в.

Стоики и неоплатоники в поздней античности , схоласты и христианские богословы в Средние века также включили в свои философские концепции учение о космосе . Философы и ученые эпохи Возрождения и раннего Нового времени (например, Коперник и Кеплер ) обычно опирались на принципы античной космологии, однако в центре Космоса размещалось Солнце, а не Земля (см. Гелиоцентрическая система мира ).

В Новое время понятие «космос» вытесняется из научного употребления, заменяясь понятием « Вселенная » .

В некоторых славянских языках (русском, польском, болгарском, сербском) под космосом в настоящее время подразумевают пространство за пределами Земли (« космическое пространство »).

См. также

Примечания

  1. , с. 16—20.
  2. , с. 119—230.
  3. . Дата обращения: 23 августа 2014. 26 августа 2014 года.
  4. . Дата обращения: 29 декабря 2013. 18 февраля 2015 года.
  5. . Дата обращения: 23 августа 2014. 28 января 2015 года.
  6. .
  7. , с. VII—VIII.

Литература

  • Койре А. . — М. : Логос (серия: Сигма), 2001.
  • Павленко А. Н. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  • Павленко А. Н. Европейская космология: Основания эпистемологического поворота. — М. : Интрада, 1997. — ISBN 5-87604-036-3 .
  • Grant E. // Journal for the History of Astronomy . — 1997. — Vol. 28. — P. 147—167.
  • Kahn C. H. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. — New York: Columbia University Press , 1960.

Ссылки

  • Кан Ч. Ш. .
Источник —

Same as Космос (философия)