Interested Article - Неопифагореизм

Неопифагореи́зм ( новопифагореи́зм ) — эклектическое философское направление в греческой философии , соединившее элементы пифагореизма с философией Платона , Аристотеля и стоиков . К древнепифагорейскому учению неопифагореизм близок любовью к мистике чисел и общим религиозно-нравственным характером.

Неопифагореизм возник в I веке до н. э. и фактически исчерпал себя к III веку н. э. Теодор Момзен сообщает о распространении неопифагореизма в Риме в конце республиканского периода .

Основные представители неопифагореизма

К основным представителям неопифагорейской школы относятся:

Философия неопифагореизма

Неопифагореизм вновь придал значение методам математического символизма. Тесно переплетаясь со средним платонизмом , неопифагореизм опирался на такие классические платоновские и пифагорейские категории, как «единое — многое», « монада диада », « тождество — различие», « четное нечетное », « точка линия плоскость тело ».

В области этики неопифагорейцы развивали идеалы аскетизма и катартики . Однако, в отличие от среднего платонизма неопифагореизм считал первоначалом не Ум ( др.-греч. Νοῦς ), а монаду диаду . Излагая основы пифагореизма , Секст Эмпирик и Александр Полигистор указывали именно на « монаду диаду » как на основополагающую категорию всей пифагорейской метафизики .

Тем не менее, Евдор и Модерат помещали « единое » выше « монады диады ». Модерат рассматривал « единое » трояко: 1) как сверхбытийное начало; 2) как область идей - парадигм ; 3) как душу ( др.-греч. ψυχή ), которая причастна первым двум. По мнению некоторых исследователей, эта концепция возникла у Модерата в результате соединения идей платоновских диалогов « Парменид » и « Тимей ». У Никомаха первый бог ( монада ) является демиургом . Демиург рождает диаду . Ум ( др.-греч. Νοῦς ) же предстаёт как принцип бытия и познания всех вещей. Нумений из Апамеи проводил различие между первым богом (Бог-Отец или Ум) и вторым богом (Создатель). Как известно, эти два эпитета единого демиурга Нумений из Апамеи заимствовал из платоновского « Тимея ».

После III века н. э. неопифагореизм теряет самостоятельность философской школы, а весь комплекс пифагорейских идей, а также пифагорейская математика , аскетика , катартика , божественный статус учителя, священные тексты, — всё это усваивается неоплатонизмом благодаря неопифагорейской школе.

Золотые стихи

Литература

  • Афонасин Е. В. Доксография пифагореизма и неопифагорейская традиция // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2009. Т. 3. № 1. С. 9-65.
  • Рист Д. Неопифагореизм и «второе письмо» Платона // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2009. Т. 3. № 1. С. 354—356.

Примечания

  1. Моммзен Т. История Рима Кн.5. Гл.8

Ссылки

  • // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Неопифагореизм