«
Филеб
» (
греч.
Φίληβος
) — один из
диалогов
Платона
. Исследователи датируют диалог 2-й пол. 350-х гг. до н.э.
Содержание
Сократ
оспаривает мнение Филеба, что величайшим благом являются радость (
греч.
χαίρειν
), удовольствия (
греч.
ἡδονὴν
) и наслаждения. Он утверждает ценность разумения (
греч.
φρονεῖν
), мышления (
греч.
νοεῖν
) и памяти (11b). Точку зрения Филеба в диалоге отстаивает Протарх. Сократ настаивает, что есть разные удовольствия. Одни присущи людям рассудительным, а другие невоздержанным. Сократ отрицает, что приятное есть благо, поскольку многое из приятного дурно (13b). Далее он подвергает критике тезис, что "единое есть многое" (
греч.
ἓν γὰρ δὴ τὰ πολλὰ εἶναι
— 14с), из которого следует, что удовольствия могут быть как безрассудными, так и разумными. Сократ настаивает на решительном противопоставлении жизни в удовольствиях и благоразумной жизни (
греч.
φρονήσεως βίον
— 20e). Если человек будет наслаждаться жизнью безрассудно, то он не сможет осознать свою радость и его жизнь не будет ничем отличаться от жизни моллюска.
Далее, подчеркивая преимущества рассудительной жизни, Сократ излагает космологию, согласно которой у Вселенной есть душа и ум (
греч.
νοῦς
— 30e). Удовольствие же всегда следует в паре со страданием и в нем природа как бы восстанавливает свой ущерб (32a, 42d). Собеседники приходят к выводу, что боги не радуются и не страдают.
Ссылки
Литература
Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 3. М.: "
Мысль
", 1994
Месяц С.В. Платоновский «Филеб» о едином, многом и среднем (комментарий к фрагменту 14c -18 d) // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. Под общей редакцией В.В. Петрова. М.: Кругъ, 2013.- С. 77-94.